Разделы

Главная страница_
Интерактивное общение на уроках «Самопознания»
Интерактивное общение на уроках «Самопознания»
Автор / Помазанова Н.Н.

Притча

Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть – нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», – и ушел.

Выбирая ту или иную форму проведения урока самопознания, учитель руководствуется своими профессиональными личностными принципами, учитывая при этом возрастные, личностные особенности, темперамент детей и их готовность к восприятию. В процессе экспериментальных уроков мы нашли такую форму, как использование на всех типах уроков интерактивного общения через упражнения, разминки, приветствия, игры, тренинги и т.д. Главное достоинство этих форм в создании доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся.

Сторонники инновационного подхода в образовании считают, что основой современного образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности. К основным методом обучения следует отнести интерактивное общение. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо. Таким образом, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Роль педагога и учащегося меняется в интерактивном общении:

- учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

- роль учителя – определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

- он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

- учащийся – полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

- источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

- процесс обучения во многом идет через проживание опыта.

Итак, с чем может взаимодействовать учитель или ученик?

- Учитель - Ученик

- Учитель - Компьютер - Ученик

- Учитель - Интерактивная доска (локальный ресурс) - Ученик 

- Учитель - Интернет (внешний ресурс) - Ученик

Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается  новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Инструментарий, заложенный в ИД позволяет использовать доску как экран, как монитор, Многие учителя предметники разрабатывают свои приемы работы с ИД на основе, например таких инструментов, как:

- ПЕРО – как обычная ручка, есть выбор цвета, толщины, типа линии.

- КАРТИНКИ – установить рисунок из папки

- ЗВУКО - и ВИДЕОФАЙЛЫ + инструменты ИД

Положительные моменты интерактивного общения

Интерактивное общение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы.

Интерактивное общение имеет суммарный эффект: на фоне адекватного программе освоения знаний формируются умение сотрудничать, продуктивность которого характеризуется изменением стратегии взаимодействия, включенности учащихся в учебное взаимодействие и характера группового взаимодействия; коммуникативная компетентность, характеризуемая изменением стиля общения, осознанности барьеров общения, характера решения коммуникативных задач; толерантность, характеризуемая принятием других, что обеспечивает полноту и адекватность общения в различных ситуациях.

Один из эффективных приемов интерактивного общения –опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, что поло­жительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, товарищами, на учебе и дисциплине.

Опосредствование – в некотором роде универсальный прием. Он успешно может применяться к учащимся обоего пола и разного возраста. Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического и холерического темперамента.

Подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учитывая естественное желание ребёнка получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества.

Например:

Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку.

Инсценировка – один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у подростка в созданной педагогом психологической ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а значит и перестройку своего поведения.

Переключение. С целью установления высокой дисциплины на занятиях и правильных взаимоотношений со школьниками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким образом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимися или учебной группой.

Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опирается на помощь активистов из своего класса, лучших выпускников школы, известных достижениями в труде родителей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Воспитывает занимающихся на их положительном примере.

Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача приближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В своей работе мы определили для себя несколько форм интерактивного общения: тренинги, учебные дискуссии, игры.

Тренинги

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Тренинг направлен на развитие у учащихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

Учебная дискуссия

Под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной группе.

Игра

Игра – неотъемлемая часть жизни любого человека. С помощью игры можно снять психологическое утомление и языковой барьер. В процессе игры между участниками урока возникают доверительные отношения и, как следствие, откровенный разговор по теме урока. Преимущество любой игры – это коллективная форма сотворчества. Главное достоинство игры – создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся. На уроках «Самопознания» со всеми возрастными группами были апробированы многие игры и упражнения. Наиболее эффективные, на наш взгляд, собраны в методическую копилку учителей, которыми они могут с вами поделиться. Таким образом, главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Таким образом, главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Шесть правил организации интерактивного общения на уроках «Самопознания»:

1.Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

2.Правило второе. Психологическая подготовка участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3.Правило третье. Обучающихся не должно быть много. Ведь важно, чтобы каждый был услышан.

4.Правило четвертое. Физический комфорт. Класс должен быть подготовлен с таким расчётом, чтобы ученикам было легко пересаживаться для работы и они имели возможность общаться как друг с другом, так и с педагогом.

5.Правило пятое. Толерантность. Важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

6.Правило шестое. Добровольность.