KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Философия древней индии
Философия древней индии
28 сентября 2015    Автор / М. М. Чернецов

БУДДИЗМ

Основатель буддизма — принц Сиддхартха Гаутама (около 563 — 483 гг. до н.э.), известный всему миру под именем Будды («просветленный»), Согласно легенде, несчастья этого мира поразили Будду и, отказавшись от богатства и могущества, он покинул отчий дом в возрасте 29лет, чтобы размышлять о вечном и найти для людей спасение от страданий. Изучение абстрактных философских теорий и суровый аскетизм не удовлетворили его исканий. В результате углубленных размышлений его ум озарился новым светом; ему открылись четыре благородные истины. Последовавшая далее миссионерская деятельность Будды привела к созданию монашеского орденаСангхи.

Пик популярности буддизма приходится на время правления ца­ря Ашоки. Около 264 г. до н.э. царь принял буддизм, искренне и серьезно отнесся к этическим требованиям учения и сделал их исполнение целью своего царствования. Приблизительно ко II в. н.э. сформировались два направления буддизма: хинаяна (ортодоксальное) и махаяна, в рамках которых развились четыре ос­новные философские школы буддизма (вайбхашики, саутрантики, йогочары и мадхьямики), расцвет которых приходится на V — VII вв. н.э.

Основа учения — четыре благородные истины: существует страдание, существует причина страдания, страдание может быть прекращено, существует путь, ведущий к прекращению страдания. Причина страданий — желания, стремления. Спасение — избавление от страданий — «изживание» желаний; фактически это означает достижение высшего состояния — состояния нирваны («угасания», «остывания»). Теория нирваны разрабатывалась позднее; сам Будда избегал прямых ответов на вопросы о сущности нирваны, равно как и «Я», души, бога.

 

БХАГАВАДГИТА

 Бхагавадгита («Песнь Господня») — наиболее популярная религиозно-философско-этическая поэма во всей санскритской литературе. Иногда ее называют пятой ведой, доступной для всех людей. Философская основа Гиты взята из упанишад; многие положения Гитыэто положения ранних, неклассических систем сан- кхья и йога.

Главная цель Гитырешение проблемы жизни и поощрение правильного поведения. Основная проблемаэто проблема «спасения», освобождения, то есть этическая проблема.

Верховный путь есть сочетание бхакти как внутреннего состояния, основанного на любви, целеустремленности к Высшему в себе и кармы, как реализации вовне этой целеустремленности.

Единственный способ освободиться от сансары — это в силу бхакти совершать дела без желания плодов; так совершаемая карма не связывается с деятелем, а растворяется в общемировой карме. В этом отказе от «неделания» — отличие учения Гиты от буддизма и классической йоги. Йога Гитыэто «праксис», это средство и метод, с помощью которого может быть достигнута конечная цель, это путь объединения человека с более глубоким началом. Человек должен стремиться к самопознанию и совершенству. Это и является раскрытием заложенного в нас («конечных») бесконечного.

Конечная цель есть Единое (Брахмо, Брахман, Атман, Пуру-шоттама). Атман есть личный аспект безличного Брахмо. Атман есть проявленное Брахмо, порождающий, охраняющий и разрушающий миры. Признавая принципиальное тождество пути к Брахмо и к Атману, учение Гиты говорит о том, что психологически легче путь к Атману.

Постижение истины, учения возможно лишь на различных сту­пенях экстаза йоги как откровение.

Сюжет Бхагавадгиты. В начале битвы между родственными кланами, предводитель одного из них — Арджуна впал в смятение.

Его страшит грех нарушения дхармы — убийство родственников. Сомнения разрешает возничий его колесницыКришна (земное воплощение бога Вишну).

М. М. Чернецов

 

Глава II

Шри-Бхагаван сказал:

16.   Небытие не причастно бытию, бытие небытию не причастно;

Граница того и другого ясна для постигших Правду.

17. Неуничтожимо То, чем этот мир распростерт; постигни: Непреходящее уничтожимым сделать никто не может.

18. Эти тела преходящи; именуется вечным носитель тела; Непреходящим, неисследимым; итак, сражайся, Бхарата!

[...]

25. Непроявленным, непредставимым и неизменным Его именуют;

Зная Его таким, ты скорбеть не должен.

26. Но если б Его и считал ты рождающимся и умирающим

постоянно, То и тогда, могучий, ты о нем сокрушаться не должен.

27. Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; О неотвратимом ты сокрушаться не должен.

28. Не проявлены существа в начале, проявлены в середине, Не проявлены также в исходе; какая в этом печаль, Бхарата?

29. Один взирает на Него, как на чудо, другой говорит о Нем, как о чуде; Иной внимает о Нем, как о чуде, но и, услышав, Его никто не знает.

30. Неуязвим воплощенный всегда в этом теле; Так не скорби ни о каких существах, Бхарата.

31. Приняв во вниманье свой долг, не нужно тебе колебаться, Ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва.

 [...]

 47. Итак, на дело направь усилье, о плодах не заботясь; Да не будет плод дела твоим побужденьем, но и бездействию не предавайся.

48. В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха!

В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.

 

[...]

71.  Кто странствует, все вожделенья покинув, отрешась от влечений,

Беспечальный, от себялюбья свободный, тот достигает покоя.

72. Таково состояние Брахмо, Партха, не заблуждается тот, кто его достигает. Пребывающий в нем хотя бы в миг смерти в нирвану Брахмо вступает.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГА-ВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИКРИШНЫ И АРДЖУНЫ ГЛАСИТ ВТОРАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ САНКХЬЯ ЙОГА.

comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.