KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Философия древней индии
Философия древней индии
28 сентября 2015    Автор / М. М. Чернецов

БУДДИЗМ

Основатель буддизма — принц Сиддхартха Гаутама (около 563 — 483 гг. до н.э.), известный всему миру под именем Будды («просветленный»), Согласно легенде, несчастья этого мира поразили Будду и, отказавшись от богатства и могущества, он покинул отчий дом в возрасте 29лет, чтобы размышлять о вечном и найти для людей спасение от страданий. Изучение абстрактных философских теорий и суровый аскетизм не удовлетворили его исканий. В результате углубленных размышлений его ум озарился новым светом; ему открылись четыре благородные истины. Последовавшая далее миссионерская деятельность Будды привела к созданию монашеского орденаСангхи.

Пик популярности буддизма приходится на время правления ца­ря Ашоки. Около 264 г. до н.э. царь принял буддизм, искренне и серьезно отнесся к этическим требованиям учения и сделал их исполнение целью своего царствования. Приблизительно ко II в. н.э. сформировались два направления буддизма: хинаяна (ортодоксальное) и махаяна, в рамках которых развились четыре ос­новные философские школы буддизма (вайбхашики, саутрантики, йогочары и мадхьямики), расцвет которых приходится на V — VII вв. н.э.

Основа учения — четыре благородные истины: существует страдание, существует причина страдания, страдание может быть прекращено, существует путь, ведущий к прекращению страдания. Причина страданий — желания, стремления. Спасение — избавление от страданий — «изживание» желаний; фактически это означает достижение высшего состояния — состояния нирваны («угасания», «остывания»). Теория нирваны разрабатывалась позднее; сам Будда избегал прямых ответов на вопросы о сущности нирваны, равно как и «Я», души, бога.

 

БХАГАВАДГИТА

 Бхагавадгита («Песнь Господня») — наиболее популярная религиозно-философско-этическая поэма во всей санскритской литературе. Иногда ее называют пятой ведой, доступной для всех людей. Философская основа Гиты взята из упанишад; многие положения Гитыэто положения ранних, неклассических систем сан- кхья и йога.

Главная цель Гитырешение проблемы жизни и поощрение правильного поведения. Основная проблемаэто проблема «спасения», освобождения, то есть этическая проблема.

Верховный путь есть сочетание бхакти как внутреннего состояния, основанного на любви, целеустремленности к Высшему в себе и кармы, как реализации вовне этой целеустремленности.

Единственный способ освободиться от сансары — это в силу бхакти совершать дела без желания плодов; так совершаемая карма не связывается с деятелем, а растворяется в общемировой карме. В этом отказе от «неделания» — отличие учения Гиты от буддизма и классической йоги. Йога Гитыэто «праксис», это средство и метод, с помощью которого может быть достигнута конечная цель, это путь объединения человека с более глубоким началом. Человек должен стремиться к самопознанию и совершенству. Это и является раскрытием заложенного в нас («конечных») бесконечного.

Конечная цель есть Единое (Брахмо, Брахман, Атман, Пуру-шоттама). Атман есть личный аспект безличного Брахмо. Атман есть проявленное Брахмо, порождающий, охраняющий и разрушающий миры. Признавая принципиальное тождество пути к Брахмо и к Атману, учение Гиты говорит о том, что психологически легче путь к Атману.

Постижение истины, учения возможно лишь на различных сту­пенях экстаза йоги как откровение.

Сюжет Бхагавадгиты. В начале битвы между родственными кланами, предводитель одного из них — Арджуна впал в смятение.

Его страшит грех нарушения дхармы — убийство родственников. Сомнения разрешает возничий его колесницыКришна (земное воплощение бога Вишну).

М. М. Чернецов

 

Глава II

Шри-Бхагаван сказал:

16.   Небытие не причастно бытию, бытие небытию не причастно;

Граница того и другого ясна для постигших Правду.

17. Неуничтожимо То, чем этот мир распростерт; постигни: Непреходящее уничтожимым сделать никто не может.

18. Эти тела преходящи; именуется вечным носитель тела; Непреходящим, неисследимым; итак, сражайся, Бхарата!

25. Непроявленным, непредставимым и неизменным Его именуют;

Зная Его таким, ты скорбеть не должен.

26. Но если б Его и считал ты рождающимся и умирающим

постоянно, То и тогда, могучий, ты о нем сокрушаться не должен.

27. Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; О неотвратимом ты сокрушаться не должен.

28. Не проявлены существа в начале, проявлены в середине, Не проявлены также в исходе; какая в этом печаль, Бхарата?

29. Один взирает на Него, как на чудо, другой говорит о Нем, как о чуде; Иной внимает о Нем, как о чуде, но и, услышав, Его никто не знает.

30. Неуязвим воплощенный всегда в этом теле; Так не скорби ни о каких существах, Бхарата.

31. Приняв во вниманье свой долг, не нужно тебе колебаться, Ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва.

47. Итак, на дело направь усилье, о плодах не заботясь; Да не будет плод дела твоим побужденьем, но и бездействию не предавайся.

47. Итак, на дело направь усилье, о плодах не заботясь; Да не будет плод дела твоим побужденьем, но и бездействию не предавайся.

48. В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха!

В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.

71.  Кто странствует, все вожделенья покинув, отрешась от влечений,

Беспечальный, от себялюбья свободный, тот достигает покоя.

72. Таково состояние Брахмо, Партха, не заблуждается тот, кто его достигает. Пребывающий в нем хотя бы в миг смерти в нирвану Брахмо вступает.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГА-ВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИКРИШНЫ И АРДЖУНЫ ГЛАСИТ ВТОРАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ САНКХЬЯ ЙОГА.

comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.