Разделы

Главная страницаФилософия самопознания
О хорошем человеке и хорошем специалисте
О хорошем человеке и хорошем специалисте
Автор / Соловьева Г.Г. д.ф.н., профессор, г. Алматы

Когда Сару Алпысовну, Президента благотворительного Фонда «Бобек», окружают счастливые, улыбающиеся дети, создается прекрасный букет на зеленом лугу жизни. Саре Алпысовне дан величайший Дар любви и милосердия, Дар слышать Сердцем и незамедлительно спешить на помощь. Она воспринимает тревоги мира как свои собственные, трогающие ее сердце и душу, особенно вселенскую проблему утраты духовности и человечности, торжествующего прогресса информационных технологий, исчезновения самой главной для человека способности любить и быть любимым, сопереживать и сострадать, радоваться каждому мгновению отпущенной нам жизни, чувствовать себя подлинно счастливыми. Специалисты, востребованные на рынке труда, овладевшие английским и компьютерным мастерством, класс-менеджеры, постигшие высшую математику бизнеса – все это, думает Сара Алпысовна, только средство для достижения подлинного жизненного успеха: стать человеком, достойным этого высокого звания, помня наставление великого Абая «Адам бол!» [Назарбаева С.А. Этика жизни. Алматы, 2001.]. И Сара Алпысовна становится автором замечательной образовательной программы «Самопознание», объединившей усилия лучших психологов, философов, педагогов, культурологов многих стран мира, учителей-энтузиастов, для которых «Самопознание» превращается в дело жизни, в учительский подвиг. Создана концепция, разработана новая педагогическая матрица, изданы комплекты учебных пособий и учебников, начиная с детского сада, включая все уровни школьного и вузовского образования, в течение десяти лет осуществлен крупномасштабный эксперимент и вот уже «самопознание» – обязательный предмет в школьном и вузовском расписании. Предмет совершенно особый и уникальный, изменяющий парадигму всего образовательного процесса в Республике Казахстан, выдвигающий приоритет духовно-нравственных ценностей и интегрирующий все остальные дисциплины через личностный интерес ребенка. Предмет, который уже стал самым желанным и любимым, которого ждут с нетерпением не только дети, но и родители, и даже соседи и родственники. Как говорит Сара Алпысовна, глобальную проблему духовно-нравственного воспитания надо решать сегодня всем миром, сообща, не надеясь на усилия только школы или вуза.

Поразмышляем еще и еще раз: что же такое самопознание? Первый призыв «Познай самого себя» прозвучал много веков назад, и провозгласил его древнегреческий мудрец Сократ. Он высоко чтил первых греческих философов, диалектику бытия и небытия Гераклита, попытку Парменида проникнуть в тайны Единого, порождающего многое. Его восхищало преклонение перед Небесными светилами, созерцание которых считалось сокровенным смыслом жизни. Но Дельфийский оракул, к которому обратился за советом Сократ, направил его размышления в другое русло. Человек вбирает в себя, концентрирует в себе все энергии мира, все силы Космоса: познай самого себя, и ты познаешь мир.

Немало времени прошло с той поры, когда Сократ решился ответить на вопрос вопросов. Предстояло выяснить: каково происхождение человека, в чем его сущность и каково его призвание, предназначение в земной жизни? Философия, вслед за Сократом неустанно и неутомимо решала загадку человека, давая множество возможных ответов. И все же в начале XXI века философы были вынуждены признать, что никогда человек не был для себя столь проблематичным, как в современную эпоху. Это не означает, что все усилия проникнуть в тайну человеческой жизни оказались напрасными. Выяснилось, что человек не только природное, биологическое существо, в котором природа приходит к осознанию самой себя. Человек также существо социальное, культурное-историческое, и культура определяет тот уникальный способ, каким человек вписывается в мир, осваивает его и изменяет, творит вторую очеловеченную природу, «предметный мир человеческой цивилизации» (Маркс). Но самое решающее – человек является также сверхприродным и сверхсоциальным существом, занимающим особое метафизическое положение в Космосе. Он приобщен к духовному, трансцендентному, благодаря тому, что его душа, в отличие от души растений и животных одухотворена. Таков краткий ответ на призыв Сократа познать человека как родовое существо.

Но есть и другой смысл «самопознания»: не только постижение человеком своей родовой сущности, но и выяснение каждым своих личностных возможностей, способностей, темперамента, характера, то, что педагоги и психологи называют «профилем одаренности». По этому вопросу в философии и психологии издавна велись и все еще ведутся горячие дискуссии. Можно напоминать о знаменитом споре Гельвеция и Дидро. Первый считал, что от природы все наделены равными способностями, и гуманизм образования состоит в том, чтобы в процессе воспитания в равной степени развивать у каждого эти способности. Дидро возражал весьма настойчиво и убедительно: у каждого человека есть свои собственные задатки, и дело педагога, если он хочет быть гуманистом, помочь ребенку открыть эти задатки с тем, чтобы их развивать и совершенствовать. Если же занять позицию Гельвеция, то придется принуждать ребенка к тому, что вызывает у него отвращение, это трудно будет назвать гуманизмом, понимая, что ребенка ждут жизненные испытания, где он должен проявить свои способности, свое умение мыслить масштабно и творчески, проявлять свои компетенции и решать возникающие проблемы динамично и ответственно.

Спор Гельвеций-Дидро не завершен и сегодня. Известный российский философ и педагог Эвальд Ильенков активно и последовательно проводил идею о том, что нет никаких прирожденных задатков и каждый ребенок в равной степени способен ко всем видам деятельности. Ему возражал признанный авторитет в мире психологии Рубинштейн: каждому, действительно, присущи в равной степени универсальные способности к восприятию Истины, Добра и Красоты. Но, кроме того, нам всем дарованы свыше задатки, о которых мы непременно должны узнать, постараться не ошибиться, развивать их и совершенствовать, чтобы заниматься любимым делом с душой и увлечением, что и предполагает творческий поиск.

Концепция «Самопознания» присоединяется именно к этой позиции. Методология и методика преподавания нацелены на побуждение ребенка к самопознанию своих уникальных творческих задатков. У каждого ребенка они обязательно наличествуют, в чем и видится автором Программы Сарой Алпысовной подлинный, а не ложный гуманизм образовательного процесса.

Важно, что «Самопознание» подразумевает не выявление уже готовой, состоявшейся структуры личности, как нечто завершенного, застывшего, что следует открыть и присвоить. Совсем нет. Такое открытие – только начало предстоящего трудного и вместе с тем радостного процесса развития, совершенствования, возрастания и реализации творческого потенциала ребенка, «Самопознание» есть путь, движение, рост, постоянный поиск, творческое созидание своей личности и своей жизненной траектории, своей судьбы.

Все, о чем было сказано – краткий ответ на призыв Сократа о постижении человеком своей родовой сущности и о познании уникальности каждой человеческой личности. Помня, что в человеке собираются воедино все природные силы, познание самого себя становится ключом к целостному восприятию всех гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, выявлению их смысла через личностное восприятие ребенка. Предметы, которые ранее казались обособленными, не связанными друг с другом, теперь образуют систему, создавая картину мира и человеческого предназначения в нем. И математика, и физика – это все предметы о человеке и для человека, предметы о природе в ее закономерностях и дразнящих загадках. А история и литература – формы самопознания души человека и ее бесконечных возможностей к свершению абсолютного добра, любви и милосердия.

Но у призыва Сократа есть и другое продолжение, которое добавили к нему восточные мыслители: «Познай самого себя, и ты познаешь Бога». Это обнаруживает глубинный смысл самопознания. Человек не только микрокосм, воплощение, концентрация всех природных сил и энергий. Он также и микротеос, излучающий божественный свет. Поэтому, как пишет в своих замечательных книгах Сара Алпысовна, «Самопознание» - это путь человека к самому себе, к тому, каким он должен быть: к Природе и к духовной Истине [Назарбаева С.А. Путь к себе. Алматы, 1999.]. Если бы «Самопознание» ограничилось только выяснением «профиля одаренности», чтобы подготовить компетентного, знающего специалиста, оно не стало бы инновационной образовательной программой. Пафос «Самопознания» – в развитии «профиля духовно-нравственной одаренности», в приобщении к духовно-нравственным ценностям. «Самопознание» не замыкается на постижении индивидуальных задатков, но следует четкой методологической установке: самопонимание возможно только через взаимопонимание, через диалог и общение. «Жизнь духа заключается именно в том, чтобы в инобытии познавать самого себя» (Гегель). Но человек становится способным к диалогу и коммуникации потому, что включен в общее для всех пространство духовного общения с Первым Сущим, которого в исламской философии признают первым Учителем и первым Наставником. Именно он представляет собой нравственный образец, которому подражает и которому следует ученик, чтобы открыть в себе заветный духовный источник, что и позволит начать путь нравственного самосовершенствования и вечного приближения к Высшей мудрости и Любви.

Тем самым «Самопознание» воспитывает в детях одну из самых ключевых ценностей современного мира – способность к самопониманию через взаимопонимание. В эпоху, когда нарастает потребность народов, этносов, культур, индивидов в утверждении национальной идентичности, сохранении своего самобытного лица, проблемой номер один становится диалог и взаимопонимание, умение не только услышать другого, но и признать его право на иной образ мысли и жизни, а главное – научиться жить в мире и согласии в многополярном, поликультурном сообществе. На уроках «Самопознания» дети открывают богатейший мир, сокровищницу казахской традиционной культуры, познают героическую историю казахского народа, присущие ему толерантность и дружелюбие, умение сплотить все другие этносы, чтобы сообща с гордостью называть себя «казахстанцами», помня замечательную казахскую пословицу: «Родная земля – золотая колыбель».

Теперь можно четко и последовательно воссоздать концептуальную основу «Самопознания». Известно, что образование исторически решало и решает две фундаментальные задачи. Первая – трансляция культурно-исторического опыта, передача накопленных знаний, а в нынешних условиях глобализации – формирование знающего, компетентного специалиста, мастера своего дела, способного творчески мыслить, ставить крупномасштабные проблемы, находить нетривиальные решения в ситуации неопределенности и непредсказуемости. Вторая задача – возвышение человека к духовному началу, приобщение его к духовно-нравственным ценностям, способности быть не только классным специалистом, но и человеком, понимающим вкус подлинной жизни, любви, добродеяния.

Образование имеет, следовательно смысл развертывания, формирования первоначальных задатков и, притом, что для «Самопознания» особенно важно, в соответствии с предвосхищающим про-образом, желаемым образцом. Этот про-образ в концепции «Самопознания» соотносится с высшем духовным началом, с солнечным сиянием вечной Истины и Любви. Все, что делает человек и чего он достигает в жизни – знание успех, карьера, богатство, власть – получают свое оправдание только с позиций единственно подлинного критерия, совести, то есть заложенной в каждом человеке искры божественного, духовного. Уроки «Самопознания» последовательно и настойчиво ведут детей к открытию про-образа Первосущего, к формированию личности, обладающей духовно-нравственными ценностями. Две исторически присущие образованию задачи занимали различные позиции по отношению друг к другу в различных культурных пространствах. Так, для Конфуция на первом плане всегда было стремление к воспитанию характера и духовно-нравственных качеств своих учеников. Ему принадлежит одна из первых формулировок золотого правила нравственности: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, и тогда в семье, и в обществе к тебе не будут знать вражды». И для великого сына земли казахской Абая человечность и доброе сердце – первые критерии подлинного знания: «В ком господствуют чувства любви и справедливости – тот мудрец, тот учен» [Абай. Книга слов. Поэмы. Алматы, 1993.]. Если восточная стратегия всегда предпочитала человеческое измерение воспитания (пробуждение в человеке образа Первосущего), то западная склонялась, скорее, к прагматике и рационализму, в результате чего сложилась образовательная схема, соответствующая конвейру на фабрике – та же линейность, непрерывность, замкнутость в передаче знания как готового продукта – товара.

Особенно эта тенденция выявилась в современных условиях глобализации. При настойчивых декларациях необходимости духовно-нравственного, гуманитарно-насыщенного образования – реальное преобладание западной прагматики: получить как можно скорее, с меньшими финансовыми затратами «человеческий капитал», способный обеспечить не только выживание в жесткой конкурентной схватке, но и безусловное лидерство, престиж.

Сегодня много пишут и рассуждают о «смерти университета» как подлинного центра образованности и культуры, символа, гарантирующего успешную будущность государства. Университеты становится конвейром по производству специалистов, воплощая стратегию инвестирования, формирования «человеческого капитала», востребованного на рынке труда. Две исторически определившиеся задачи образования оказываются разобщенными. Запад все более склоняется к утилитаристской и прагматической модели, не желая затрат на «воспитание души», на человеческие качества, способность к любви, человечности, взаимопониманию. Все это слишком дорого обходится и не вписывается ни в микро, ни в макроэкономические структуры.

Инновационный проект «Самопознание» формирует совершенно потрясающую стратегию: связать воедино две фундаментальные задачи образования, сделав акцент на гуманитарном содержании, на первостепенности воспитания человеческой личности. Более того, в практике преподавания «Самопознания» доказывается непреложная истина: в современных условиях самым успешным, конкурентоспособным, имеющим безусловный спрос на рынке труда оказывается человек, получивший фундаментальное, всесторонне гуманитарное образование, раскрывающее горизонты культуры, пробуждающее творческие способности, а главное – лучшие человеческие качества: толерантность, дружелюбие, готовность работать в команде, отстаивать национальные интересы и гражданскую идентичность, проявляя уважение к непохожести живущего и шагающего рядом, умение любить и радоваться жизни (Вспомним Конфуция: «Любящий выше знающего. Радостный выше любящего»).

Обычный ход мысли, присущий здравому смыслу и возобладавший в прагматике современного образования – не тратить попусту время на второстепенные вопросы и быстро, оперативно готовить востребованных на рынке труда специалистов. Именно этот, казалось бы, бесспорный тезис опровергается концепцией «Самопознания». «Пустые», «второстепенные разговоры», отвлекающие, якобы от сути дела, – оказываются необходимым условием подлинного, а не мнимого успеха. Сара Алпысовна в своих трудах и выступлениях настойчиво разъясняет, что именно хороший человек является, в первую очередь, хорошим специалистом. Тем самым прорывной проект «Самопознания» осуществляет курс на реализацию национальной модели подготовки специалистов, предполагающей акцент на человеческом измерении, приобщении к традиционным ценностям, формировании толерантности, т.е. воспитании человека в подлинном смысле этого слова.

В мировой философской литературе требование формирования нравственной личности всегда было первостепенным. И позволю себе заметить, что только такая нравственная личность может стать действительно конкурентоспособной, проявить и утвердить себя в качестве специалиста новой, постиндустриальной формации. Ведь от современного специалиста требуется прежде всего творческое, нестандартное отношение к делу, умение мыслить, рождать идеи, быть конструктором, мастером высокого класса. А для этого он должен впитать соки культуры – не только знания, но и общения, взаимопонимания, способности сотрудничать, работать в коллективе, находить совместно и сообща нужные решения, уступать, настаивать, добиваться, как того желал еще Сократ, не своего мнения, но истины. Он, этот современный специалист, должен обладать высоким гражданским самосознанием, патриотизмом, гордостью за свое отечество и желанием служить своему народу, он должен также принять императивы новой планетарной этики, предполагающей доминирование в системе ценностей любви, сострадания, духовного согласия.

В противном случае – т.е. в случае отказа от мировоззренческой, гуманитарной основы образования и погоней за «изготовлением» специалистов, востребованных на рынке труда в качестве доходного товара – произойдет опасный разрыв науки и нравственности. А опыт истории показывает, к чему приводит подобная стратегия: к страшным преступлениям против человечества, когда наука превращается в чудовищное оружие, сметающие все человеческое вместе с рынками труда и валютными операциями (Т. Адорно и М. Хоркхаймер в программном труде франкфуртской школы «Диалектике просвещения» воспроизвели трагический путь западной цивилизации к отрицательному абсолюту истории – Освенциму, где палачи говорили с издевкой своим жертвам: «Завтра ты будешь извиваться дымом из этой трубы – по всем законам науки»).

Хороший специалист в мире глобализации – не только знаток и мастер по части информационных и нанотехнологий, но и, прежде всего, гражданин, человек, осознающий всю ответственность за проникновение в потаенные сферы универсума и стремление поставить на службу и извлечь пользу из сокрытого и неизвестного. Гуманитарный фундамент образования дает не только способность мыслить творчески в современных условиях неопределенности, непредсказуемости, но и оставаться на страже нравственных основ человеческой жизни на планете Земля.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев настойчиво и убедительно проводит эту идею в своих научных трудах и выступлениях. «Исходя из чисто прагматических критериев, узел научных проблем не развязать… прагматизм политиков часто не позволяет им увидеть культурную и институциональную роль науки и образования» [Назарбаев Н.А. Мы строим новое государство //  Труды и речи. М., Палея-Леишин, 2000. С. 329-334.]. Здесь сказано самое главное: именно единство двух задач образования при безусловном доминированием первой, нравственной, гуманитарной, может позволить образованию стать подлинным феноменом культуры, способствующим, прежде всего, формированию целостной, нравственно одаренной личности с душой, озаренной духовным светом. Конечно, для экономики человек остается «человеческим капиталом», но не для философии, не для жизни, не для планетарного интегрального мировоззрения!

Сара Алысовна поясняет еще и еще раз, почему хороший человек имеет все шансы стать настоящим знатоком своего дела. Во-первых, у него больше возможностей создать дружную, крепкую семью. А семья – это вовсе не обуза, не тяжкая ноша, а, прежде всего, любовь, взаимоподдержка, забота друг о друге, радость общения с детьми – ведь сколько у человека детей, столько жизней он проживает. А при чем же тут профессиональные успехи? Все очень просто: хорошее самочувствие, бодрое настроение, совместное решение проблем – разве это не мощный потенциал профессионального творчества? А у человека с характером скверным, сварливого, вечно недовольного, не способного заботиться о ближнем, пусть даже неплохого профессионала, в семье неизбежно появится трещина, ведущая к распаду семейного союза. И какие тут могут быть профессиональные успехи, когда все в жизни не ладится, когда нет прочной опоры. Ведь не зря же институт семьи называют фактором стабильности и жизненного уклада каждого человека, и всего общества в целом.

Хороший человек, как считает Сара Алпысовна, - тот, для кого понятие «Мой дом» расширяется и начинает означать всю страну. Так происходит на уроках «Самопознания», где разговор о ценностях семьи, когда школьники младших классов узнают много нового о самих себе, своих родителях, братьях, сестрах, дедушках, бабушках, постепенно вырастает в размышление о первостепенной важности жизни в большой семье, о любви к родной земле, об осознании своей принадлежности к общему родному дому. Хороший человек, осознают дети, это гражданин, Патриот, для которого национальные интересы, авторитет страны, ее успехи и признание в международном сообществе – важнейший мотив для успешной профессиональной деятельности. А для плохого человека и малая, и большая семья – неуютный, пустой дом, где он чувствует себя чужестранцем.

И если рассуждать дальше, хороший человек бережно и дружелюбно относится к природе, не дозволяя бездумно ее потреблять, осознавая ее как живую, обладающую трепетной душой. Свои профессиональные цели такой человек будет осуществлять с учетом экологических ценностей, стремясь не наносить природе болезненные раны и побуждая других к необходимому экологическому балансу. А плохой человек не задумывается о глобальной проблематике вселенского масштаба. Он озабочен сиюминутными целями, вычерпывая ресурсы, изнуряя природу, не заботясь о потребностях будущих поколений.

Хороший человек, который прошел школу «Самопознания», оказывается способным к взаимопониманию, коммуникации. Он быстро находит общий язык с коллегами, проявляя дружелюбие и толерантность, способность разрешать конфликтные ситуации, договариваться, доверять друг другу, чувствовать ответственность за общее дело. А плохой человек – мелочен, завистлив, любит сталкивать людей друг с другом, подрывать структуру взаимосогласия. На него нельзя положиться, ему нельзя доверять. Профессиональные знания не спасают его от радикальных жизненных неудач.

Хороший человек – тот, кто находится в постоянном движении, в поиске, в пути. Кому некогда хныкать, унываться, жаловаться. Он радуется каждой минуте отпущенной ему жизни и, не рассчитывая на тысячелетия, спешит становиться лучше, чище, успевая делать добро и созидать новое. Он подлинный творец своей жизни, своих отношений с другими. Работа для него не средство к жизни, но сама жизнь, творческая, радостная, увлекательная. А плохой человек, будь он даже специалистом, вечно недоволен, угрюм, даже солнечный день кажется ему пасмурным, работа для него – скучная, подневольная обязанность, скорее всего, ради денег и достатка. Дни для него тянутся серой, унылой чередой, прерываемой пустыми, никчемными развлечениями.

К кому же приходит подлинный успех в профессиональной деятельности? Наверное, к тому, кто реализует свои внутренние потенции, развивает «индивидуальный профиль одаренности» и делает свое дело по совести, сообразуясь с высшими нравственными ценностями: честью, справедливостью, достоинством, толерантностью. А тот, кто добился, казалось бы успеха, но не в своем деле, кто пришел к нему нечестным путем, кто нарушил законы совести – тот тешится мнимым, а не подлинным успехом.

Но разве есть на свете хорошие и плохие люди, ведь у каждого человека можно найти и положительные, и отрицательные качества. Значит, все мы – и хорошие, и плохие одновременно. Такой вопрос задают школьники младших классов на уроках «Самопознания». Вместе с учителем они ищут ответ на вопрос-загадку, обсуждая тему добра как основу взаимоотношений и в малом, и в большом доме: «Идем дорогою добра», «Добротою себя измерь», «О доброжелательности». Дети отвечают на вопрос «Что такое добро», совместно давая определение, и с этих позиций размышляют о том «Что такое добродетель», «Кого можно назвать добрым», рассказывал о своих добрых делах и о добрых поступках своих друзей. В совместном диалоге выясняется, что хороший человек – тот, кто бескорыстно совершает благие поступки, не помышляя о награде и благодарности. Добро само по себе величайшая ценность, и оно сияет яркой звездой в ожерелье остальных добродетелей. У хорошего человека могут быть, конечно, недостатки и ошибки, но он их осознает, стремится от них избавиться, стать чище, благороднее, двигаясь к идеалу, вечной Истине, духовному Истоку, постоянно самосовершенствуясь. А у плохого могут быть отдельные позитивные черты, но в целом он устремлен в противоположную от идеала сторону, совершая злые поступки иногда неосознанно, а чаще всего – с намерением. Школьники вместе с педагогом приходят к выводу, что хороших людей в мире гораздо больше, чем плохих, и именно хороший человек, следующий дорогой добра и справедливости, сможет использовать полученные знания во благо своей семьи, своей Отчизны.

Хороший человек, живущий по совести, исполняющий долг гражданина и человека – счастлив, даже если его настигают невзгоды и лишения. К такому выводу приходят школьники, не зная, что воспроизводят основные идеи этики великого древнегреческого философа Аристотеля [Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1984.]. Четвероклассники задумываются над непростыми вопросами «Что такое совесть?», «Трудно ли жить по совести?», «Каких людей называют счастливыми?», «Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим?», «Легко ли на душе у человека, который обманывает?».

Не каждый взрослый задает себе такие вопросы. Не каждый знает, что такое подлинное, а не мнимое счастье. А на уроках «Самопознания» дети не только размышляют о счастье, они чувствуют себя по настоящему счастливыми: безусловной ценностью является личность каждого ребенка, его неповторимый внутренний мир. И все вместе приходят к убеждению, что у каждого – своя дорога в жизни. Каждый ищет свое счастье, но оно непременно должно соизмеряться с главным критерием - совесть, духовно-нравственные ценности.

Дети с воодушевлением обсуждают проекты «Город будущего», и при этом ссылаются на идеи Первого Учителя Востока Абу Насра Аль-Фараби. В своем «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» [Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1976.] он создал прекрасный образ человеческого сообщества, где люди «помогают друг другу в достижении последнего совершенства, то есть подлинного счастья». Аль-Фараби имеет в виду совместное приобщение к духовным истокам, к Высшему духовному смыслу. Детям очень нравится мысль Аль-Фараби о полном изменении ситуации, которая складывается в обществе, когда один становится богатым за счет нищеты другого, кто-то наслаждается благами за счет страданий остальных. Аль-Фараби проектирует город, где человек может быть счастливым и свободным, только если и другим достаются те же блага. Счастье и процветание сограждан – условие его собственного счастья. «Мудрость, - настаивает Аль-Фараби, дает знание о вещи, являющейся подлинным счастьем».

«Самопознание» вселяет в детей убежденность, что полученные знания, умение творчески мыслить, быть новаторами, продуцирующими идеи и воплощающими их в жизнь в сочетании с высокой нравственной требовательностью к самим себе, неустанным самосовершенствованием и активным добродеянием – вот путь к достижению подлинного счастья.

«Самопознание» становится центром в казахстанском культурно-цивилизационном пространстве, солнцем, лучи которого расходятся по всему обществу, способствуя одухотворению наших отношений.

И самый желанный подарок для Сары Алпысовны – признательность и любовь в сердцах тех, кто уже ощутил благотворное воздействие инновационной программы «Самопознание».