KZ

Главная страницаФилософия самопознания
МУЗЫКА РИСУЕТ, А ЖИВОПИСЬ ЗВУЧИТ
МУЗЫКА РИСУЕТ, А ЖИВОПИСЬ ЗВУЧИТ
27 августа 2020    Автор / БУГРИНА А.А., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, изостудия «Эскиз», МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества», г. Березники, Пермский край МООР Е.А. концертмейстер первой квалификационной категории, образцовый

Окружающий мир богат и многогранен, поэтому, воспитывая в детях чувство прекрасного, неверно развивать их в рамках только одного вида творчества. В связи с этим педагоги часто обращаются к методу интеграции искусств.

Материалы занятия знакомят с феноменом синестезии музыки и живописи, так называемым «цветным слухом», который присутствует в творчестве некоторых композиторов и художников. Кроме того, на этом занятии про- исходит знакомство детей с творчеством уникального композитора-художника М.К. Чюрлёниса и погружение в процесс создания собственного произведения. Оно является универсальным для работы в любом творческом коллективе детей 12-16 лет в учреждениях дополнительного образования и в школе. А также полезно проведение данного мероприятия со взрослыми в качестве арт-терапии. Занятие апробировано в изостудии «Эскиз» в группах 5-8 г/об. и проведено в коллективе педагогов дополнительного образования. В истории искусств мы часто сталкиваемся с разносторонними творческими личностями: А. Бородин был химиком и композитором, Л. Толстой известен как писатель, но у него есть несколько музыкальных миниатюр, широко известны вальсы поэта и драматурга А. Грибоедова, список можно продолжать очень долго. Только М. Чюрлёнис вошел в историю искусств в равной степени как композитор и как художник. Более того, в его творчестве музыкальное искусство и изобразительное искусство переплетены настолько, что искусствовед В.В. Ванслов говорит о живописности музыки и музыкальности живописи, обращаясь к творчеству именно М. Чюрлёниса. Его живописные работы уже в своих названиях музыкальны: «Соната моря», «Соната солнца», «Соната весны», «Соната звезд», «Соната пирамид» и др. Как сонаты и симфонии в музыке состоят из нескольких частей, так и его живописные «сонаты» и «симфонии» многочастны. Живопись не столько предметна, сколько эмоциональна - это еще одно родство с музыкой. В картинах М. Чюрлёниса чувствуется движение, развитие, ритм.

Поскольку творчество Чюрлёниса можно назвать бинарным, интегрированным, то и знакомство с его творчеством не может быть преподнесено в какой-то одной плоскости (глазами художника, либо глазами музыканта). Единственная приемлемая и однозначно правильная форма - это занятие с элементами интеграции.

По нашей задумке в ходе занятия каждый педагог на разных этапах играет ведущую роль. На занятии звучит живая музыка, произведения исполняются на фортепиано.

Цель занятия: раскрытие граней взаимодействия музыки и живописи; обогащение опыта эмоционально-образного восприятия произведений искусства и создание собственного произведения обучающимися.

Задачи занятия:

Образовательные: дать представление о явлении синестезии, «цветного слуха»; познакомить с творчеством художника и композитора М.К. Чюрлёниса.

Развивающие: развивать художественно-образное мышление как основу творческой личности; формировать эмоционально-целостное отношение к явлениям искусства; формировать умение активного слушания музыкальных произведений и умение соотносить их содержание с содержанием произведений изобразительного искусства.

Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного средствами музыкапьного и изобразительного искусства; способствовать формированию художественного восприятия музыки и живописи; формировать уважительное отношение к искусству.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, история искусств.

Оборудование: видеопроектор; ноутбук; фортепиано; слайд-презентация «Живопись по нотам»; авторский видеофильм «Создание живописной работы под звучание музыкального произведения»; песочные часы (5 минут); краски, кисти, бумага по количеству участников.

Музыкальные иллюстрации:

>    А. Бородин Фрагмент из оперы «Князь Игорь»;

>     К. Дебюсси «Арабеск»;

>     Ф. Шопен «Вальс» cis-moll;

>     С. Джоплин «Регтайм» С-dur.

Художественные иллюстрации:

>     иллюстрации видов искусств: произведений архитектуры, живописи, хореографии, скульптуры;

>     портреты композиторов и художников;

>    автопортрет и портрет М.К. Чюрлёниса;

>     репродукции картин циклов «Сказка королей», «Соната моря», «Сотворение мира», «Фуга».

 

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о явлении синестезии - о понятии «цветного слуха». И выполним творческую работу, слушая фрагменты музыкальных произведений, постараемся с помощью красок передать характер музыки, движение мелодии, объем фактуры и динамики, передать эмоции, которые они у вас вызывают.

2. Основная часть. Синтез искусств: музыка и живопись.

Концертмейстер: Каждый человек чувствует, видит и воспринимает окружающий мир через чувства, мысли, слова, звуки, движения - это и есть жизнь, которая ни на минуту не останавливается. Пусть это дождь, который барабанит по карнизу, или искристый первый снег, припорошивший землю, либо завораживающее пение птиц за окном, или завывающая вьюга в поле все это проявление и торжество жизни, окружающей нас, которая не оставит равнодушным ни одного человека. Каждый человек когда-нибудь испытывал восхищение, восторг от красоты выпавшего первого снега, или наоборот становилось грустно в дождливый осенний день. Или вдруг становилось на душе необыкновенно легко, как будто «душа поет» и все вокруг «звучит»! Эти необыкновенные состояния могут с легкостью отражать в своих работах художники, передавая в ярких палитрах красок то, что тронуло их, растрогало. Или же музыканты-композиторы, отражая через гармонию в звуках видение окружающего мира, поэты создают словесные образы, архитекторы запечатлеют на века прекрасное мгновение, а хореографы в танце «рисуют» телом образы, «рассказывая» под музыку, донося до нас сюжеты тех или иных произведений. Таким образом, мы наблюдаем тесную взаимосвязь искусств, которые дополняют друг друга, помогают воссоздавать и объединять в единое целое мир.

Теперь давайте посмотрим, как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь друг с другом. Музыканты и музицирование, музыкапьные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох.

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866-1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарьян (1880-1972) писап: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печапьно, или радостно. А если она не звучит - это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Особое явление у композиторов и музыкантов - цветной слух, при котором отдельные тона и тональностимузыкапьного произведения ассоциируются с определенными цветами.

Понятие «цветной слух» появилось в XVII веке на основе числа 7. Семь цветов радуги в живописи и семь нот в музыке. Людям искус- ства тогда это казапось очень естественным. Они сопоставили ноту До - красному, Ре - оранжевому и т.д. Позже, в XIX веке стали говорить о том, что некоторые музыканты на самом деле «видят» звук в цвете. В XX веке появились всевозможные шоу фейерверков, шоу цветовых лучей, цветомузыкальные фонтаны.

Цветным слухом обладали Р. Вагнер,Н.А. Римский-Корсаков. В поэме А.Н. Скрябина «Прометей» в нотах выписана специальная цветовая строка. По замыслу автора, исполнение поэмы должно было сопровождаться проецированием на экран цветовой гаммы, а Э. Денисову (1929-1996) - некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.

Между тем, о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чюрлёниса (1875-1911)выдающегося литовского художника и композитора. Он - личность в искусстве неоднозначная и уникальная. Свое творчество он посвятил в равной степени как живописи, так и музыке.

Микапоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года.

Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы. Свое будущее отец мальчика связап с музыкой, играл на органе.

Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

Чюрлёнис занимался в оркестровой школе М. Огинского в Плунге, потом в Музыкальном Институте, затем в Лейпцигской консерватории в Германии (1902). Все эти годы он писал музыку. Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Чюрлёнис упорно трудится, пополняя свои апьбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работает над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрлёнис стремится к тому, чтобы живопись зазвучала, а краскиподчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Мeзыка леса».

В это время он пишет много картин, по 4-5 работ в день.

В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Непо- вторимые картины Чюрлёниса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - цикпы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

В 1908 году он уезжает в Петербург. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыrу и написал свои лучшие картины.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». В 1909 году он принял участие в выставке Союза Русских художников. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. К тому времени Чюрлёнисом ужебыли созданы наиболее известные его циклы картин - «Сонаты».

Хочется подробнее рассказать о цикле картин «Соната моря».

Часть I - «Аllergо». Как свистит ветер, как швыряет волны на балтийский берег. Кажется, даже дюны обратил он в зыбкое песчаное море, кажется, все устойчивое, всю землю, до горизонта, готов он сдвинуть с места. Ведь по сути-то изображены не море и не земля, а ветер - нечто бестелесное, невидимое. И даже динамизм первой части, собственно, противоречив - отдает неподвижностью: не стал бы художник так старательно вырисо- вывать сотни пузырьков пены.

Часть II- «Аndante» погружает нас в иной, в подводный мир, какая-то потаенная жизнь, невидимая на поверхности нашей действительности. Теплым приветом светят там, в вечерне-зеленоватой глубине, окна домов. Тихо вздымается грудь парусов на затонувших кораблях. Впрочем, по их аккуратному виду нельзя судить, что они утонули. Уснули.

Ласковая рука тихо опускает на дно очередного, отказавшегося что-либо ждать от жизни. А то, что от него осталось на поверхности, высвечивает лучами какой-то острый темный шип, какой-то наконечник стрелы... мировую боль. Весь этот подводный мир как бы мгновенно, как Атлантида, бесследно исчезнувший с лица земли, оставляет о себе на ней (над ней) лишь какое-то слабое воспоминание, еле различимое облачко-парус.

Часть III- «Финал». Чудовищной величины волна, как смертоносная лапа неведомого чудовища, уже вознеслась над утлыми чел- нами. Еще мгновение - и их поглотит пучина. Бывает - переживают бурю корабли... Но от такой волны не спасешься, да и не одна она.

А вот детапь: случайная игра природы сложила из пены буквы МКС (это инициалы художника). Может, они доплывут до берега и расскажут людям о Микалоюсе Константинасе Чюрлёнисе? - Вряд ли... Так неужели целая человеческая жизнь, неповторимая в своей индивидуальности, растворится, как миг в вечности, исчезнет, как это мимолетное причудливое сочетание пузырьков пены. Неужели бесследно!? Бесследно, как эта пена! Не в этом ли наибольший ужас человеческой жизни, непереносимая трагедия творческой натуры?

Искусствоведы говорят о его творчестве, как о живописной музыке и музыкальной живописи. Вы видите, что живопись Чюрлёниса не столько предметна, сколько эмоциональна, в ней чувствуется развитие, движение, ритм, все то, что свойственно музыке.

Практическая часть занятия.

Выполнение творческого задания

Педагог: Сегодня у вас есть такая возможность приобрести опыт в этой технике.

Перед вами на столах лежат краски и кисти разного размера, вода и листок АЗ формата расчерченный на 4 прямоугольника, каждый прямоугольник пронумерован и подписан. Нумерация - это последовательность произведений которые вам будет играть Екатерина Александровна.

Мы не призываем вас к рисованию реалистичных образов, а также не призываю вас к рисованию абстрактному. Пусть цвет и форма, изображенная на листе, будет вызвана тем наплывом чувств, которые пробудит в вас музыка.

Звучат музыкальные иллюстрации по 5 минут.

3. Заключительная часть. Мини-выставка и обсуждение работ.

Подведение итогов проходит как мини- выставка всех работ. Вновь звучат те же музыкальные иллюстрации по 2 минуты.

Я прошу выставить ваши работы на приготовленный стенд.

Чувства, ощущения, которые испытывает человек при прослушивании одного и того же произведения, индивидуапьны и неповторимы, как и он сам. Вы сами сейчас в этом убедитесь. Екатерина Александровна еще раз по очереди сыграет нам произведения, под которые вы рисовали, и мы с вами увидим, насколько одно и то же произведение может вызвать разные ощущения и эмоции.

Все работы получились замечательными.

Спасибо вам за подаренные эмоции в буквальном смысле этого слова. Мы сегодня оправдали выражение «Музыка рисует, а живопись звучит».

Литература:

1.          Галеев Б.М. Статья «Цветной слух: природа и функции в искусстве» из сб. «Художник и философия цвета в искусстве» (тез. Междунар. Конф.). - С-Пб: Государственный Эрмитаж, 1997 с. 75-77

2.          Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982;

3.          Его же. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). - Казань: Издательство КГУ, 1987.

4.          Григорий Гидони, Густав Курбе. Л, изд. Лаборатории искусства света и цвета, 1933.

5.          Ванслов В. Изобразительное искусство и музыка. Л., изд. Художник РСФСР, 1977.

6.          Воложин С.И. Сомнение. Попытка приобщиться к художественному миру Чюрлёниса. - Одесса: Студия «Негоциант», 1999, - 215 с.

7.          Бородин А.П. Князь Игорь. Кпавир. - М.: «Музыка», 1983

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.