KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Понятие дружбы в свете наследия мировых религий
(буддизм, христианство, ислам)
Понятие дружбы в свете наследия мировых религий  <br> (буддизм, христианство, ислам)
17 марта 2016    Автор / Жолдубаева А., профессор, д.филос.н., КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы

Умирал мудрец под яблоней. И попросил он у Бога:

– Подари мне столько лет жизни, сколько на этой яблоне листьев.

И Бог ему ответил: – Это слишком много. Попроси о чем-то другом.

Тогда мудрец сказал: – Подари мне столько лет жизни, сколько на этой яблоне яблок.

Но Бог ответил: – Я подарю тебе столько лет жизни, сколько у тебя есть настоящих друзей.

Мудрец заплакал и сказал: – Прими, Господи, мою душу...

 

Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. Вот и религия не могла обойти этот вопрос своим вниманием на пути к совершенству и обновлению человека. При этом, каждое вероучение, наполняя его собственным содержанием, «выбирает» свою систему понимания дружбы, которая в наиболее оптимальном варианте воспроизводит духовную атмосферу и культовую практику данной религии.

Феномен дружбы как эмоционально-личностное утверждение религиозных идей затрагивает значительный круг ценностных форм, связанных с особенностями религиозного вероучения. С помощью феномена дружбы можно описать правила нравственной жизни той или иной религии. Поэтому крайне интересно исследовать феномен дружбы через объединение многообразия ее интерпретаций в системе мировых религий: буддизма, христианства, ислама.

Говоря о понимании дружбы в системе мировых религиозных вероучений, стоит заметить, что об этом феномене невозможно рассуждать строгим, однозначным образом. Тем не менее, основание для перехода от многообразия понимания понятия дружбы к определенному единству найти можно.

Дружба – один из важнейших аспектов буддийской религиозно-философской традиции, понимается как внутренняя взаимосвязь людей и ценность духовного бытия личности. У Будды в странствиях всегда был рядом его близкий друг Ананда, в иконографии рядом с Буддой часто изображают его двух ближайших учеников – Маудгальяяну и Шарипутру. Вот что написано о дружбе в «Дхаммападе» – одном из важнейших произведений буддийской литературы, составленном из стихотворных изреченийБудды: «Если найдёшь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды – иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдёшь разумного друга… иди один, как царь, отказавшийся от завоёванного царства, или как слон в слоновом лесу» (Дхаммапада. ХХIII Глава о слоне / Перевод с пали Топорова В.Н. – М., 1960, с. 328).

Согласно древней легенде, Будда, излагая вопрос о дружбе молодому брахману по имени Сигалака, говорит о необходимости соблюдения пяти способов заботы о своих друзьях (TheBuddha'sAdvicetoSigalaka / translatedfromthePalibyJohnKelly, SueSawyer, andVictoriaYareham, 2005.). Первый способ – это долг быть щедрым. Такая дружба помогает преобразовать наши привязанности и эгоистические тенденции. Второй долг – никогда не говорить грубо, резко или насмешливо со своими друзьями, а, напротив, соблюдать в речах доброту и сострадание. Будда говорил: «Диких зверей можно не бояться, нужно бояться плохого друга. Ибо дикий зверь ранит только тело, а плохой друг ранит душу» (Сергеева Т.В. Будда, или Легенда о Разбуженном принце. – М., 2002, с. 112). Третья обязанность по отношению к друзьям – проявлять заботу о их здоровье и экономическом благосостоянии, а также помогать им в любых трудностях, способствуя их духовному росту как человеческих существ. В-четвертых, друг должен относиться к своим друзьям так же, как и к самому себе. Себялюбивая позиция препятствует зарождению истинного сопереживания и ограничивает мировоззрение до узких рамок забот, вращающихся вокруг собственного «Я». В-пятых, друг должен держать обещания, данные своим друзьям. Если мы говорим, что сделаем что-то для друга, мы обязаны выполнить свое обещание, что бы ни случилось.

Также существуют и обязанности друзей по отношению к нам. Во-первых, друзья должны заботиться о нас, когда мы больны. Во-вторых, следить за нашим имуществом, если мы неосторожны, другими словами, они должны больше заботиться о нашей собственности, чем мы сами. В-третьих, они – наше прибежище во время страха: они могут облегчить наше беспокойство, а если у нас есть действительная причина для страха, они помогут нам справиться с этой ситуацией. В-четвертых, они не бросают нас в беде. И, наконец, они проявляют заботу о тех, кто зависит от нас. Если у нас есть дети, наши друзья заботятся о их благополучии так же, как и мы сами, и то же самое касается благополучия наших учеников, если у нас таковые имеются.

Тема дружбы и дружеских чувств занимает важное место в христианском богословии. Слово «дружба» встречается в Священном Писании, в богослужебных и гимнографических текстах, где призывается необходимость иметь взаимоскрепляющие связи друг с другом, а дружеское общение между христианами трактуется делом, благоугодном Богу.Уже в Ветхом Завете встречаются примеры истинной дружбы, в основе которой – любовь к ближнему. Как поучительны, например, дружеские чувства Бога к своему ученику – святому Иоанну Богослову, или святого апостола Павла к святому апостолу Тимофею (Православная богословская энциклопедия. – Спб., 1992). Тем самым, дружба между христианами получает особый отпечаток в виду того, что между ними налицо надежное связующее звено – вера в Иисуса Христа.

В качестве красноречивого примера искренней дружбы библейское писание раскрывает картину отношений между будущим Царем Израильским Давидом и другим юношей – сыном царя Саула – Ионафаном. Вот какими возвышенными словами писание говорит о их дружбе: «душа Ионафана прилепилась к душе Давида, и полюбил его Ионафан как свою душу» (Лесков Н.С. Христианские легенды. – М., 2014, с. 89). Дружба в приведенном примере представляется не просто как какое-то отношение к другому, но как союз, предполагающий личностное единение с этим другим.

Новый завет продолжает тему дружбы. В Евангелии есть поучительный рассказ о том, как Иисус Христос исцелил тяжелобольного человека за веру его друзей: «пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Толкование Евангелия. – М., 2012, с. 203). Отец Сергий Николаев так комментирует данное место Нового Завета: «Удивительно трогательная картина, пример деятельной любви и заботы о близком человеке. Увидев невозможность внести больного в дверь, друзья не повернули обратно, но нашли остроумный выход: влезли на крышу, да еще прокопали в ней отверстие. Не остановило их и то, что подобный поступок должен был выглядеть странным в глазах окружающих. И любовь четверых имела плод – больной получил исцеление» (Сергий Николаев (протоиерей). За утешением к батюшке. – М., 2006, с. 91).

Тема дружбы занимает одно из центральных мест в первоисточниках исламской религии – Коране и Сунне, следование положениям которых является обязанностью всех мусульман. Каждый мусульманин должен испытывать дружеские чувства и любовь по отношению к другим мусульманам: «Воистину, верующие – братья. Потому устанавливайте мир между братьями»,«Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах» (Коран. Сура 11, аят 2). Шариат – свод правил поведения мусульманина – строго повелевает выбирать себе таких друзей и собеседников, общение с которыми принесет пользу как в мире этом, так и в мире ином, и велит изо всех сил остерегаться плохих товарищей. Запрет дружбы с подобными людьми объясняется тем, что человек по своей сущности склонен брать пример и уподобляться тем, с кем он дружит. Например, общение с теми, кто приобретает религиозное знание, подталкивает человека на изучение религии и приобретение знаний; общение с аскетами учит быть неприхотливым к мирским благам; общение с теми, кто жаждет мирских благ, пробуждает в душе стремление к мирскому богатству.

Помимо сказанного, ислам определяет качества, необходимые для того, чтобы мусульманин мог назвать другого своим другом. Первое – необходимо учитывать его ум. Поэтому, когда мы сталкиваемся с умным и знающим человеком, мы пронизываемся уважением и почтением к нему.Вторым качеством является его хороший характер: «Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем, у кого дурной нрав. Такой человек не может держать себя в руках в гневе и страсти» (Коран. Сура 5, аят 53, с. 109). Третье – набожность и благочестие. Аллах сказал: «Если мусульмане попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор» (Коран. Сура 5, аят 53, с. 114). Четвертое условие истинной дружбы – не дружить с алчным, ибо это смертельный яд: пребывание в компании алчного человека увеличивает твою алчность, пребывание же в компании благочестивого прибавит тебе благочестия. Пятым качеством выступает искренность. Пророк Мухаммед сказал: «Не уверует из вас никто по-настоящему до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бурова И. Хадисы о Пророке. – Казань, 2013, с. 19). Также Пророк Мухаммед сказал: «Один мусульманин – брат другому, и поэтому он не должен презирать его, оставлять без помощи и предавать, а если человек станет презирать своего брата в исламе, это будет означать, что он творит зло. И каждый мусульманин должен помнить о том, что кровь, имущество и честь другого мусульманина являются для него неприкосновенными» (Бурова И. Хадисы о Пророке. – Казань, 2013, с. 21).

Мы коснулись лишь некоторых общих положений трех мировых религий, которые, переработав племенные и национальные верования, создали целостные религиозные идеалы и этические нормы, демонстрируя единство духовного опыта человечества. Несмотря на различные начальные предпосылки (отпечаток личности их основателей, конкретная культурная и языковая среда, историческая обстановка) все три религии солидарны в одном: мы не должны рассматривать человека и дружбу как независимые друг от друга сущности. Исполнение велений религиозного кодекса является источником духовно-нравственного роста личности человека, путь к которому освещен светом и теплом подлинной дружбы.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.