KZ

Главная страницаЧеловек и культура
Подготовка специалистов по музыке, эстетическое воспитание и вопросы музыкального просвещения (отрывки)
Ахмет Жубанов (1906-1968)

Автор: Ахмет Жубанов (1906-1968)

Композитор, музыковед, дирижёр

Материалы автора:

3

В последние годы на страницах печати много пишут об эстетическом воспитании среди населения... Отрадно то, что многие школьные учителя начинают самостоятельные поиски в области музыки, проявляют энтузиазм в сфере самодеятельности. Но пока еще школам не хватает дидактического материала по урокам пения. Мало песен, написанных специально для детей, особенно для младших возрастов. В этом отношении наши композиторы в большом долгу перед народом. Большинство из них действительно заняты созданием крупных произведений и потому не придают значения детским песням. Редко кто из композиторов пишет специально для детей...

Бывает, когда отдельные учителя не могут отличить лирические песни от любовных. В результате они отвергают всякого рода лирические песни. Но ведь лирика обладает широким смыслом. Ее жанровая структура не ограничивается только любовными мотивами. Лирические образы создаются и на темы патриотизма, и олицетворяют облик советских людей. Лирика — это душевная теплота, одухотворенность, притягатель­ная сила положительных эмоций. Стало быть, не от всякой лирической песни нужно «оберегать» подрастающее поколение. Но вместе с тем учителя школ предъявляют вполне законные требования относительно того, что у юной поросли должен быть свой репертуар, отвечающий их духовным запросам. Возражать против этого было бы наивностью.

Другой недостаток связан с личностью самих учителей пения. В большинстве случаев уроки пения преподают люди, или вообще не сведущие в музыке, или же обладающие только поверхностными знаниями о ней. Как мы знаем, районные, городские и другие вышестоящие отделы народного образования нередко ради только заполнения сетки часов преподавателем музыки назначают совершенно случайного человека. Раз сами контролирующие органы занимаются подобным насилием над обязательной дисциплиной, то получается, по образному выражению казахов: «Чтобы мясо не протухло, его солят, а если сама соль протухает, то, как это предотвратить?» На наш взгляд, в летнее время не мешало бы организовать одно-двухмесячные курсы-семинары для преподавателей музыки и пения по линии институтов усовершенствования учителей. Преподаватели-энтузиасты хотя и за такой короткий срок смогли бы обрести кое-какие знания, получили бы возможность повышать свою квалификацию путем заочного обучения. В особенности они смогли бы овладеть нотной грамотой, ибо для этого достаточно и двухмесячного курса. Освоив нотную грамоту, инициативный учитель легко освоит и «язык» музыки. Ведь нет смысла издавать даже самые прекрасные учебные пособия по музыке, если учитель не владеет нотной грамотой...

Наряду с уроками сольного пения нужны еще и уроки хорового пе­ния. Внедрение культуры хорового пения в быт казахов является пер­вейшей задачей музыкальных деятелей, так как в нашем народе веками культивировалось монотонное одноголосье. Такое занятие можно начинать с двухголосного хора, с постепенным переходом на многоголосье. Необходимо также приучать детей дуэтному исполнению мелодий. Нынче все наши уголки, можно сказать, радиофицированы. Эту техническую возможность также можно использовать для проведения уроков пения с тем, чтобы учащимся наглядно проиллюстрировать основы хоровой музыки. Как по всем другим разделам предмета музыки, пора уже приступить и к созданию учебных пособий по методике обучения хоровому пению.

В деле музыкального, эстетического воспитания подрастающего поколения искусство хорового вокала играет существенную роль. Ансамблевое пение, подобно быту колхозной жизни, объединяет коллектив, способствует сплочению его членов как единомышленников. Нам хочется подчеркнуть, что овладение искусством хорового исполнительства является единственно целенаправленным путем к постановке музыкально-драматических пьес.

Кроме указанных выше музыкальных образовательных потенций в школах еще функционируют кружки казахских народных инструментов. Но большинство из них не имеют качественных домбр, кобыза, баяна и т. д. Судя по тем письмам, которые мы получаем, многие кружки довольствуются только теми инструментами, какие им достаются...

Кюй — гордость казахского народа, одна из составных частей его духовного богатства. Некоторые «национальные нигилисты», смотрящие свысока на этот музыкальный жанр вследствие недопонимания всей его художественной ценности и эстетической сущности, в дальнейшем получат должный отпор от самой нашей социалистической действительности. Разве можно оставаться равнодушным, слушая что ни есть шедевры кюев на темы народных преданий, исторических, героических или драматических повествований? Разве случайно восклицал Абай: «Слушая кюйи, глубокомысленные, как слова мудреца, и сам возвышаешься духом над миром бренным!»? И разве не облетают все уголки нашей страны новые кюйи, воспевающие разнообразные стороны нашей жизни?..

В процессе эстетического воспитания драматические кружки также имеют важное значение, как и музыкальные. Еще лучше, когда работа этих кружков будет взаимосвязанной.

Одним из значительных подспорий в эстетическом воспитании служит изобразительное искусство. Из-за реакционных влияний ислама у казахов изоискусство испытывало существенное ограничение в своем развитии. Особенно религиозные запреты касались отображения живых существ, а в первую очередь облика человека. Для достижения этой цели фанатики, прибегали к вымыслу: «В потустороннем мире бог подвергнет мучениям смертных, чтобы они одушевили свои рисунки, созданные при жизни», чего страшились богобоязненные таланты. Но среди сегодняшнего поколения молодежи немало не только интересующихся этим искусством, но и тех, кто имеет явные дарования художника. К сожалению, в этой области мы также не располагаем в достаточной мере преподавателями рисования, вернее, их почти что нет. То, что сохранилось в казахском быту из образцов живописного, изобразительного искусства, — это орнаменты в виде резьбы, вышивания и т. д. Нам следует развивать каким-то способом хотя бы эти разновидности народного художественного мышления.

Все перечисленные отрасли искусства бесспорно значимы для внутришкольных мероприятий по эстетическому воспитанию детей. Они способствуют их гармоническому развитию. Из числа всех этих отраслей художественного достояния нам ближе всего уроки музыки. На сегодня наша молодежь имеет все возможности для прикосновения к искусству, а главное — к музыке, благодаря радио, телевидению, кино, театрам и концертам. Даже малыши, как бы танцуя, шевелят ручонками и ножками, «дирижируют», когда слышат музыку. Но если наши композиторы, писатели, художники, деятели кино и театра, используя эти богатейшие возможности, протянули бы свои руки помощи школе, дабы оживить работу по эстетическому воспитанию детей, то общая польза от этого возросла бы во стократ...

20 ноября 2019    Раздел / Образование

Добавить комментарий



Комментарии (18)


Лала
13 января 2021 в 15:32
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:32
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:31
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.

Лала
13 января 2021 в 15:30
Комментировать

Как бы прекрасно было создать в школах творческую группу по созданию песенных текстов! Выявить таланты .А их, бесспорно, в большом количестве.