KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Человек в человеке и для человека
Человек в человеке и для человека
26 ноября 2020   

Симон Львович Соловейчик (1930–1996). Это имя хорошо знакомо тем, кому сегодня за 40. В 1980-е годы многие зачитывались его книгами и статьями, многие благодаря ему пришли в профессию.

Советский российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики, журналист, теле- и радиоведущий, он обобщил ключевые идеи педагогики сотрудничества. Руководитель «Учительской газеты», газеты «Первое сентября». Автор книг «Педагогика для всех», «Учение с увлечением», цикла статей «Непрописные истины воспитания» и многих других.

Книги Соловейчика – это необычные учебники: в них есть не только конкретные рекомендации, но и весь ход размышлений автора, а иногда вопросы к читателям. «Подумаем!» – любимый призыв Соловейчика.

Сегодня мы предлагаем вам фрагменты из его главной книги – «Педагогика для всех» (Серия «Антология гуманной педагогики»).

Воспитание сердца. Считается, что для воспитания необходимо понимать возрастные особенности детей. Несомненно. Но чтобы понять особенности чего-то, нужно прежде представить себе общее устройство этого «чего-то». Если вас попросят нарисовать схему анатомического строения человека, вы хоть приблизительно, но сумеете начертить, где сердце, где легкие.

Но вот внутренний мир человека... Что душа? Что дух? Что совесть? Что потребности? В какой связи находятся эти понятия, что за ними кроется? Что от чего зависит? Что поддается ремонту, а чего и касаться нельзя?

Внутренний мир человека – это и есть его личность. Он совершенно не похож на внешний материальный мир, который не имеет нужды, цели, в котором все целесообразно, все развивается по строгим законам сохранения, но общей идеи, цели развития нет. А внутренний мир человека целенаправлен – это его основное свойство, скрытое от большинства людей.

Мы побаиваемся слова цель, потому что далеко не каждый из нас имеет ясную, осознанную цель, да еще одну на всю жизнь – мы не великие. Мы живем себе и живем со своими заботами. И все же наш внутренний мир движется к целям, пусть и неосознанным. Они и определяют, что для нас значащее, а что нет…

Душа – мы на каждом шагу произносим это слово. А педагогу оно заказано – его нет в педагогических пособиях. Обратимся к главному учебнику педагогики – к языку. Словарь частотности русского языка показывает, что слово душа и близкое ему – сердце (значение их примерно одно и то же) входят в число наиболее распространенных слов. Это простые орудия нашей речи и нашего сознания. Как же строить без них педагогику?! Она получится бездушной, бессердечной.

Принято считать, что душа – весь психический, внутренний мир человека. Но, судя по языку, это не так. Душа – не «я», не весь мой внутренний мир. Существуют еще ум, память, способности. Что же она такое, если не вся психика и не ум?

Вслушаемся в ряд выражений: «всей душой желаю», «всей душой люблю», «всей душой надеюсь». Но нельзя сказать «всей душой думаю». В уме и в душе производится разная работа, и ее нужно разделять, чтобы учить детей и той и другой.

Душа – это желания человека, чувства, вера, надежда, любовь в их единстве. Цельность души делает невозможным воспитание по модели «сад-огород» – прививать какое-то одно чувство в отдельности. Воспитывать можно только всю душу в целом.

Вера, надежда, любовь не просто поэтический набор, это первая забота воспитателя, может быть, единственная. Представим себе человека, который ни во что не верит, ни на что не надеется и ничего, никого не любит. Это строгое описание мертвой или, лучше сказать, парализованной души…

Постоянный спор: как чувства влияют на знания? Как знания действуют на чувства? Знания и чувства связаны верой. Знание нужно человеку для укрепления его уверенности в успехе своих действий. Если я знаю, что у меня ничего не получится, то ведь и желание действовать не появится. Желание возникает лишь тогда, когда есть надежда на его исполнение.

Известно старое изречение средневекового церковника: «Верю, потому что абсурдно». Современный человек говорит: «Верю, потому что отвечает разуму». Но все равно – верю! Разум убивает слепую веру, но именно необходимость верить заставляет человека думать…

Внутренний мир человека словно пульсирует: вера – новое знание – сомнение – вера – сомнение – новое знание – ... – и так пока мы живем. Лишь только пульсация прекратилась, останавливается и развитие…

Ум и сердце – лед и пламень, их не соединить, и кажется, будто человек непременно должен конфликтовать сам с собой. Он и действительно конфликтует, как только теряет веру, как только ломается передаточный механизм между умом и сердцем…

Вера в правду, в людей, в жизнь соединяет, собирает внутренний мир человека. Нет веры – и все распадается, сразу появляется необходимость в механизмах принуждения.

Воспитывать – значит вселять в ребенка веру в успех. Для сердца нужно верить!

Мы знаем, а вскоре и наши дети узнают, что в действительности добро вовсе не всегда и не сразу побеждает зло. Вера живет в нас вопреки ближайшей очевидности. Но вера не дается легко, она требует постоянной затраты душевной энергии, она сама есть непрерывный труд…

Естественный путь воспитания: от детской слепой веры в добро, внушенной родителями и воспринимаемой как нечто бесспорное, через кризис, сомнения, споры, собственные поиски правды влюдях, в жизни, в книгах – к мировоззрению, глубоким и стойким убеждениям. Только силы веры, любви и надежды бесконечны, все другие силы рано или поздно иссякают. И только в детстве можно дать ребенку эти бесконечные силы…

От любви все добро в мире – это сила жизнеутверждения. От страха все зло в мире – это сила жизнеотрицания.

Говорят: лень – мать всех пороков. А кто отец их? Страх. Где страх, там самые дурные чувства и свойства. Чуть поскребите любое из них, и выглянет его основа – страх. Именно потому, что любовь и страх – антиподы, только любовью можно победить страх. Любовь – единственное педагогическое средство против невольного детского страха перед жизнью и, следовательно, против возможных пороков…

Воспитывать сердце значит управлять радостью ребенка. Радость управляет желаниями, желания составляют внутренний мир – личность. Воспитание сводится, во-первых, к тому, чтобы ребенок испытывал радость от встречи с добрым, тогда он сам будет искать его – доброе. И во вторых, чтобы ребенок испытывал радость от достижения цели…

Воспитание духа. Все знают, что в школе надо хорошо учиться, на работе – работать, но у всех тем не менее бывают вдруг желания. Это факт. Но отчего в некоторых душах вдруг рождаются лишь добрые, честные намерения, а в некоторых так же вдруг – бессовестные, злые, а то и преступные? Как оно там устроено в душе, что один, вроде бы воспитанный, образованный человек, может совершить преступление, а другой, невоспитанный, необразованный, не может? Какие же качества нужны подлинно воспитанному человеку?

Хочется составить какой-то минимум таких качеств – такой список, чтобы ни прибавить, ни убавить. Задача эта не так сложна – некоторые качества очевидны. У воспитанного человека должна быть совесть; должен он любить людей, стремиться к красоте, и, конечно, нужна воля. Что еще? Творчество. Оно обязательно для нравственного человека, иначе он не развивается и чаще всего становится мещанином.

Итак: совестливость, любовь к людям, стремление к красоте, воля и творчество. Однако почему пять качеств, а не четыре, не десять?

Я стал разбирать каждое слово в списке и однажды понял, что совесть – это стремление к правде. А любовь к людям – это добро. А воля? А творчество? И вдруг сложилось: творческая воля к добру, правде и красоте – вот лучшие и обязательные качества.

Но воля – это желание. Что же противостоит дурным инстинктам человека в самый момент их проявления? Дело в том, что все желания человека можно разделить не только на высокие и низкие, но и на конечные и бесконечные. Бесконечные не в том смысле, что они уходят куда-то ввысь, а в самом простом значении – им нет конца, их нельзя удовлет­ворить. Конечные желания, осознанные или безотчетные, могут исполниться или хотя бы  проявиться в мечте.

Но есть желания бесконечные, обычно их называют стремлениями. Бесконечно стремление к добру. Неутолимая жажда правды. Ненасытный голод по красоте. Никто никогда не скажет: «Все, достаточно, теперь можно обойтись без добра и красоты».

Что делает человек? Истинное или ложное?  Для чего он делает? Для добра или зла? Как он делает? Красиво или некрасиво? Что, для чего, как... Предмет, цель и качество. Истина (правда), добро и красота. Тремя этими понятиями можно довольно точно оценить любое дело, любой поступок, любую идею, любое произведение рук че­ловеческих.

Стремление, творческая воля к добру, правде и красоте– это и есть дух человека. Этим стремлением, этим духом, живущим в людях, создано все прекрасное на Земле, им города строятся, подвиги совершаются. Духподлинная основа всего лучшего, что есть в человеке.

Духовность – не одно из многих качеств человека, а главное, оно определяет все его моральные достоинства, его цену. Именно в духовностизаложены возможности воспитания. В каких бы неблагоприятных условиях ни рос маленький человек, я, воспитатель его, имею возможность и силу влиять на его душу, потому что высокий дух всегда сильнее бездуховности. Воспитывать – значит в духовном общении пробуждать и поддерживать веру в правду, чувство любви к людям и надежду на гармонию мира, укреплять творческую волю к правде, добру и красоте.

Имей дух и умей взрастить его!

Воспитание ума. Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами. Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума.

Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью – это то же, что и духовность, но в основе ее – вера в правду, порожденная разумом и образованием. Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность.

Образование делает грандиозный скачок, но обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники (их все меньше и меньше), а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные.

Надо растить ребенка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше. Но для этого нужно прежде всего найти точку слияния ума и сердца. Ведь ум холодный, а сердце горячее. Как соединить несоединимое? Чтобы и чувство, и ум ребенка сильнее развивались? Какой же ум имеется здесь в виду?

Все стороны ума по-своему важны и необходимы, без них не было бы ни науки, ни техники, ни общества, без них человеку не прожить. Свойства ума даются человеку природой, образованием, жизненным опытом. Но для жизни важнее всего ум (редкий ум!) различения добра и зла, поиска и познания правды. И этот ум дается воспитанием.

Правдивое представление о мире, о внутреннем своем мире, о себе – вот первое поле, на котором развивается ум, связанный с нравственностью, т. е. интеллигентность.

Ум ребенка развивается в действии, а действие для ума лишь там, где выбор: в чем же правда? Что правильно? Конечно же, отдельная квартира лучше коммунальной, но мир больше похож на коммунальную квартиру, где постоянно сталкиваются противоположные мнения, взгляды и оценки.

Мир многообразен, внушаем мы ребенку, но тем не менее помни:

·     все на свете или честно, или нечестно;

·     все на свете или добро, или зло;

·     все на свете или красиво, или некрасиво.

И не путай! И не ищи середины! Выбирай честное, доброе и красивое.

Ведь представление детей о мире складывается не столько от наших разговоров о нем, сколько из тех реальных выборов, которые делает сам ребенок…

Разрушить представление ребенка о себе как о достойном человеке – значит убить в нем совесть. Превратить его в ничтожество, в ничто. У ребенка появляется представление о себе самом как о ничтожестве. «Я ничто... Чем-то могут быть только взрослые. А вот я уже ничто постарше...» – так определял это детское состояние Януш Корчак. Ничто всегда полно самых страшных и неискоренимых пороков, это другой полюс человека. Человек – это его достоинство…

На две точки психики – представление о мире и представление о себе – мы можем действовать непосредственно. Способности с трудом поддаются развитию, ценности не всегда удается передать, душа и дух запрятаны глубоко в недрах личности, а представление о мире – вот оно, в «наружном слое». Поначалу оно почти целиком зависит от родителей. Ведь в первое время весь мир ребенка – это его мама, папа, бабушка, дедушка – семья.

Не из мира, а из своего представления о мире черпает ребенок материал для развития. Если в глазах ребенка и мир кажется справедливым, и он сам представляется себе достойным человеком, то он вырастает сильным и уверенным в себе. Это лучшие люди – те, для которых и мир достаточно хорош, чтобы за него бороться, и сами они достаточно хороши, чтобы чувствовать себя нужными людьми. При других вариантах начинаются затруднения. Если «мир хорош, а я плох», человек всю жизнь словно дитя, он обижается там, где надо действовать, и постоянно стремится доказать себе и людям, что он тоже хорош. Сочетание «мир плохой, и я плохой» делает человека несчастным. А сочетание «мир плохой, а я хороший» может породить преступника.

Известные формулы психического, умственного, нравственного, духовного здоровья звучат так: «Ты хорош, но не лучше других», «Ты хорош, и мир хорош». Вот это и есть умный взгляд на мир и на себя.

Научимся, воспитывая, трудиться душой, умом и духом, научим такому труду ребенка – и сложится в человеке человек, и все будет хорошо. Просто замечательно все будет!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.