KZ

Главная страницаФилософия самопознания
ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ
ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ
29 октября 2013    Автор / Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания

 Книги – это корабли мысли,странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон

Задание

Познакомьтесь с мнениями, высказанными участниками интернет-форума

Porosiata:

В последнее время, особенно за последние 10-15 лет, количество людей, увлекающихся чтением художественной литературы, резко сократилось. Скорее всего, это связано с появлением фильмов. Но что в этом хорошего? Неужели, посмотрев сериал «Мастер и Маргарита» по телевизору, мы сможем получить такое же удовольствие, как от книги? Нет, конечно!

Odarka:

Возможно, это просто связано с тем, что просто физически трудно выкроить время на хорошее, вдумчивое, вкусное чтение. А что касается фильмов и кино – да, действительно, их сейчас больше чем раньше, они снимаются с расчётом на то (обычно), чтоб зрителю приятно, удобно и ненапряжно было их смотреть, и человек автоматически отвыкает от самостоятельного прочтения, хотя б того же Булгакова. Хватает ему и в жизни и на экране саспенса и впечатлений, на книги уже сил нет. Над книгой ещё надо чуток поработать, воображение включить, подумать.

Subbotin

По-моему, читают сейчас меньше, чем раньше потому, что книги становятся все дороже и дороже. В библиотеках сидеть просто времени нет. А еще не читают люди, молодежь, так как культуры чтения книг как таковой уже нет, всех только деньги интересуют. Не знаю, может, так и должно быть. Может, литература на самом деле не для всех. Обидно только, что мы писать грамотно разучились. Литературную классику не читаем, а в современных изданиях полно ошибок, сложно быть грамотным, когда книги и СМИ сами безграмотны.

Андрей

Ну ни убавить, ни прибавить! Сто процентов Subbotin прав! Ни в одной книге последних лет, не соблюдается правило написания ПРЯМОЙ речи, деепричастного ОБОРОТА и я уже не говорю о ненормативной лексике.

Студентка

Не могу полностью с вами со всеми согласиться... Это, конечно, отчасти правда. Но, по большому счету, это зависит от среды, в которой находится человек. Не всем дано читать:  кто-то просто не получает от этого удовольствия, а кто-то не может вникнуть в написанное, и такое бывает... Поэтому зачем человека заставлять? Закладывать любовь к чтению необходимо еще со школы. Но учителя сейчас не очень-то интересуются, читают ли дети что-то кроме учебной программы. Минус и то, что в школе не учат мыслить, рассуждать... сейчас лишь закладывается стереотип, либо собственных мыслей, исходящих от самих учителей, либо дети запоминают то, что они прочитали в кратком содержании... В результате дети не видят потребности в какой-либо дискуссии.

Sly: Кому надо, тот пусть и читает. А мне по барабану.

Вопросы дл обсуждения

1.       Как вы относитесь к мнениям, высказанным на форуме!»?

2.       А вы любите читать? Какую литературу?

3.       Чьим рекомендациям в этом вопросе вы больше доверяете (библиотекарям, учителям, родителям, сверстникам, друзьям, решаете сами)?

4.       Почему у старшеклассников заметно снижается интерес к чтению?

5.       Считаете ли вы это свойство человека – интерес к чтению – одной из причин успешности в современной жизни?

6.       Умеете ли  вы правильно пользоваться книгой? 

7.       Какой форме книги вы отдадите предпочтение – электронной или традиционной, бумажной?  Почему?

Чтение

КАК УСТРОЕНА КНИГА?

Что произошло бы с человечеством, если бы исчезли книги? Наверное, на первых порах всё осталось бы по-прежнему. Но это только на первых порах. В дальнейшем мир всё-таки рухнул бы. Потому что книги – это хранилище коллективного человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий. Без книг люди очень скоро разучились бы не только мыслить, но и работать. Закрылись бы школы, театры, остановились фабрики и поезда, опустели полки магазинов, исчезли бы все продукты труда, создаваемые человеком. Но зна­чение книги не только в этом. «Золото, серебро, жемчуг, пурпурные одежды, мраморные здания, картины и другие предметы могут доставлять только пре­ходящие удовольствия, книги же могут привести нас в истинный восторг: они говорят сами, как живые, они – наши лучшие советники, наши ближние друзья», – говорил великий итальянский поэт XIV в. Франческо Петрарка.

Мы называем книгу великим изобретением, но сообщить имя изобретателя не можем. Ибо изобретатель – всё человечество! Да и точную дату открытия привести нельзя. Книга зарождалась, развивалась, совершенствовалась на протяжении значительной части истории общества. Непрерывный процесс её совершенствования продолжается и сейчас, на наших глазах.

Конструкция книги – результат многовекового развития, плод мысли и труда сотен и тысяч неизвестных нам по имени умельцев. Поэтому современная книга так практична и удобна.

Основное содержание книги зафиксировано на страницах книжного блока, составленного из отдельных тетрадей. Предохраняет этот блок обложка или переплёт. Переплёт возник одновременно с кодексом, сменившим древний сви­ток. В средние века переплётные крышки изготовляли из деревянных досок, которые обтягивали кожей или тканью. Позднее крышки стали изготовлять из плотного пергамена или картона.

Знакомство с книгой мы начинаем с титульного листа,  где размещены ос­новные сведения о книге – выходные данные, характеризующие издание. Здесь указывают инициалы и фамилию автора, название книги, сведения о времени и месте выпуска книги. Здесь же – подзаголовочные и надзаголовочные дан­ные, которые весьма разнообразны. Первые из них могут включать сведения о жанре произведения (роман, учебное пособие и т.д.), о читательском назна­чении (для школьников старших классов), о лицах, принимавших участие в подготовке издания (составители, редакторы). А над заголовком  указывается название организации, в котором было подготовлено издание, название серии и т.п. На обратной стороне титульного листа помещается аннотация – краткая характеристика.

Для работы с книгой очень важно представлять себе, что такое аппарат книги. Аппаратом книги называют совокупность текстов и других элементов книги, которые помогают читателю понять идею произведения, облегчают поль­зование  ею.

Книги нередко открываются предисловием, а завершаются послесловием. Эта важная часть аппарата книги встречалась ещё в рукописных книгах. В предисловии характеризуется основная тема, идея, проблема, раскрываемая автором, даётся её научная, профессиональная оценка.

Для лучшего понимания содержания книги даётся комментарий - пояснение. Бывают разные виды комментария. В историческом комментарии читатель най­дет сведения об исторических лицах и событиях, упоминаемых в тексте, а также разъяснение непонятных ему терминов. Лингвистический комментарий поясняет язык произведения, а текстологический комментарий раскрывает ис­торию написания самого произведения, сравнивает его, различные варианты. Комментарий помещается обычно в конце книги.

Работу с книгой облегчают всевозможные указатели. Если нужно найти сведения о каком-либо человеке, обращаются к указателю имён. Это список в алфавитном порядке лиц, о которых говорится в произведении. Напротив фамилий и имён указаны номера страниц, на которых они встречаются.

Предметный указатель помогает найти информацию, относящуюся к какому-либо предмету, явлению, событию. Названия их также размещены в алфавитном порядке. Если же вместо алфавита принят какой-либо смысловой порядок, то указатель является предметно-смысловым.

В состав аппарата книги входят также сноски, библиографические указа­тели, списки иллюстраций и таблиц,  приложения.

Сноска представляет собой дополнительный текст, помещенный в самом ни­зу страницы под основным текстом и отделённый от него прямой чертой.  Сейчас принято помещать сноски в конце статьи или книги.

Приложение включает в себя дополнительный материал к содержанию книги и помещается в самом её конце, перед оглавлением. В приложении могут быть различные таблицы, справочный материал, дополнительные тексты и т.п.

В конце книги часто дается библиография или список литературы – оформленный по определенным правилам список книг,  имеющих отношение к содержанию книги.

Знание аппарата книги значительно облегчает работу с ней, помогает наиболее полно и глубоко проникнуть в её содержание.

Немировский Е.Л. Путешествие к истокам

русского книгопечатания. – М.: Просвещение, 1991.

1.     Согласны ли вы с мнением автора о значении книги для современного человека? Аргументируйте своё согласие  или несогласие.

2.     Что делает книгу по-настоящему хорошим помощником на пути познания?

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Археологическая экспедиция во главе с Генри Лэйрдом раскопала древнюю ассирийскую столицу Ниневию. Холмы скрывали под собой целый город с прекрасными дворцами. Но не они стали самой драгоценной находкой, а богатейшая библиотека царя Ашшурбанипала (7 век до н.э.). Библиотека Ашшурбанипала – это более двадцати тысяч глиняных клинописных табличек самого разнообразного содержания. Здесь были книги по истории, математике, астрономии, медицине, грамматике, государственные и частные документы – законы, письма, хозяйственные счета и отчёты, жалобы, решения судов и пр.

Шумеро-вавилонская и ассирийская книга насчитывала не один десяток глиняных табличек. «Переплётом» для глиняных табличек служил деревянные ящики. Они в строгом порядке располагались на специальном стеллаже библиотеки. На стеллаж вешали табличку, указывавшую раздел классификации. Незаменимыми помощниками читателей являлись ещё и глиняные каталоги, картотеки, без которых немыслима ни одна современная библиотека.

Задание

Ответьте на вопросы теста (см. рабочую тетрадь), обсудите результаты.

1.       Как вы думаете, почему важно формулировать для себя цель чтения?

2.       Что мешает нам сосредоточиться на чтении?

3.       Объясните, какое чтение можно назвать эффективным?

4.       Что препятствует эффективному чтению?

5.       Почему важно научиться читать эффективно?

6.       Что, на ваш взгляд, значит «учиться быть читателем»?

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы, восстановите текст. Выделите ключевые слова. Определите тему текста, дайте название.

Потребность передава… информа… была у люд… такой сильной, что в разн… райо… мира были найдены различн… спосо… записи и хранен… информа… .

В Древнем Вавилоне это был… глиня… таблич… . Он… был… деше… и очень долговечн…, но небольш… .

В …гипте был создан папиру… - легк…, дешев…, но не …чень прочн… материал.

…амый удобный материал для письма – бума… - был  изобретён в Ки… . Там не было такого удобного сырья, как папиру…, поэтому ки…цы использовали в качестве сырья тряп… . 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Камень – неудачный материал для письма. Поэтому египтяне очень давно научились изготавливать другой писчий материал. Сырьём для него служил знаменитый нильский тростник папирус.

Как это делалось? Сначала стебель разделяли на тонкие и по возможности широкие полосы. Затем их склеивали. Однако одного ряда полос было мало, и поверх получившегося листа наклеивали ещё один ряд – поперёк. Потом края листа обрезали, сам лист помещали под пресс, сушили и полировали.

Внимание!

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. (Ф.Бэкон)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д.Дидро) 

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. (Ф. Бэкон)

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.  (Вольтер)

Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. (Гельвеций)

Учебная информация

Как научиться читать более быстро и эффективно? Специалисты сформулировали два алгоритма чтения, позволяющие это сделать.

Интегральный алгоритм чтения – это последовательность пра­вил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в це­лом. Цель интегрального алгоритма – защитить мозг от избы­точной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточ­ностью, которая достигает иногда 75%. Эта избыточность воз­никает, с одной стороны, по объективным причинам – она за­ложена в самой структуре языка. С дру­гой стороны, избыточность часто возникает из-за стремления придать речи наукообразный стиль и т.п.

Анализ избыточности в речи провел В.Сухачевский, специ­альный корреспондент газеты «Известия». Он писал: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, сказать так: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади». Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%.

Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текс­та (статьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные дан­ные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, факто­графические данные, собственная оценка прочитанного с точ­ки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Всё это и лежит в основе ин­тегрального алгоритма чтения.

Блоки алгоритма

1.  Наименование читаемого источника (Н).

2.  Автор (А).

3.  Выходные данные: год издания, издательство, номер перио­дического издания, дата опубликования и т.п. (В).

4.  Основное содержание: тема, главная идея автора, рассмат­риваемые проблемы (О).

5.  Фактографические данные: конкретные факты, имена собствен­ные, даты и т.п. (Ф).

6.  Новизна материала, его критическая оценка (К).

7.  Возможность использования на практике (П).

Приведенный алгоритм отражает последовательность, в со­ответствии с которой следует запоминать полезную информа­цию текста. Перед началом чтения нужно зрительно предста­вить себе блоки алгоритма.

Следуя этому алгоритму, человек в процессе чтения как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответ­ствует их названиям.

Для того чтобы закрепить процесс чтения по интегральному алгоритму, сделать его автоматическим, рекомендуется исполь­зовать образное представление алгоритма в виде рисунков или геометрических фигур, содержащих условные обозначения бло­ков алгоритма, например:

 Н  А  В

О

Ф   К

П

Закончив заполнение блоков алгоритма, нужно вновь зри­тельно представить себе его образ и проверить, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста до­пустимо исключать некоторые блоки или, наоборот, детализи­ровать их. Такой процесс анализа и синтеза прочи­танного помогает лучше усвоить и запомнить текст.

Советуем:

1.Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом пе­ред собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

2.Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алго­ритмом.

Приведенные упражнения надо выполнять регулярно в тече­ние двух-трех недель. Когда чтение по интегральному алгорит­му станет привычным, оно будет протекать почти незаметно для человека.

 При чтении учебной и научной литературы важно не только отобрать полезную информацию, но и проанализировать и осмыслить, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. Чтение сложных текстов требует гораздо большего умственного напря­жения и использования различных приемов. Одним из таких приемов является выделение смысловых опорных слов текста. На нем и основывается дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтенияпоследовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содер­жания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основ­ного смысла текста или его отрезка. Необходимость использо­вания такого алгоритма также обусловлена избыточностью ин­формации.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Главная информация содержится в ключевых словах текста, которые на­зываются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит переко­дирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, «ядерное» значение текста, называемое также доминантой. Подобным образом устроен диф­ференциальный алгоритм чтения.

Блоки алгоритма

1.Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

2.Составление смысловых рядов (СР).  Смысловые ряды это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспо­могательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинноесодержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержа­ние абзаца и являются основой для выявления доминанты тек­ста. На этом этапе текст подвергается количественному преобра­зованиюкак бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты (Д). Доминанта это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирова­ния прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выяв­ление доминанты – главная задача чтения.

Знание алгоритма еще не означает умения им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, то есть доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко ана­лизировать текст. Чтение по дифференциальному алгоритму – это упражнения, позволяющие сформировать такой навык, по­казав мозгу, как надо правильно понимать текст.

Советуем:

Читайте текст с карандашом в руках не менее трех раз. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – по­строение смысловых рядов, которые удобнее записывать на от­дельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доми­нанта.

При овладении дифференциальным алгоритмом очень важ­но не спеша и последовательно выполнять все три этапа. Толь­ко в этом случае можно достигнуть такого уровня, когда они будут протекать быстро и почти подсознательно.

Упражнение

Разделите данные словосочетания на три группы:

а) словосочетания, в которых одно из слов нужно исключить (тавтологические сочетания);

б) словосочетания, в которых одно из слов можно опустить без ущерба для смысла;

в) словосочетания, в которых нельзя опустить ни одного слова без ущерба для смысла.

Первое боевое крещение, значительно улучшить, передовой авангард, максимально использовать, скрытые резервы, дальнейшее развитие, отступить назад, впервые познакомиться, современные требования, в марте месяце, железная дорога, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее.

Упражнение

Сравните данный ниже текст с его смысловой доминантой, проанализируйте, почему в качестве ключевых были выделены именно эти слова. С помощью каких средств связаны в текст смысловые ряды? Посчитайте количество знаков (букв), включая повторяющиеся. Во сколько раз уменьшился текст?

Межбиблиотечный абонемент (МБА) – одна из перспективных форм библиотечного обслуживания, предоставляющая читателям через библиотеки-абонементы право доступа к единому библиотечному фонду страны. Читателю в поисках книги, которой нет в библиотеке его города, не нужно самому обращаться в различные библиотеки. Достаточно заполнить требование в своей вузовской библиотеке. Этот запрос (требование) будет отправлен в библиотеку, где имеется нужное издание. Запрашиваемые издания высылаются непосредственно в библиотеку, откуда требование поступило. Читатель может получить по МБА отечественные и иностранные издания не только в оригиналах, но и в копиях и микрофильмах. Уникальные книги, а также имеющиеся в единственном экземпляре, как правило, высылаются в микрокопиях. По МБА можно заказать ксерокопии статей из книг и газет, если их объём не превышает пятнадцати страниц.

Межбиблиотечный абонемент (МБА) предоставляет доступ к библиотечному фонду страны. Для этого нужно заполнить требование в своей библиотеке. Можно получить издания в оригиналах, копиях и микрофильмах (единственный экземпляр – в микрокопии), а также заказать ксерокопии статей объёмом до пятнадцати страниц.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Широкую известность получили книги из пергамента – специально выделанной кожи телят и ягнят. Родиной его считается Пергам.

По своим качествам пергамент значительно превосходил папирус, пальмовые листья и другой писчий материал древности. Во-первых, он был гораздо прочнее и потому долговечнее. Во-вторых, на нём для письма использовали обе стороны. В-третьих, из него можно было изготовить не только свиток, но и отдельные листы, которые складывали вдвое и сшивали вместе. Четыре таких сложенных листа составляли тетрадь, что в переводе с греческого означает «четвёрка». Отдельные тетради также сшивались вместе, образуя блок. Вставьте его в переплёт, и вы получите настоящую книгу! Древние римляне называли блоки кодексами.

Учебная информация

Освоить содержание книги нам помогают записи при чтении. Один из самых распространенных видов записей – конспекты. Одако далеко не всегда они помогают нам достичь желаемой цели. Английский педагог и психолог Т.Бьюзен после длительных экспериментов, проведенных им в разных странах, в разной аудитории (учащиеся школ, студенты, служащие и др.), пришел к выводу, что традиционное конспектирование имеет ряд серьезных недостатков.

1. Теряются ключевые слова.

Важные идеи получают выражение посредством ключевых слов обычно существительных или глаголов, которые пре­доставляют нашему мышлению необходимые ассоциации, ко­гда мы что-то читаем или слушаем. В традиционных конспек­тах ключевые слова нередко встречаются на разных страни­цах и теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудня­ется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.

2. Информацию трудно запомнить.

Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смыс­ле не радуют глаз, наводят скуку. Содержащаяся в них инфор­мация в итоге оказывается нередко обреченной на забвение. Кроме того, традиционные конспекты часто построены в виде бесконечных однообразных перечней пунктов. Именно это однообразие приводит к тому, что мозг теряет остроту воспри­ятия, подобным образом страдает и память.

3. Теряется много времени.

Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

·        записывается много ненужной информации;

·        при чтении конспекта через определенное время приходится фактически заново изучать ту же информацию;

·        теряется время на поиск ключевых слов.

4. Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга

Линейное представление информации в виде текста мешает свободному формированию ассоциаций, творческому подходу к её обработке и эф­фективному запоминанию. К тому же, имея дело с конспектами, построенными в виде перечней пунктов, мозг оказывается в плену ощущения, что в какой-то момент вся информация оказывается исчерпанной, а дело, таким образом, законченным. Это ложное ощущение завершенности замедляет и сковыва­ет мыслительный процесс.

Т.Бьюзен предложил отражать содержание текста с помощью схемы, которой дал название «карта памяти» (варианты – «интеллект-карта», «умственная карта»).

В этой схеме информация отражается с помощью ключевых слов, связанных линиями, отражающими взаимоотношения понятий, обозначенных ключевыми словами. Свой метод интеллект-карт Т.Бьюзен основывает на данных психологов о том, головной мозг работает преимущественно с клю­чевыми понятиями в их взаимосвязи и зависимости.

Вместо того чтобы просматривать списки слов или предложения слева направо и сверху вниз, нужно начи­нать с главной идеи в середине страницы и двигаться к краям по ветвям в том порядке, который продиктуют нам собственные мысли и общий вид центральной темы.

«Карта памяти» имеет ряд преимуществ перед линейной фор­мой представления информации в виде стандартных кон­спектов или кратких записей.

·        Легче выделить основную идею, если она размеще­на в центре листа.

·        Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к цен­тру, а менее важные — на периферии.

·        Непосредственно распознаваемыми становятся свя­зи между ключевыми понятиями благодаря их близ­кому расположению по отношению  друг к другу и проведенным соединительным линиям.

В результате всего вышесказанного информация бу­дет воспроизводиться лучше и быстрее. Структурный характер такой карты позволяет без тру­да дополнять ее новой информацией без всяких вычеркиваний, вырезаний, вставок и т.п. Каждая карта отличается внешне и по содержанию от всех остальных. Это способствует лучшему вос­произведению из памяти.

При выполнении более творческих работ, таких, как составление эссе и т.п., неограниченный характер карты (отсутствие у нее краев) позволит головному мозгу легче устанавливать новые связи и подсоеди­нять новые элементы.

ЗАКОНЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ

1.     Начинайте с цветного изображения в середине. Часто «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поскольку зрительный образ стимулирует творческое мышление и значительно повышает запоминание.

2.     Используйте рисунки для выражения понятий, наносите их по всей карте.

3.     Ключевые слова следует писать печатными буквами. Небольшая потеря времени, которое у вас займет написание или печатание букв, с лихвой компенсируется экономи­ей при чтении интеллект-карты.

4.     Каждое слово нужно писать вдоль линии, а каждую линию следует соединить с другими линиями. Это не­обходимо для построения структуры карты, на которой не должно быть отдельно стоящих фрагментов.

5.     Слова должны быть единичными, т.е. одно слово на одну линию. Это оставляет для каждого слова боль­шее количество свободных «крючков» и дает больше свободы и гибкости всему процессу.

6.     Линии должны находиться под углом не более 45 градусов, так как карта должна читаться без поворотов листа (в ландшафтной перспективе).

7.     Используйте разные цвета при составлении карты, так как они способствуют запоминанию, радуют глаз и стимулируют процессы, протекающие в коре го­ловного мозга.

8.     При совершении творческих действий такого рода интеллекту надо дать полную свободу. Любые раз­думья о том, куда надо помещать тот или иной пред­мет или стоит ли его вообще включать, лишь тормо­зят процесс.

Идея состоит в том, чтобы вспомнить все, что всплы­вет в вашей памяти в связи с центральной идеей. По­скольку мозг генерирует идеи быстрее, чем вы пишете, у вас практически не должно быть пауз. Если пауза все-таки возникла, то, скорее всего, вы сможете заметить, как водите ручкой или карандашом по странице. Как только заметите это, вернитесь туда, где остановились, и продолжайте. Не думайте о порядке или организации, поскольку во многих случаях порядок сам решит за себя. А если нет, то окончательное упорядочение можно будет произвести после завершения выполнения упражнения.

Задание

Рассмотрите интеллект-карту. Попробуйте определить тему интеллект-карты и составить в рабочей тетради небольшой текст на её основе.

Задание

Составьте интеллект-карту на тему «Навыки умелого читателя».

 ДК  Проведите дискуссию на тему «Книга вечна», тезисом которой будет следующая мысль: «Современные информационно-коммуникационные технологии – это новая жизнь книги».

Друзья мои! С высоких книжных полок
Приходите ко мне вы по ночам,
И разговор наш – краток или долог, –
Всегда бывает нужен мне и вам…

 Через века ко мне дошел ваш голос,
Рассеявшийся некогда, как дым,
И то, что в вас страдало и боролось,
Вдруг стало чудодейственно моим.

                                                                                   В.А.Рождественский


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.