KZ

Главная страница_
В стремлении к красоте
В стремлении к красоте
22 сентября 2017    Автор / Т. Леканова, преподаватель специальных дисциплин гуманитарного колледжа «Самопознание» ННПООЦ «Бобек», г. Алматы

Цель: развитие ценностного отношения к себе, своей индивидуальности.

Задачи:

-  развивать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, что является мерилом красоты;

-  развивать стремление  к самосовершенствованию;

-  содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся.

Ресурсы: аудиозаписи музыкальных произведений: «Живет повсюду красота» Ю. Антонова, «Времена года» А. Вивальди, «Сары Арка» Курмангазы, иллюстрации портретов художников различных эпох.

Ход занятия

Круг радости

Звучит песня Юрия Антонова «Живет повсюду красота».

Учитель: Темой нашего занятия является «Стремление к красоте». Какие ассоциации у вас возникают при слове «красота»? (Ответы учащихся)

Учебная информация

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Беседа

- Что же все-таки представляет собой красота?

- В чем состоит ее магия?

- Почему именно красоте посвящают свои произведения художники, писатели, скульпторы и композиторы?

(Ответы учащихся)

Рассказ учителя

Учитель: Ребята, как вы думаете, что являлось мерилом красоты в разные времена у разных народов? (Ответы учащихся)

А теперь предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю.

Эпоха палеолита.  Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная». Её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы – под чепчиком.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета – в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Её считают возвышенным идеалом женственности и обаяния.

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть «богатым» с «лебединой» шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков.

В эпоху рококо главный акцент делается на причёске, рококо – это время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

В эпоху романтизма подражание античной одежде изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Пояс переместился под самую грудь. Ампир был одним из последних ярко выраженных стилей, диктующих относительно четкие каноны красоты и моды. С началом XIX века идеал красоты начинает меняться настолько стремительно, что уловить можно только некоторые самые яркие тенденции.

Задание

Учитель предлагает учащимся разделиться на пары и в каждой паре обсудить и сделать вывод, что являлось мерилом красоты в разные эпохи у разных народов.

Упражнение «Зеркало»

Учитель предлагает учащимся рассмотреть различные портреты кисти великих живописцев, отражающие идеалы красоты различных эпох. Далее он предлагает учащимся выполнить упражнение «зеркало».

- Представьте, что вы смотритесь в зеркало.

- Опишите человека, которого вы увидели в зеркале.

- Что вас обрадовало? Расстроило? Удивило?

- Что вам хочется изменить в этом человеке?

Дискуссия

Учитель: Иногда кажется странным, что именно в юности человек испытывает острое недовольство своей внешностью. Ведь юность сама по себе красота. Но тревога эта вполне объяснима. Ведь именно в это время человек обнаруживает в себе острое желание нравиться окружающим и кому-то одному из них особенно. Он жаждет внимания, признания сверстников.

- Как вы думаете, чтобы нравиться, нужен только лишь внешний вид или нечто большее? (Ответы учащихся) Этим же вопросом задавался известный поэт Н. Заболоцкий:

 …Что есть красота, 

И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

 Учитель подводит учащихся к выводу: наша внешность говорит о многом, и такое понимание красоты, как здоровое тело, физическая привлекательность для противоположного пола имеет большое значение. Однако не меньшее значение имеет доброта, сила характера, любящее сердце и веселый нрав. Если все это лучится из очей, одушевляет лицо, управляет движениями, то кто видит тогда неправильные черты, несовершенные краски, недостаток внешней красоты? И, конечно, если нашу естественную красоту, нашу гармонию между внутренним и внешним миром облачить в красивую оболочку с помощью одежды, мы добьемся удивительного результата.

 Творческая деятельность

Учащимся предлагается написать синквейн со словом «красота».

 Чтение

Что важнее: внешняя красота или внутренняя?

притча

Однажды Чжао Цзэн спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Хинг Ши спросил ученика:

— Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но тёплый и надёжный. Что бы ты выбрал?

— Я бы предпочёл простой внешне, но удобный внутренне дом.

— А если бы дом покупал человек тщеславный, гордящийся своим положением, но не имеющий достаточно средств для покупки и красивого и уютного дома? — снова задал вопрос Хинг Ши.

— Наверное, он предпочёл бы внешнюю красоту и блеск удобствам, — ответил ученик.

— Думаю, ты прав, — сказал Хинг Ши и добавил, — да только вот вне зависимости от вашего выбора, однажды, каждый из вас бы понял, что ему не хватает либо красоты, либо уюта, и начал бы к этому стремиться.

— Так значит внешняя и внутренняя красота по сути своей равнозначны и ценны лишь в гармонии? — спросил Чжао Цзэн.

— Можно сказать и так, — ответил улыбаясь Хинг Ши, — но я думал прежде всего о том, что, обладая половиной, всегда стоит стремится к целому, не теряя при этом того, что уже имеешь. Ведь половина, какой бы она не была, всегда будет лишь половиной.

 Обобщение

Если внешне красивый человек не наделен внутренней красотой, то есть, тем, что называют духовностью, то с такими людьми просто неинтересно общаться более пяти минут. Очень важна духовная красота и внутренний мир человека. Конечно же, нельзя исключать и то, что нам дано от природы – наши внешние данные, отражение которых мы видим в зеркале. При этом очень важно, чтобы в человеке присутствовала гармония между внутренним и внешним миром.

 Работа с цитатами

Учитель предлагает каждому учащемуся выбрать одно из предложенных высказываний и прокомментировать его.

  • Красота — наряду с благом (добром) и истиной — важнейшая человеческая ценность. О. Уайльд
  • Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. Сервантес
  • Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенно уважение.  Шекспир В.

· При красоте тела невольно веришь в красоту души; при красоте души не замечаешь физического несовершенства. Илья Шевелев

· Красота плоти имеет предел; духовная красота беспредельна. Илья Шевелев

· Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. Ф. Ницше

· Иногда красота – это внешнее. Как обертка подарка. Но не сам подарок. Джим Фоулз

· Красота без доброты умирает невостребованной. Сэмюэл Джонсон

· Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Джеймс Фенимор Купер

· Прекрасное – это законченное выражение Добра. Добро же – законченное выражение Прекрасного. Рабиндранат Тагор

Творческая деятельность «Музыкальная фантазия»

Учитель: Идеалы красоты воплощались не только в изобразительном искусстве, в литературе, но и в музыке. Послушайте два музыкальных произведения: «Времена года» А. Вивальди и кюй Курмангазы «Сары Арка». Мысленно представьте и нарисуйте картины, которые могли бы сопровождаться такой музыкой. (Звучат музыкальные произведения.)

В завершение учащиеся рассказывают и показывают рисунки, которые представились им при прослушивании каждого из музыкальных отрывков.

 Рефлексия

Учитель: Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что вы понимаете под словом «красота»? (Ответы учащихся)

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое, но есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это и есть синонимы к слову «красота».

 Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Красивый человек для меня – это тот человек, который…».

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.