KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Из трактата «Диалектика»
Из трактата «Диалектика»
27 июня 2019    Автор / Абу Насыр аль-Фараби

Абу Наср аль-Фараби (870-950)

Абу Наср аль-Фараби – мыслитель Востока, ученый-энциклопедист, выходец из тюркского племени. Родился в г. Фараб (в Отраре), на территории нынешнего Кызылкумского района Южно-Казахстанской области. Фараби оставил огромное наследие, затрагивающее основы почти всех отраслей знаний раннего средневековья, за что еще при жизни получил прозвище Второй учитель (после Аристотеля). По данным академика В.Гафурова, количество его работ достигает 200. Из них до нас дошло более 80 произведений, написанных и переведенных на многие языки мира.

Вопросы воспитания и обучения, разработка теоретических и практических вопросов педагогики, психологии и методики являются составной частью его философского наследия, неотъемлемыми атрибутами его миросозерцания. Центр мироздания – человек. Он может обрести совершенство, если умственно хорошо развит. Человека делают счастливым его духовные навыки и хорошие качества характера. Плохой нрав – это душевная болезнь; хороший нрав и сила ума – главные человеческие достоинства, они вырабатываются при умеренных действиях.

Большое место в становлении человека Фараби отводит навыкам и привычкам, которые формируются при помощи направляющих слов и действий наставника. Тот или иной метод (похвала, порицание, убеждение, принуждение и др.) требует от воспитателя большого такта. Если при их использовании он добивается от учеников правдивости, вежливости, справедливости, то такими же качествами должен владеть и сам. Глава добродетельного города и наставник – оба в одинаковой мере являются воспитателями. Учитель воспитывает детей, а городской глава – всех жителей города. Настоящим воспитателем, общепризнанным вожаком номер один может стать лишь тот, кто соединит в себе двенадцать врожденных, природных качеств, а имам последующего (второго) порядка – шесть качеств. Обучение осуществляется путем устной речи, передачи знаний, научения, а воспитание – путем практической работы и опыта. Знание доставляет человеку счастье и радость. Познавая мир, он обнаруживает его красоту и совершенства. Усвоение знаний, навыков владения различными ремеслами, формирование лучших моральных качеств достигаются кропотливым трудом, огромным усилием воли через обучение, воспитание и самовоспитание.

 

Из трактата «Диалектика»

...На что опирается человек, и то, что познает человек, первым делом есть; 1) общепринятые воззрения, которые с первого взгляда предпочитаются всеми людьми; 2) приемлемые воззрения и 3) чувственные воззрения. Приемлемые воззрения – это такие, в отношении которых человек не имеет собственного знания, а только опирается при принятии их на знания другого человека, из числа тех, о ком он хорошего мнения. Человек опирается на приемлемые воззрения из-за того, что у него отсутствует возможность прийти к научному воззрению или иметь это воззрение путем получения о нем собственного знания...

Каждый обучающий искусству достижения достоверного знания должен соблюдать три условия:

1.Он должен хорошо знать законы, которые являются основами его искусства. Прежде всего к ним относится то, что принято обучать знанию, затем то, чем принято обучать доказательству. Он становится при соблюдении этого условия способным привести доказательства на все то, что его требует в любое время по желанию и в любое время, когда оно требуется. Эта способность будет такой способностью, посредством которой он объясняет (доводит) другому то, чему его самого обучают, и то, чему он сам обучает.

2.Он должен быть способным приводить доказательство на все то, что не принято писать в книгах, и на все то, что не принято делать основами его искусства.

3.Он должен иметь способность разоблачать софизмы, встречающиеся ему в его искусстве и специфичные для него, посредством того, что их устраняет. Те, с которыми он беседует, или те, которые с ним беседуют, бывают трех типов: 1) обучающиеся; 2) ошибающиеся или обманутые из среды тех, кто относится к представителям его искусства, обычно в какой-то вещи, входящей в число вещей его искусства, это имеет место в силу погрешности, имеющейся в этом искусстве; 3) ошибающиеся или обманутые, совершенно ни в чем не относящиеся к числу представителей его искусства.

Итак, то, что обучающийся беседует с обучающим, либо то, что обучающий беседует с ним, собственно, есть начальный его этап в изучении вещи.

Это осуществляется посредством вопроса, (относящегося) к числу научных вопросов, которые раньше были приведены, либо его (обучающегося) беседа есть повторное обращение к тому, что он уже усвоил, с целью достижения большой ясности относительно, вещи, которая вызывает у него затруднения, либо в силу словесного выражения, значение которого он не понимает, либо из-за суждения о ней, истинность которого не ясна для него при рассмотрении заключения или посылок силлогизма на нее. Это имеет место в случае не выставления возражений ни на какую вещь. Что же касается сомнительной речи, вызывающей возражения в заключении или в доказательстве, или в них обоих вместе, то обучающий должен быть внимательным к каждому из них и обучать так, чтобы он (обучающийся) понял идею вещи, и лишь затем он должен давать ему доказательство к вещи, существование которой требуется познать (установить).

Обучающийся после этого должен (рассматривать) все то, что ему дал обучающий, и повторно обращаться к нему (обучающему) для получения разъяснения всего того, что трудно для него. А обучающий должен разъяснить ему значение словесного выражения, если оно трудно для него, доказать ему истинность тех суждений, истинность которых ему не доказана, чтобы устранить места, (вызывающие) возражения во всем том, к чему у обучающегося имеются возражения. Беседа обучающегося с обучающим и обучающего с обучаемым об этих вещах в некоторых случаях протекает посредством вопроса, а в других – путем сообщения сведений».

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.