KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшими школьниками в конфликтных ситуациях
Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшими школьниками в конфликтных ситуациях
07 апреля 2020    Автор / Б. Имангалиева, учитель самопознания, СШ №18, г. Павлодар

Практически никому в жизни не удавалось избежать конфликтов. Нельзя забывать, что конфликт – это не что иное, как наличие противоречий, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных, межличностных и межгрупповых отношений. Конфликты следует рассматривать как объективную реальность нашей жизни, и в этой связи актуально говорить о воспитании культуры разрешения конфликта.

Конфликты играют важнейшую роль в жизни не только отдельного человека, но и в жизнедеятельности семьи, школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают негативное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах необходимо.

В школьниках необходимо воспитывать способность отстаивать свои убеждения, ведь решение проблемы конфликта заключается не в том, чтобы закрывать на него глаза, а в том, чтобы воспитывать в самих себе, в наших детях и учениках человечность противостояния обидчику, эмоциональную устойчивость. Так, профилактика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса. Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса. На конкретных примерах школьник обучается способам конструктивного разрешения проблем, неизбежно возникающих при общении с окружающими.

Тяжелее всего в конфликтных ситуациях приходится детям. В младшем школьном возрасте у учеников еще не сформирована способность самостоятельно находить выход из неблагоприятной ситуации. Стремление быстро и сразу найти единственное верное решение: как поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на тот или иной поступок ребенка, может привести к серьезным проблемам в общении, превратить его в череду неразрешимых конфликтов.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:

а) антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей);

б) компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия).

В зависимости от природы возникновения конфликты делятся на:

а) социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп)

б) организационные (протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности).

в) эмоциональные или личностные (конфликты вызываются чувством зависти или антипатии к какому другому лицу).

В зависимости от направления воздействия конфликты делятся на:

а) вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель – подчиненный, предприятие – вышестоящая организация);

б) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов).

В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают:

а) конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач);

б) деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят).

В зависимости от степени выраженности делятся на:

а) открытые (характеризуются открытым столкновением оппонентов);

б) скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия);

в) потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует скрытое противодействие).

В зависимости от количества участников конфликты бывают:

а) внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов);

б) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой);

в) между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям);

г) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели).

Каким бы бурным и кратковременным конфликт ни был – это процесс, имеющий свои закономерности. Можно выделить пять основных стадий конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение. Причины конфликтов можно разделить на две группы: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. Нередко обе эти причины переплетаются и трудно определить, какая была на первом месте.

Осознание конфликтной ситуации является началом следующего этапа – разворачивания конфликта. Когда противоречия выплескиваются наружу, становятся осознанными всеми участниками, противоположная сторона отвечает контрдействиями, конфликт становится реальностью.

Непосредственный переход к конфликтному поведению указывает на дальнейшее развитие ситуации. После того как конфликт осознан, стороны, если они не желают погасить вражду, переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

В зависимости от направленности действий возможно различное развитие характера конфликта. Он будет прямым или опосредованным, конструктивным стабилизирующим или неконструктивным. Основное отличие конструктивного конфликта от всех остальных в том, что в этом случае оппоненты не входят в рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личностных качеств противоположной стороны. Для неконструктивного межличностного конфликта характерно обращение сторон к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремлению подавить партнера, дискредитируя и уничтожая его в глазах окружающих. На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. Что при участии представителей разных этносов часто практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.

Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику, в которой выделяют четыре основных стадии:

1) Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация – так называемая стадия потенциального конфликта – не сразу воспринимается людьми адекватно.

2) Осознание объективной конфликтной ситуации или осознание конфликта (все участники конфликта воспринимают ситуацию как трудноразрешимую). В это время происходит осознание противоречий. Причем последние могут быть не только объективными, реально существующими, но и субъективными, реально не присутствующими. Поэтому конфликт может быть понят по-разному:

– адекватно понятый конфликт, когда стороны правильно понимают существующую объективную конфликтную ситуацию;

– неадекватно понятый конфликт, когда стороны воспринимают существующую объективную конфликтную ситуацию как таковую, но с какими-либо отклонениями;

– не понятый конфликт, когда объективная конфликтная ситуация существует, но не воспринимается как таковая;

– ложный конфликт (здесь объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные).

– конфликтные действия или переход к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Любой конфликт когда-либо завершается. Завершение конфликта – это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.Завершение конфликта может происходить несколькими путями, среди которых обычно выделяют:

– полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе; прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон;

– ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон;

– трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию;

Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условии, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении и отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.Конфликт можно разрешить на любой стадии и до конфликтных действий дело может не дойти.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Об источниках конфликтов в воспитании // Социально-педагогическая работа , 2006. №2.

2. Баныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? // Воспитание школьников. – 1997. – №2.

3. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М., 1997 // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М., 1994.

4. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

5. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М., 1989.

6. Ниянченко Е. А. Учим детей общаться. // Начальная школа. – 2002. – №6.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.