KZ

Главная страница_
Казахстан – наш общий дом
Казахстан – наш общий дом
22 июня 2014    Автор / Б. Кудышева, Заместитель директора ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», Г. Джуманова, гнс ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек» Понимание – начало согласия. Бенедикт Спиноза

Цель: способствовать развитию гражданственности и казахстанского патриотизма.

Задачи:

1)  развивать чувство общего дома и приверженность государственным ценностям Казахстана;

2)  углублять гражданское понимание национальной идентичности;

3)  способствовать развитию умения позитивно общаться с представителями разных национальностей и религиозных конфессий.

Ход занятия

Круг радости

Казахстан

Автор О. Дымов

Дремала могучая, древняя, покрытая степью земля.

На все четыре стороны раскинулась она.

Султаном ковыль серебрился, а в небе кружили орлы.

В степи жеребенок родился, тучнели скотом табуны.

О! Если орлиным бы взором окинуть страну довелось.

Пять Франций вместилось, без спора, и Англии место б нашлось.

Веками к себе ты манила, слетались сюда вороньем

Монголы, татары, джунгары, пытали огнем и мечом.

О! Сколько страданий и бедствий пришлось испытать степняку,

Болезни, холод и голод, да тяжкую дань богачу.

Но выстоял гордый и вольный, стремящийся к миру народ,

Стараясь, работал до пота и шел неуклонно вперед.

Эта земля нас сроднила, дарила тепло и уют,

Согрела нас всех, накормила и многим дала здесь приют.

И вот не одно поколенье мы вместе все дружно живем,

С думой о хлебе едином, да общие песни поем.

А в синей космической дали парил наш крылатый Тулпар.

Златой удостоен медали мой брат – казахстанец Токтар.

Я степью сегодня любуюсь, а мысли с парящим орлом,

Взметнувшись до самого солнца, застыл он на флаге твоем.

И слава твоя облетела, как сокол степной много стран.

За мудрость народа, что в песнях воспели, спасибо тебе, Казахстан!

Учебная информация

Казахстан – полиэтническое государство, где проживают представители более 130 национальностей и каждая, храня свои обычаи и традиции, вносит достойный вклад в развитие суверенного государства. В нашей стране в мире и согласии сосуществуют представители более 40 религиозных конфессий. Глубинную суть казахстанского общества составляют взаимное понимание, терпимость, бережное восприятие духовных и культурных ценностей людей разных национальностей и вероисповеданий. Казахи говорят: «Основа счастья – в единении сил». Успешный опыт продуктивного сосуществования многих этносов в единой многонациональной семье – яркое подтверждение народной мудрости.

Казахстанцы хорошо понимают, что дружба народов – это бесценное достояние. Без доверия между людьми разных национальностей, без равенства всех перед законом не будет процветания государства, а значит, и счастливой жизни.

Каждый гражданин Казахстана хорошо понимает и чувствует, что наше единство – в сохранении нашего многообразия. Основной Закон страны неслучайно начинается со слов: «Мы, народ Казахстана…». Казахстанский народ – это единая общность, но в то же время каждый этнос самобытен, имеет свой язык, традиционные ценности, обычаи и обряды.

В Казахстане свободно развиваются все этносы. Созданы благоприятные условия для их самореализации. Государствообразующим этносом в Республике Казахстан является казахский. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в 1995 году была организована Ассамблея народа Казахстана – консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Духовным стержнем любого государства, нации, консолидирующим началом  является национальная идея, которая в самые сложные исторические периоды помогает народу выжить и выстоять. Наша национальная идея – казахстанский патриотизм, идея «Казахстан – наш общий дом». Именно эта идея, многолетнее совместное проживание разных этносов способствовало формированию особого казахстанского менталитета, присущего всем гражданам республики.

Дискуссия, беседа

Вопросы для обсуждения:

1)    Что для вас означает быть патриотом?

2)    Как вы понимаете национальную идентичность?

3)    Можно ли сохранить национальную самобытность в условиях глобализации?

4)    Можно ли сочетать общечеловеческие ценности с национальными?

Знаете ли Вы, что в республике действует около 500 национально-культурных объединений, 19 республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, 6 национальных театров (казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский, и узбекский), 170 воскресных языковых центров, где ведется обучение на 23 языках. Активно действует 101 национальная школа этнических меньшинств. В регионах функционируют 12 Домов Дружбы.

В мире людей сосуществуют самые разнообразные религии. Эта идея является основополагающим принципом межконфессионального диалога, согласия и плюрализма.

В 2003, 2006, 2009 годах в Астане прошли три Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Именно Казахстан стал местом диалога мировых религий. Около 70 % всех верующих в нашей стране составляют мусульмане, 25% - православные христиане, 5% - представители других религиозных конфессий (католики, протестанты, иудеи, буддисты, представители нетрадиционных религий).В республике функционируют более 4000 зарегистрированных  религиозных организаций различной направленности.

Задание.В религиозных доктринах есть универсальные, общечеловеческие принципы, определяющие отношение к людям:

• Христианство: Возлюби ближнего своего, как самого себя.

• Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.

• Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому. Спасающий одну жизнь, спасает весь мир.

• Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

• Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы тебе боль.

• Конфуцианство: Не делай другим того, чего не желаешь себе.

• Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей.

Дискуссия, беседа

Вопросы для обсуждения:

1.  Подумайте, какие нравственные качества в отношениях между людьми они благословляют?

2.  Какой из принципов вы считаете самым важным в своей жизни?

Творческая деятельность «Мозаика дружбы»

Многонациональная культура нашего государства дает нам уникальную возможность узнать интересный и самобытный мир каждой отдельно взятой личности. Задумайтесь, сколько разных национальностей представлено в вашей студенческой группе? К какому этносу принадлежите вы сами?

Подготовьте творческую работу, которая в полной мере могла бы раскрыть неповторимую индивидуальность вашей этнической культуры. Ваш творческий проект может быть осуществлен по вашему выбору в различных жанрах искусства, например, в литературе, живописи, прикладном искусстве и т.д. 

Итогом выполнения данного задания должна стать выставка-презентация всех подготовленных учащимися творческих работ.

Перечислите позитивные качества национальностей, с представителями которых вы общаетесь.

Упражнение, разминка «Глава государства на день»

Данное упражнение поможет вам четче сформулировать свои политические взгляды, понять лучше свою позицию по некоторым важным политическим вопросам, а также осознать, какими ценности должны быть положены в основу политики. В течение 10 минут самостоятельно заполните анкету.

Встаньте в общий круг. Некоторые из вас по желанию могут представить группе свои политические взгляды. Это может происходить в форме интервью по изложению своих политических взглядов в течение трех минут. Другие участники могут задать респонденту по одному вопросу.

Вопросы должны быть нацелены на прояснение и более четкое формулирование политической позиции интервьюируемого. С одной стороны, важно задавать вопросы, позволяющие определить, почему респондент так высоко или так низ­ко ценит то или иное политическое убеждение. С другой стороны, не менее важны вопросы, направленные на понимание последствий, к которым может привести определенная система ценностей. Так, к примеру, кто-то может спросить: «Вы хотите выделить больше средств на содействие развитию бедных стран и утверждаете, что вас особенно беспокоит вопрос об ответственности богатых перед бедными. Можете ли объяснить, почему такое большое значение вы уделяете этой ценности?» Кто-то другой может спросить: «Подумали ли вы о том, что произойдет, если индустриально развитые страны действительно будут выделять очень большие средства на содействие развитию бедных стран?» Следите за тем, чтобы вопросы были направлены не на критику или высмеивание политических взглядов интервьюируемого, а на их уточнение и обсуждение.

Анкета «Глава государства на день»:

Если бы Вы были главой государства, на что бы Вы выделили больше всего средств?

1.     Содействие развитию бедных стран

2.     Оборона своего государства

3.     Оздоровление городской среды

4.     Поддержка сельского хозяйства

5.     Развитие народного образования

6.     Развитие транспортной сети

7.     Охрана окружающей среды

8.     Поддержка промышленности

9.     Развитие космических исследований

10.   Борьба с бедностью внутри страны

Подумайте, пожалуйста, как вы устанавливаете свои приоритеты, и расположите предлагаемые вами меры в определенной последовательности, дав каждой из них порядковый номер. Теперь подумайте, какие цен­ности или убеждения связаны у вас с каждой из мер, и кратко опишите это. Например, если вы считаете, что важно развивать народное образование, то обоснуйте свое убеждение: «Каждый человек имеет право развивать, насколько это возможно, свои способности» или «Знания помогают человеку выжить».

После этого напишите, по каким соображениям вы выбрали области, на которые следует выделить больше всего и меньше всего средств. Напишите свои аргументы.

Размышления на заданную тему

Поделитесь размышлениями на следующие темы:

Родину забыть нельзя. Нет более благородной болезни, чем тоска по Родине.

Гаман

«Кто твой друг?» – спросили мудреца. И он ответил: «Мой лучший друг тот, кто является лучшим другом моего народа».

Китайская мудрость

«Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

Дмитрий Лихачев

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.