Философия самопознания
Человек и культура
Самопознание. Учебная литература
Мир книги
Вечные ценности народа
Клуб интересных встреч
Контактные данные
Цель: углубление представлений учащихся о духовной основе различных видов искусства.
Задачи:
- раскрыть красоту, богатство национальной культуры как одной из важнейших гуманистической ценностей на примере праздника Наурыз;
- развивать эстетический вкус, чувство прекрасного, творческое воображение, познавательный интерес;
- воспитывать уважение к народным традициям.
Ресурсы: музыкальные записи, репродукции картин художников с изображением весны, карточки со словами, краски, карандаши, листы бумаги для рисования, макет подснежника (стебель и лепестки).
Ход урока
Часть I
(проводит учитель самопознания)
Круг радости
Учащиеся стоят в кругу, учитель к ним обращается со словами: Кектем туды! С рождением Весны! Когда так говорят? (Ответы учащихся) Так казахи поздравляют друг друга с праздником Наурыз. Скажите эти слова друг другу. (Учащиеся поздравляют друг друга с праздником Наурыз.)
Введение в тему урока
Учитель: Посмотрите, как празднично сегодня оформлена наша юрта(класс стилизован под юрту и празднично оформлен). Добро пожаловать на праздник Наурыз! Пусть этот великий день будет началом всех благ и добра!
Звучит песня в исполнении Р. Рымбаевой «Наурыз думан».
Учитель:Тысячи людей отмечают этот замечательный праздник – день весеннего равноденствия, начало Нового года на Востоке. В этот день ходят в гости, произносят слова пожелания, шутят, поют песни, играют и соревнуются. Разнообразные представления и театральные сценки учат людей уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославляет Добро! Давайте и мы займемся творчеством и прославим это прекрасное время года – приход весны.
Работа по осмыслению учащимися темы урока
Учитель: Многие поэты, писатели, художники, певцы и композиторы в своих произведениях рассказывали о весне: поэты и писатели – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Вот какую прекрасную картину весны рисуют в своих стихотворениях поэты Антон Куринский и Любовь Галицкая:
Автор А. Куринский
С приходом ранней весны
Приятней тепло луча.
Мне снятся яркие сны,
И слышится звон ручья.
Когда снега растают,
И гимном славы – пением
Все птицы поздравляют
Природу с обновлением.
В подснежник жизнь вдыхает
Весна. Он чист и ярок.
Стоит, благоухает
Земли живой подарок.
Деревья листья расправляют.
Они проснулись ото сна.
И пусть снежинки пролетают,
Но к нам уже пришла весна!
***
Автор Л. Галицкая
Наурыз! Наурыз! Наурыз!
Капли весело падают вниз.
Вторят звонкой капели ручьи,
Возвратились к гнездовьям грачи.
Шум и гам на опушке лесной,
Выясняют, кто свой, кто чужой.
Ожил лес, вешним солнцем согрет.
Вербы куст, словно желтый букет.
На него посмотри, улыбнись:
Это праздник идет, Наурыз!
Наурыз! Наурыз! Наурыз!
В каплях солнца рождается жизнь.
Учитель: А какие вы знаете стихотворения о весне? (Ответы учащихся)
Примечание: можно детям дать заранее подготовленные четверостишья, которые они прочитают.
Учитель: С приходом весны природа оживает. Какие приметы весны вы можете назвать? (Ответы учащихся) Теплые солнечные лучи, звон ручья, пение птиц, первые цветы – всё это создаёт красоту окружающей нас природы, которую старались передать в своих картинах художники. Посмотрите, как это у них получилось (показ репродукций картин известных художников с изображением весны).
Беседа
· Какие основные тона и краски использовали художники, изображая весну? Почему?
· А знаете ли вы, что у весны есть звуки? Какие?
(Ответы учащихся)
Учитель: Самый характерный весенний звук – жужжание насекомых, а ещё – журчание ручейка, тихий треск раскрывающихся бутонов подснежников и других первоцветов, порхание, щебет и свист. Движение, во всем и везде, полет, бег, течение. Давайте послушаем весну.
Прослушивание музыкальных фрагментов о весне: Курмангазы «Сары-Арқа», А. Енсепов «Кең жайлау»
· Музыка передаёт чувства. Какие чувства вы испытывали, когда слушали эти музыкальные произведения?
(Ответы учащихся)
Творческая деятельность
Учитель:А теперь давайте подумаем, можно ли увидеть музыку. Нарисуйте то, что вы услышали.
Учащиеся рисуют. Все работы располагаются в зоне творчества, обсуждаются.
Часть II
(проводят учитель рисования и учитель самопознания)
Учитель предлагает детям рассмотреть выставку рисунков, посвященную празднику Наурыз (дети готовят рисунки на уроках рисования заранее).
Беседа
· Как мы называем картины, на которых изображена природа?
· Просмотрите рисунки юных художников. Какие цвета являются основными в этих пейзажах? Как вы думаете, почему юные художники выбрали эти цвета?
· Каким чувством наполнены эти картины?
· Какое настроение передают нам авторы?
(Ответы учащихся)
Упражнение с использованием метода «Мозговой штурм»
Учитель: Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии. Какие поэтические образы у вас возникли при рассмотрении рисунков? (Ответы учащихся)
Ребята, вы можете выразить свои образы при помощи одного слова (например: «праздник», «радость», «светлый», «традиции», «песни»),словосочетаний («долгожданная весна», «игры на природе», «встреча родных», «щедрый дастархан»),это могут быть эпитеты, олицетворения, сравнения («юная и теплая земля», «весна, как волшебница, пробуждает и преображает все вокруг», «степь танцует и поет»).
Учитель записывает все слова на доске (или на ватмане). Потом из списка учащиеся выбирают наиболее красивые выражения, составляют из них сюжетную и ритмическую цепочку, делят ее на логические и рифмующиеся части.
Творческая деятельность «Стихосложение»
Класс делится на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает одну часть со словами и составляет из них четверостишье.
Например, это могут быть такие поэтические образы:
1 группа слов – степь проснулась, косы ковылей, камыши шепчут, праздник солнечного света, бата;
2 группа слов – юрты белые, полетела музыка, домбра, большая байга, дальний караван, тюльпан, шумное шашу.
В результате может получиться стихотворение о Наурызе, переработанное учителем музыки как песня, н-р:
Наурыз
Степь проснулась на рассвете от росы,
Убрала красиво в косы ковыли,
Потянулась реками вдоль и ввысь,
Зашептала камышами: «Наурыз!»
Праздник солнечного света и весны,
О любви поют по рощам соловьи,
Аксакал бата читает от души,
Наурыз встречают люди всей степи!
Припев:
Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз!
Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз!
Юрты белые поднялись у реки,
С песнями и кюем по лугам пошли,
В небеса взлетела музыка домбры,
Началась байга большая, догони!
У ата сегодня новенький чапан,
И запел жырши про дальний караван.
На камзолах девушек зацвел тюльпан,
Шумное шашу встречает наш мейрам!
Припев:
Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз! Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз!
Часть III
(проводит учитель музыки)
Упражнение «Музыкальная живопись»
Учитель: На улице весна, все кругом просыпается, природа улыбается всеми цветами радуги. Давайте нарисуем радугу при помощи звуков. Я буду произносить названия цветов в радуге, а вы их изображайте различными звуками: голосами, стуком, шуршанием, свистом, хлопками и т.д. (Учащиеся выполняют задание.)
Оказывается, музыкой тоже можно рисовать. (Учитель демонстрирует несколько звуковых рисунков, используя музыкальные инструменты).Различные звуки, которые мы создаем, - это музыкальные краски. Подумайте, есть ли у них что-либо общее с красками изобразительными? (Ответы учащихся)
Сейчас на улице весна. С чего для вас начинается весна? Попробуйте изобразить это при помощи музыкальных красок. (Учащиеся выполняют задание при помощи музыкальных инструментов.)
Какие праздники мы встречаем весной? (Ответы учащихся)
Послушайте, как рассказывают о Наурызе учащиеся вашего класса. (Учитель читает сочинение-описание «Наурыз»).
Как вы думаете, какие цвета подойдут к описанию того, что вы услышали: красный, желтый, оранжевый, ярко-зелёный и т.д. Почему? (Учитель крепит на доску листы бумаги выбранного цвета.)
Посмотрите на выбранные нами цвета. Какой мелодии они соответствуют? (Учащимся нужно описать характер мелодий.)
Какие инструменты помогут нам создать такую мелодию? (Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание учителя.)
Далее учитель предлагает детям прослушать подобранную им мелодию и задает вопрос: Какая мелодия, на ваш взгляд, прозвучала: веселая или грустная? Подходит ли она к нашей песне? Почему? (Ответы учащихся)
Учащиеся под руководством учителя исполняют песню, получив задание выучить ее к празднику.
Итоговые этапы урока проводит учитель самопознания.
Обобщение
Учитель: Празднование Наурыза всегда сопровождается веселыми играми, шумными скачками и песенными состязаниями. Накрывается богатый дастархан. Главным блюдом на столе является наурыз-коже, которое состоит из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко.
Наличие цифры «7» на празднике является обязательным. Она заключает в себе 7 дней недели. На стол перед аксакалами ставят 7 чаш с наурыз-коже. Каждый казах должен за время праздника посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. Это число имеет большое значение, оно символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Мы тоже его будем сегодня использовать, чтобы подвести итоги нашего урока. Мы предлагаем вам составить цветок – наурыз-шешек (подснежник). Составлять его мы будем по лепесткам, которые прикрепим к этому зеленому стебельку. У каждого из вас на столе лежат белые листики овальной формы. Это лепестки нашего подснежника. Их семь, на каждом написано слово, которое должно сталь ключевым в вашем высказывании об уроке: узнал, научился, понял, понравилось, расскажу другим, благодарю, посоветую, пожелаю.
Учащиеся произносят высказывания и прикрепляют лепестки к стеблю, который закреплен на доске.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель: Существует немало рожденных этим праздником поздравлений, пожеланий, благословений, частушек, остроумных куплетов. Они составили особый вид народной литературы и фольклорных произведений, исполняемых во время празднования Наурыза, - Наурыз жыры. Дома вы подготовили такие пожелания. Давайте сейчас подарим их друг другу.
Учащиеся произносят подготовленные пожелания, которые раскрывают основное значение праздника. Каждый начинает высказывание со слов: Наурыз – это... Варианты могут быть следующими:
- первый день Нового года;
- день прихода весны;
- день зарождения новой жизни, любви и красоты;
- день единения;
- день равенства всех (мужчин и женщин, детей и стариков...);
- день обновления, духовного и физического очищения;
- день чистоты и верности.
Примечание: после каждого поздравления появляется карточка с ключевым выражением, картинка (слайд).
Учитель:Итак, Наурыз – это не только начало нового года, но и добрых дел, хороших начинаний, чистоты, искренности и очищения. В традициях Наурыза раскрываются лучшие человеческие качества: сердечность, милосердие, отзывчивость.
По существующей традиции в день этот аксакалы, уважаемые старейшины, обращаются к людям со словом-благословением. Эти добрые пожелания всегда заканчиваются добрыми словами (звучит фрагмент праздничного кюя):«Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет изообилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас! Наурыз Құттыболсын! С праздником Наурыз!»
Добавить комментарий