KZ

Главная страница_
Праздник солнечного света и весны
Праздник солнечного света и весны
22 декабря 2017    Автор / Е. Лосева, И. Семенкина, С. Ашимов, Б. Каптагаева, творческая группа учителей гимназии «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Цель: углубление представлений учащихся о духовной ос­нове различных видов искусства.

Задачи:

-  раскрыть красоту, богатство национальной культуры как одной из важнейших гуманистической ценностей на примере праздника Наурыз;

- развивать эстетический вкус, чувство прекрасного, твор­ческое воображение, познавательный интерес;

- воспитывать уважение к народным традициям.

Ресурсы: музыкальные записи, репродукции картин художников с изображением весны, карточки со словами, краски, карандаши, листы бумаги для рисования, макет подснежника (стебель и лепестки).

Ход урока

Часть I

(проводит учитель самопознания)

Круг радости

Учащиеся стоят в кругу, учитель к ним обращается со словами: Кектем туды! С рождением Весны! Когда так говорят? (Ответы учащихся) Так казахи поздравляют друг друга с праздником Наурыз. Скажите эти слова друг другу. (Учащиеся поздравляют друг друга с праздником Наурыз.)

Введение в тему урока

Учитель: Посмотрите, как празднично сегодня оформлена наша юрта(класс стилизован под юрту и празднично оформлен). Добро пожаловать на праздник Наурыз! Пусть этот великий день будет началом всех благ и добра!

Звучит песня в исполнении Р. Рымбаевой «Наурыз думан».

Учитель:Тысячи людей отмечают этот замечательный праздник – день весеннего равноденствия, начало Нового года на Восто­ке. В этот день ходят в гости, произносят слова пожелания, шутят, поют песни, играют и соревнуются. Разнообразные представления и театральные сценки учат людей уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национально­стями. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состя­зание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участ­вовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продол­жается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше про­славляет Добро! Давайте и мы займемся творчеством и прославим это прекрасное время года – приход весны.

Работа по осмыслению учащимися темы урока

Учитель: Многие поэты, писатели, художники, певцы и компози­торы в своих произведениях рассказывали о весне: поэты и писатели – в  словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Вот какую прекрасную картину весны рисуют в своих стихотворениях поэты Антон Куринский и Любовь Галицкая:

Автор А. Куринский

С приходом ранней весны

Приятней тепло луча.

Мне снятся яркие сны,

И слышится звон ручья.

Когда снега растают,

И гимном славы – пением

Все птицы поздравляют

Природу с обновлением.

В подснежник жизнь вдыхает

Весна. Он чист и ярок.

Стоит, благоухает

Земли живой подарок.

Деревья листья расправляют.

Они проснулись ото сна.

И пусть снежинки пролетают,

Но к нам уже пришла весна!

***

Автор Л. Галицкая

Наурыз! Наурыз! Наурыз!

Капли весело падают вниз.

Вторят звонкой капели ручьи,

Возвратились к гнездовьям грачи.

Шум и гам на опушке лесной,

Выясняют, кто свой, кто чужой.

Ожил лес, вешним солнцем согрет.

Вербы куст, словно желтый букет.

На него посмотри, улыбнись:

Это праздник идет, Наурыз!

Наурыз! Наурыз! Наурыз!

В каплях солнца рождается жизнь.

 Учитель: А какие вы знаете стихотворения о весне? (Ответы учащихся)

Примечание: можно детям дать заранее подготовленные четверостишья, которые они прочитают.

Учитель: С приходом весны природа оживает. Какие приметы весны вы можете назвать? (Ответы учащихся) Теплые солнечные лучи, звон ручья, пение птиц, первые цветы – всё это создаёт красоту окружающей нас природы, которую старались передать в своих картинах художники. Посмотрите, как это у них получилось (показ репродукций картин известных художников с изображением весны).

Беседа

· Какие основные тона и краски использовали художни­ки, изображая весну? Почему?

· А знаете ли вы, что у весны есть звуки? Какие?

(Отве­ты учащихся)

Учитель: Самый характерный весенний звук – жужжание насе­комых, а ещё – журчание ручейка, тихий треск раскрываю­щихся бутонов подснежников и других первоцветов, порха­ние, щебет и свист. Движение, во всем и везде, полет, бег, течение. Давайте послушаем весну.

Прослушивание музыкальных фрагментов о весне: Курмангазы «Сары-Арқа», А. Енсепов «Кең жайлау»

·  Музыка передаёт чувства. Какие чувства вы испы­тывали, когда слушали эти музыкальные произведения?

(От­веты учащихся)

Творческая деятельность

Учитель:А теперь давайте подумаем, можно ли увидеть музыку. Нарисуйте то, что вы услышали.

Учащиеся рисуют. Все работы располагаются в зоне творчества, обсуждаются.

Часть II

(проводят учитель рисования и учитель самопознания)

Учитель предлагает детям рассмотреть выставку ри­сунков, посвященную празднику Наурыз (дети гото­вят рисунки на уроках рисования зара­нее).

Беседа

·  Как мы называем картины, на которых изображена при­рода?

·  Просмотрите рисунки юных художников. Какие цвета являются основ­ными в этих пейзажах? Как вы думаете, почему юные художники вы­брали эти цвета?

· Каким чувством наполнены эти картины?

· Какое настроение передают нам авторы?

(Ответы уча­щихся)

Упражнение с использованием метода «Мозговой штурм»

Учитель: Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии. Какие поэтические образы у вас возникли при рассмотрении рисун­ков? (Ответы учащихся)

Ребята, вы можете выразить свои образы при помощи одного слова (например: «праздник», «радость», «светлый», «тра­диции», «песни»),словосочетаний («долгожданная весна», «игры на природе», «встреча родных», «щедрый дастархан»),это могут быть эпитеты, олицетворения, сравнения («юная и теплая земля», «весна, как волшебница, пробужда­ет и преображает все вокруг», «степь танцует и поет»).

Учитель записывает все слова на доске (или на ватмане). Потом из списка учащиеся выбирают наиболее красивые выражения, составляют из них сюжетную и ритмическую цепочку, де­лят ее на логические и рифмующиеся части.

Творческая деятельность «Стихосложение»

Класс делится на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает одну часть со словами и составляет из них четверо­стишье.

Например, это могут быть такие поэтические образы:

1 группа слов – степь проснулась, косы ковылей, камыши шепчут, праздник солнечного света, бата;

2 группа слов – юрты белые, полетела музыка, домбра, большая байга, дальний караван, тюльпан, шумное шашу.

В результате может получиться стихотворение о Наурызе, переработанное учителем музыки как песня, н-р:

Наурыз

Степь проснулась на рассвете от росы,

Убрала красиво в косы ковыли,

Потянулась реками вдоль и ввысь,

Зашептала камышами: «Наурыз!»

Праздник солнечного света и весны,

О любви поют по рощам соловьи,

Аксакал бата читает от души,

Наурыз встречают люди всей степи!

Припев:

Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз! 

Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз!

Юрты белые поднялись у реки,

С песнями и кюем по лугам пошли,

В небеса взлетела музыка домбры,

Началась байга большая, догони!

У ата сегодня новенький чапан,

И запел жырши про дальний караван.

На камзолах девушек зацвел тюльпан,

Шумное шашу встречает наш мейрам!

Припев:

Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз! Наурыз, Наурыз, Наурыз, праздник Наурыз!

Часть III

(проводит учитель музыки)

Упражнение «Музыкальная живопись»

Учитель: На улице весна, все кругом просыпается, природа улы­бается всеми цветами радуги. Давайте нарисуем радугу при помощи звуков. Я буду произносить названия цветов в раду­ге, а вы их изображайте различными звуками: голосами, сту­ком, шуршанием, свистом, хлопками и т.д. (Учащиеся выполняют задание.)

Оказывается, музыкой тоже можно рисовать. (Учитель демонстрирует несколько звуковых рисунков, используя му­зыкальные инструменты).Различные звуки, которые мы создаем, - это музыкальные краски. Подумайте, есть ли у них что-либо общее с красками изобразительными? (Ответы учащихся)

Сейчас на улице весна. С чего для вас начинается весна? Попробуйте изобразить это при помощи музыкальных кра­сок. (Учащиеся выполняют задание при помощи музыкальных инструментов.)

Какие праздники мы встречаем весной? (Ответы учащихся)

Послушайте, как рассказывают о Наурызе учащиеся ва­шего класса. (Учитель читает сочинение-описание «Нау­рыз»).

Как вы думаете, какие цвета подойдут к описанию того, что вы услышали: красный, желтый, оранжевый, ярко-зелёный и т.д. Почему? (Учитель крепит на доску листы бумаги выбранного цвета.)

Посмотрите на выбранные нами цвета. Какой мелодии они соответствуют? (Учащимся нужно описать характер мелодий.)

Какие инструменты помогут нам создать такую мело­дию? (Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание учителя.)

Далее учитель предлагает детям прослушать подобранную им мелодию и зада­ет вопрос: Какая мелодия, на ваш взгляд, прозвучала: веселая или грустная? Подходит ли она к нашей песне? Почему? (Ответы учащихся)

Учащиеся под руководством учителя исполняют песню, получив задание выучить ее к празднику.

Итоговые этапы урока проводит учитель самопознания.

Обобщение

Учитель: Празднование Наурыза всегда сопровождается веселыми играми, шумными скачками и песенными состязаниями. На­крывается богатый дастархан. Главным блюдом на столе яв­ляется наурыз-коже, которое состоит из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко.

Наличие цифры «7» на празднике является обязательным. Она заключает в себе 7 дней недели. На стол перед аксакалами ставят 7 чаш с наурыз-коже. Каждый казах должен за время праздни­ка посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. Это число имеет большое значение, оно символизируют радость, удачу, муд­рость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божест­венную защиту.

Мы тоже его будем сегодня использовать, чтобы подвести итоги нашего урока. Мы предлагаем вам составить цветок – наурыз-шешек (подснежник). Составлять его мы будем по лепесткам, которые прикрепим к этому зеленому стебельку. У каждого из вас на столе лежат белые листики овальной формы. Это лепестки нашего подснежника. Их семь, на каждом написано слово, которое должно сталь ключевым в ва­шем высказывании об уроке: узнал, научился, понял, по­нравилось, расскажу другим, благодарю, посоветую, по­желаю.

Учащиеся произносят высказывания и прикрепляют лепе­стки к стеблю, который закреплен на доске.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель: Существует немало рожденных этим праздником по­здравлений, пожеланий, благословений, частушек, остроум­ных куплетов. Они составили особый вид народной литера­туры и фольклорных произведений, исполняемых во время празднования Наурыза, - Наурыз жыры. Дома вы подготовили такие пожелания. Давайте сейчас подарим их друг другу.

Учащиеся произносят подготовленные пожелания, ко­торые раскрывают основное значение праздника. Каждый начинает высказывание со слов: Наурыз – это... Варианты могут быть следующими:

-  первый день Нового года;

-  день прихода весны;

-  день зарождения новой жизни, любви и красоты;

-  день единения;

-  день равенства всех (мужчин и женщин, детей и стари­ков...);

-  день обновления, духовного и физического очищения;

-  день чистоты и верности.

Примечание: после каждого поздравления появляется карточка с ключевым выражением, картинка (слайд).

Учитель:Итак, Наурыз – это не только начало нового года, но и добрых дел, хороших начинаний, чистоты, искренности и очищения. В традициях Наурыза раскрываются лучшие че­ловеческие качества: сердечность, милосердие, отзывчи­вость.

По существующей традиции в день этот аксакалы, ува­жаемые старейшины, обращаются к людям со словом-благословением. Эти добрые пожелания всегда заканчивают­ся добрыми словами (звучит фрагмент праздничного кюя):«Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день при­несет изообилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас! Наурыз Құттыболсын! С праздником Наурыз!»

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.