KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Я-концепция
 Я-концепция
04 ноября 2017    Автор / Из курсовой работы по психологии «Я-концепция» в структуре социально-психологического знания http://knowledge.allbest.ru/psychology

Наше поведение является результатом взаимодействия между происходящим в наших головах и событиями окружающего мира, нашим ощущением себя и нашим социальным окружением. Социальное окружение влияет на самосознание: оказавшись в группе иной культуры, расы или пола, мы ясно осознаем свое отличие и чутко реагируем на то, как нас воспринимают другие.

Эгоизм накладывает отпечаток на социальные суждения. Нас нельзя назвать объективными, бесстрастными судьями происходящих событий. Если в близких взаимоотношениях (например, в браке) возникают проблемы, мы обычно возлагаем на наших партнеров большую ответственность, чем на себя. Немного разведенных людей обвиняют в распаде брака самих себя. Когда дома или на работе, в игре дела идут хорошо, мы полагаем, что это наша заслуга. Например, ученые в борьбе за признание редко недооценивают свой собственный вклад.

Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление, мы тратим тысячи на косметику и разного рода диеты. Так же как политики, мы отслеживаем поведение других людей и их ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением.

«Я» и общество можно уподобить двустороннему движению. То, что вы думаете о себе и как себя ощущаете, влияет на вашу интерпретацию событий, ваши воспоминания о них и на то, как вы реагируете на других людей. В свою очередь, другие помогают вам ощутить себя. Наше ощущение себя организует наши мысли, чувства и действия. Поэтому мы начинаем наш небольшой экскурс в социальную психологию с того, что рассмотрим, насколько хорошо мы себя знаем, что мы чувствуем по отношению к себе и как ощущение себя управляет нашими установками и действиями.

Как наши убеждения относительно себя влияют на наши мысли и действия? Насколько хорошо мы себя знаем? Как культура формирует чувство «Я»?

Я-структура: вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя. Концепции (специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть) – это ваши Я-структуры. Структуры – это психические модели, с помощью которых мы организуем нашу жизнь. Я-структуры (восприятие себя самого как спортсмена, как человека с избыточным весом, как человека энергичного и т. д.) сильно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию, как воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Если занятия спортом являются центральной частью нашей Я-концепции (если «спортсмен» – это одна из наших Я-структур), мы будем замечать сложение и спортивные навыки других, быстро припоминать связанный со спортом опыт и приветствовать информацию, которая совместима с нашей Я-структурой. Значит, Я-структуры, составляющие нашу Я-концепцию, можно рассматривать как психическую десятичную систему Дьюи для составления каталогов и воспроизведения информации.

Рассмотрим, как Я влияет на память (явление, известное под названием «эффект ссылки на себя»). Когда информация применима к нашим Я-концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Если нас спросят, применимо ли к нам такое характерное слово, как «общительный», мы будем помнить впоследствии это слово лучше, чем если бы нас спросили, применимо ли оно к кому-нибудь другому. Если нас попросят сравнить себя с персонажем в рассказе, мы запомним этот персонаж лучше. Через два дня после разговора с человеком мы лучше помним то, что он сказал о нас.  Таким образом, память формируется вокруг нашего основного интереса – самих себя. Когда мы думаем о чем-то в связи с собой, то запоминаем это лучше.

Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт – ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто берем на себя ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль.

Наша Я-концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но и то, кем мы могли бы стать, – наши возможные Я. Известный психолог Хейзел Маркус и ее коллеги отметили, что наши возможные Я заключают в себе то, какими мы видим себя в наших мечтах: богатый Я, худой Я, страстно любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которым мы боимся стать: безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели – к той жизни, к которой мы стремимся. Возможные Я – образ того, какими мы мечтаем или боимся стать в будущем.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.