Разделы

Главная страницаФилософия самопознания
Духовность в зеркале философско-психологических учений
Духовность в зеркале философско-психологических учений
Автор / И. М. Ильичева, д.психол.н., профессор, декан социально-психологического факультета Государственного социально- гуманитарного университета, г.Коломна, РФ

Духовность как философская проблема. Духовность можно определить как состояние расширения сознания, которое опережает возмож­ности самоидентификации субъекта. Духовное сознаниеэто движущееся самосознание, это становление субъективного бытия. Духовность можно представить как самосознание, скорость погружения которого в «тело» сознания значительно опережает прирожденное ему стремление к самозамыканию. Это опережение возможно потому, что внутреннему горизонту сознания есть куда двигаться. Сознание, обращенное к себе как к субстанциональному субъективному бытию, узнает свою целостность как актуальную бесконечность. Таким образом, духовность – это лишь такая деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность.

Духовность как восхождение личности, как обретение культуры открывается и решается человеком каждый раз заново и только для себя в каждом историческом времени. Главным является не приобретение знаний, а их смысл и цель. Следовательно, духовностьэто проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

Следовательно, содержание духовности объединяет мысль, знание и чувство, а сама духовность выступает как определенное качество человеческого бытия.

Духовность – это высший уровень освоения человеком своего мира и отношения к природе, обществу и самому себе, это выход человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоление себя вчерашнего в процессе обновления и совершенствования, восхождения личности к своим идеалам, ценностям и реализация их в своем жизненном пути.Это проблема жизнетворчества.

Проблема духовностив работах философов нового времени. В философии нового времени получает дальнейшее развитие теологическая концепция духовности.Однако крепнет и развивается идея духовности в тесной связи с проблемой человека и его отношений с окружающим миром. Духовность ассоциируется с совершенствованием человека, обретением им позиций гражданина и высоконравственного существа.

Духовность рассматривается в связи с осознанием личностью фундаментальных ценностей человеческой жизни, смысла бытия, обретением самого себя. Достижение духовности тесно связано с волей как желанием и возможностью самосовершенствоваться.

Русская философия о духовностии назначении человека. У Я.П.Козельского духовность рассматривается как совершенство, а воля как способность желать совершенства и добра.

К вопросам духовности и воли обращается Н.И.Новиков, размышляя об индивидуальном развитии психики. Новиков различал образование разу­ма и образование сердца. Одной из важнейших сторон образования сердца является формирование добродетелей, т.е. положительных черт характера, нравственности. Главным в человеке, по Новикову, является отношение к другим людям и к обществу. К числу добродетелей он относит «повинове­ние, уступчивость», жертвенность, что приводит к достижению силы духа, которая проявляется «во владычестве над собой». Человек, достигший совершенства, обладает гармонией разума и воли, достигает духовности.

Б.П.Вышеславцев связывает духовность с бессмертием человека и безграничностью его психического бытия. Психическое бытие не исчерпывается сознанием, вся полнота души – в подсознании, в ней «все времена». Душа всевременная и не подчинена времени. В этом – источник духовности…

Человек микрокосмичен, он содержит в себе элементы космоса, все ступени бытия. Таким образом, идея духовности заложена в самом человеке и проявляется в его связи со временем, историей, в соединении всех времен в едином духовном пространстве личности.

Размышляя о жизни человека и мира, В.С.Соловьев вводит понятие идея жизни. Идея отличается не только от внешней, но и от внутренней природы: не только внешние физические силы должны служить средством и орудием, материальным условием для осуществления известного содержания, но также и духовные силы. К духовным силам Соловьев относит волю, разум, чувство, которые имеют значение как способы осуществления определенного содержания. Мысли, чувства и желания человека определяют начало, цель и предмет его духовных сил и духовной жизни. Вследствие способности к рефлексии человек подвергает суждению и оценке все фактические данные своей внутренней и внешней жизни. Воля, разум и чувства составляют три сферы духовной жизни, которые постоянно подвергаются рефлексии в силу особенностей человеческой природы. Это, как отмечает Соловьев, силы единого духа.

Н.А.Бердяев отмечает связь духовности человека с ответственностью. По его мнению, человек с сильно выраженной духовностью – это человек, способный принять на себя ответственность за судьбу человечества и мира. Глубинное «Я» человека всегда связано с духовностью. Дух есть начало, синтезирующее и поддерживающее единство личности. Человек должен постоянно работать над собой. Бердяев называет это творческим актом по отношению к самому себе, что представляет собой самосозидание личности, постоянную борьбу с «множеством моментов». «Каждая страсть, которой одержим человек, может создать «Я», которое не есть настоящее «Я»... В борьбе за личность происходит процесс распадания, а также синтеза и интеграции. Человек более нуждается в психосинтезе, чем в психоанализе, который сам по себе может привести к разложению и распаду личности. Духовность, идущая из глубин, и есть та сила, образующая и поддерживающая личность в человеке».

Духовность в философско-психологических исследованияхВостока. В целом для современной индийской философии характерно рассматривать духовное развитие человека в русле трех направлений: этическом, интеллектуальном и психоэнергетическом.

Этическое направление является важнейшим.Здесь законами этики выступают любовь, сострадание, терпимость, готовность жертвовать собой. Любовь можно развить двумя способами: через материальные ценности, приобретаемые ради другого (экзотерическим способом), и через восприятие любви как всевозрастающего счастья, что является следствием духовного роста.

Духовная работа возможна лишь в состоянии внутреннего покоя. Достижение покоя осуществляется разными способами, важнейшим из которых является осознание себя как сгустка энергии и упражнений, направленных на управление этой энергией.

Особое направление в исследовании проблем духовности имеет место в учении Шри Ауробиндо. По мнению этого философа, все несовершенство мира (истощение ресурсов, экологические проблемы и т.п.) связано с недостаточным развитием духовного компонента в человеке. Общество, основанное на духовных принципах, будет отличаться от обычного в двух направлениях.

Первое основано на разных подходах к человеку. В стандартной организации человеческого общества преобладают стадные инстинкты, которые подкрепляются многочисленными институтами, призванными поддерживать укоренившееся бытие и привычки полезности. Нормальное же человеческое общество исходит из признания человека как существа витального, физического и ментального.Такое общество создает условия для интеллектуального и духовного развития человека, а не укрепления суще­ствующего порядка общественной организации. Одного здорового тела для нормальной жизни недостаточно, подчеркивает Ауробиндо. Необходимо ак­тивное «очищение ума». Подлинный прогресс возможен в обществе, которое обращается к субъективности человека – его душе. Душа является человеку как средство для познания и открытия законов своего бытия.

Главный закон человеческой жизни заключается в том, что человек не может существовать отдельно от духа. «Там, – замечает Ауробиндо, – где жизнь отвергает дух, либо дух отвергает жизнь, возможно самоутверждение внутреннего существа… Истинное и полное духовное стремление в обществе будет рассматривать человека не как ум, жизнь и тело, а как душу, воплощенную для божественного осуществления на Земле, а не только в небесах над нами».

По мнению Ауробиндо, общество должно рассматривать жизнь, ум и тело как первые инструменты души, задача которых одухотворить его. Духовное стремление означает, что человек по мере его роста должен в своем бытии иметь столько духовного пространства, чтобы развить и раскрыть свои способности. Истинная духовность предполагает наличие у человека свободы ошибаться и искать истину. Общество должно способствовать этому динамичному человеку. Духовное стремление, с другой стороны, будет пытаться осуществить себя в полноте бытия, ему чужд аскетизм.

Чрезвычайно ценной у Шри Ауробиндо является идея о том, что человек развил новую силу бытия – «душу-силу», которая трансформирует его сущность. Секрет трансформации лежит в перенесении нашего центра жизни в более высокое сознание и в изменении нашей главной силы жизни. Этот переход является более серьезным, чем переход от витального ума животного к мыслящему уму. Центральной должна быть при этом не воля к жизни, называемая витальной, а духовная воля, о которой человек имеет лишь смутные представления.

Во многих аспектах своего бытия человек находится на пересечении двух тенденций: реалистической и идеалистической. Реальность кажется человеку более реальной, так как она опирается на расчет и уже достигнутое. Идеальное кажется предметом мысли и слов, хотя, по мнению Ауробиндо, оно более правильно и человечно. Высшее совершенство человека и заключается в нахождении себя в этом идеальном. Нахождение себя означает нахождение и признание силы духа в себе.

Таким образом, в человеке должнобыть достигнуто изменение от ментальности к духовности с помощью свободы, предоставленной ему. Эта свобода будет, в первую очередь, свободной от эгоизма и станет главной чертой человека. Одухотворенное общество будет заботиться о том, чтобы рассматривать своих членов (от святого до преступника) не как единицы социальной проблемы, а как души страдающие, запутавшиеся, растущие. Основная цель общества – спасти их. Цель экономики будет заключаться в создании для каждого человека радостной работы согласно его натуре и свободного досуга для роста и духовного развития, что позволит ему реализовать свои возможности. Самым чтимым законом будет закон роста нашей внутренней свободы.

Итак, основные направления в исследовании духовности убеждают нас в важности и необходимости обращения к этой проблеме для решения вопросов обучения и воспитания человека для реализации его жизненной энергии и заложенных в нем возможностей. Различные подходы к проблеме духовности едины в понимании того, что духовность является результатом усилий самого человека и одновременно средством его саморазвития.

В ходе духовного развития происходит одухотворение природных сил человека, изменяются его психические свойства, формируется мораль. Прогресс науки, общества и промышленных технологий невозможен без формирования духовности как высшего выражения человечности, развития человека от инстинкта к разуму, от эгоизма к альтруизму, от зла к добру, от греха к добродетели.