KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Ценности молодежи – иммунитет против радикализма
Ценности молодежи – иммунитет  против радикализма
07 октября 2020    Автор / Г. Ж. Джуманова, доктор философских наук, г. Алматы

Роль и место юношей и девушек в обществе трудно переоценить.

Молодежьэто ключевой фактор конкурентоспособности нашей страны в современном мире. Именно от молодежи, ее знаний, умений, энергии и патриотизма зависит не только будущее, но и настоящеегосударства. Составляя около одной трети от общей численности населения Казахстана, молодое поколение является основным человеческим стратегическим ресурсом, потенциалом общества, одним из главных субъектов общественного развития, проводником социальных перемен, устойчивого развития государства, его продвижения по пути независимости, безопасности и процветания.

Одна из наиболее актуальных проблем казахстанского общества, имеющая прямое отношение к молодежи,– это распространение религиозногорадикализмаи экстремизма. Именно молодые люди наиболее уязвимыперед экстремистской идеологией и практикой. Это связано с их возрастными особенностями (морально-психологическая незрелость, легкая внушаемость, максимализм, категоричность, обостренное чувство справедливости, поиски смысла и ценностей жизни и т. д.). Радикализироваться, стать приверженцами крайних взглядов и действий, деструктивной идеологии и практики могут юноши и девушки любой социальной категории.

Однако в основном наиболее уязвимой становится маргинальная молодежь, вытесненная на периферию социальной жизни, незанятая, без определенного социального статуса, лишенная духовно-нравственных ценностей. Обобщенный социальный портрет террориста Генеральная прокуратура РК дает такой: «Почти 60% осужденных террористов – это лица в возрасте до 29 лет. Другими словами, это представители молодежи. Практически все, а если быть точнее, 95%, были безработными. Таким образом, вырисовывается портрет террориста в Казахстане – это молодые люди, пытающиеся найти место в жизни и не нашедшие его. Чаще всего безработные, не имеющие хорошего образования и каких-то дальнейших перспектив» [1].

Религиозныйрадикализмэто многоликий социальный феномен. Его можно рассматривать и каксоциально-духовную болезнь, поражающую сознание и поведение людей.Симптомыэтой болезни многообразны: нетерпимость,фанатизм, насилие, агрессивность, ксенофобия, отрицание национально-культурных традиций, ценностей,Конституции и законов, общечеловеческих этических норм и т. д.

Причины, порождающие религиозныйрадикализм,различны. Прежде всего,этосоциально-экономическиепредпосылки: социальное расслоение населения, безработица, бедность, коррупцияи др. Немаловажными факторамирелигиозного экстремизма являютсяобразовательные: безграмотность и невежество молодежи. Преобладают также психологические причины, свойственные людям всех социальных категорий. Как правило, все эти детерминанты тесно взаимосвязаны, их нерешенность формирует в человекенегативные чувства, состояниебезнадежности, отчаяния и безысходности,подталкивает к поиску виноватых в своих бедах, вынуждает прибегать к крайним, радикальным мерам.

Вместе с тем глубинные причины радикализации и экстремизации сознания и поведения молодых людейзаложенынев материальных источниках, а в духовных: идеалах, ценностях инормах.Именно эти начала образуютдуховно-нравственный стержень, который поддерживает человека, делает его сильным, уверенным, зрелым, независимым. Они определяют его сущность, духовную природу, сознание, характер, волю, поступки и др. Опираясь на этот стержень, руководствуясь базовыми этическими ценностями, человек четко различает, что есть благо, а что есть зло. Когда эти ценности отсутствуют или размыты, непривиты, неусвоены,человек теряется, становится зависимым илегкоуправляемым.В ситуации идейно-ценностного вакуума такие люди легко заражаются вирусом радикализма и экстремизма.

Деструктивнаярелигиознаяпропаганданавязываетюношам и девушкамискаженные ценности, или лжеценности. Идеологи радикальных организаций спекулируют на таких всеобщих идеалах и ценностях, как равенство, социальная справедливость, братство, солидарность, взаимопомощьи др. Используя их как мобилизующие лозунги и призывы,они привлекаютмолодежь в ряды экстремистских и террористических объединений.

Фундаментальные гуманистическиеценности и идеалы, нормы и традиции формируются, прежде всего, в семье, прививаются родителями. Семья закладывает основы мировоззрения и поведения, общения, идентичности, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Именно семья дает человеку все, удовлетворяет его базисные потребности: материальные, моральные, духовные, интеллектуальные, эмоциональные. Быть достойным, честным, порядочным, трудолюбивымчеловеком, уважать и почитать родителей, заботиться о них, нести взаимную ответственность за родных, бережно относиться к семейным и национальным традициям, соблюдать законы, быть гражданином и патриотомсвоей Родины– вот семейные основополагающие ценности.Именно они формируют в детях, подростках и молодежи твердый нравственный стержень, прививают стойкий духовный иммунитет к фанатизму, нетерпимости, радикализму и экстремизму.

Вместе с тем при слабости традиционной семьи альтернативой ей становится другая«семья», по сути,деструктивная секта. Религиозные сообщества,как бы они ни назывались, провозглашают себя новой истинной «семьей», где царит всеобщая любовь. Своим адептам они внушают: «Мы – твоя новая семья». В такой «семье» отцы-основатели представляют себя «любящими, заботливыми родителями», а рядовых членов – своими «детьми», которые друг другу являются «братьями» и «сестрами».

В новойрелигиозной «семье» неофиты получают «второе рождение», им дают новые имена. Они разрывают все прежние связи с родными, близкими, друзьями, знакомыми, изолируются от внешнего мира. Такие псевдосемьиразрушают традиционные семьи, их нравственные устои и ценности, пытаются заменить собой подлиннуюсемью, вытеснить семейные привязанности человека. Они навязывают обществу, молодым людям чуждые взгляды, идеалы, ценности, интересы, стирают их национально-культурную, гражданскую идентичность,чувство патриотизма. В результате член новой «семьи» приобретает иную идентичность, он осознает себя только членом религиознойгруппы.

Главными причинамиухода человека в альтернативную«семью», религиозную группу, секту являются, прежде всего, ценностный вакуум, проблемы с социализацией, дефицит любви, душевной теплоты, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. То, что человек не получает в родной семье, он пытается восполнить в иной среде.Новое сообщество с радикальными взглядами и установками формируетсвоиценностинетрадиционного характера, по сути, лжеценности. Среди такихлжеценностей: идеяизбранности, исключительности, приобщенностик эксклюзивной истине, духовного превосходства над другими людьми и т. д.

Такая идейная установкаадепта быть избранным, обладать монополией на истину формирует в нем нетерпимость, враждебность кинакомыслящим, разжигает межрелигиозную рознь и вражду.Лжеценностирелигиозного радикализма – это утопические цели и ценности, обещающие спасение, райскую жизнь, халифат и т. д. Архаичные ценности религиозного фундаментализмаориентируютличность, общество, государствоназад в прошлое, ведут к деградациии регрессу.

К лжеценностямрелигиозного радикализма относится идея деэтнизации общества–отрицания национальных особенностей, ценностей, традиций, обычаев и обрядов, а также гражданственности и патриотизма, уважения и исполнения Конституции и законов.

Какие ценности выбирает сегодня молодежь? Исследования показывают, что для юношей и девушекнаиболее важны духовно-нравственные, в частности, семейные ценности. Об этом свидетельствуютрезультаты социологического опроса, проведенного Институтом философии, политологии и религиоведения МОН РК. На вопрос «Какие ценности для современной казахстанской молодежи наиболее значимы?»были получены ответы.Определилось, что для казахстанской молодежи главными приоритетами являются: «семья, дети, дом», «учеба и образование», «работа и дело» (см. таблицу).

 

Распределение ответов молодежи на вопрос«Какие сферы

жизни людей для вас наиболее важны?»

 

Варианты ответов

Проценты

Семья, дети, дом

74,3

Учеба, образование

57,4

Работа, дело

50,4

Карьера, продвижение по службе

18,8

Досуг, развлечения, туризм

13,7

Физическая культура, спорт

10,0

Религия, вера

7,0

Политика, общественная деятельность

2,1

Ничего из перечисленного

1,5

Другое

1,2

Затрудняюсь ответить

2,7

 

Далее в целом в рейтингеприоритетов молодых людей следуют: «карьера, продвижение по службе», «досуг, развлечения, туризм», «физическая культура, спорт». А на последнем месте в этой шкале оказались «религия, общественная и политическая деятельность». Полученные данные достаточно яснопродемонстрировали, что именно для казахстанской молодежи является главным в жизни [2].

Итак, глубинный источник распространения экстремизма среди молодежи – это духовнаяпустота,вакуумнравственных ценностей. Вместе с тем правильные социальные идеалы и ценности, привитые молодежи,образуютее стойкий духовный иммунитет против религиозного радикализма и экстремизма.

Общие этические, национально-культурные, гражданско-патриотические ценности составляют основу единства и консолидации нашего общества, межнационального и межконфессионального мира и согласия. В целом наряду с экономическим потенциаломони являютсямощным стратегическим идейно-нравственным ресурсом, опираясь на который можно модернизировать общество и государство, быть конкурентоспособной страной.

 

Литература

1. http://tengrinews.kz/kazkhstan_news/genprokurarura-sostavila-sovremennyiy-portret-kasakhstanskogo-terrorista-223891/

2. Ешпанова Д., Омаров Ж.Ценностные ориентации казахстанской молодежи. // http://kazpravda.kz/?p=5012

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.