KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Вопросы нравственно-этического воспитания обучающихся в педагогических работах Ж. Аймауытова
Вопросы нравственно-этического воспитания обучающихся  в педагогических работах Ж. Аймауытова
10 декабря 2020    Автор / Э. А. Урунбасарова, д. п. н., профессор кафедры «Казахский и иностранные языки», Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, г. Нур-Султан

Жусупбек Аймауытов – выдающийся просветитель, общественный деятель, писатель, романист, поэт, драматург, переводчик, один из основоположников казахской педагогики.

Автор более десяти книг, сотни научных публикаций, учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, этике, таких трудов, как «Психология», «Педагогическое руководство», «Психология и выбор профессии», «Методы комплексной системы преподавания», представляющих и поныне огромную ценность для изучения истории педагогической, психологической науки и освещения отдельных научных проблем.

Аймауытов внес весомый вклад в создание казахской психологической терминологии. Особо значимыми являются этнопсихологические толкования различных аспектов казахской литературы и лингвистики. И, безусловно, ученый не мог обойти вниманием и вопросы обучения и воспитания молодежи, в том числе нравственного. Так, работа «Воспитание» посвящена проблемам формирования нравственного облика личности человека.

На основе характеристики особенностей воспитания в Древней Греции, Древнем Риме, анализа педагогической мысли древнегреческих ученых и философов Сократа, Аристотеля и др., наследия классиков мировой педагогики Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. Аймаутов приходит к совершенно справедливому выводу о том, что воспитание – ведущий фактор формирования личности человека и, прежде всего, ее нравственного совершенствования: «Человек, казалось бы, во всем достиг совершенства: летает, как птица, плавает, как рыба, приближает далекие расстояния и проясняет туманные загадки природы. И в то же время не расстается со звериной злобой, убивает друг друга. Почему? Дело в том, что человек до сих пор не стал рабом воспитания, а все еще остается рабом природы, т.е. своих диких инстинктов. В таком случае, как им будет руководить ясный ум и как все общество, все люди станут воспитанными?»

Придавая первостепенное значение в воспитании привития детям любви к родному краю, Родине, народным традициям и обычаям, Аймауытов заявляет, что человек не должен быть национально ограниченным, так как «национально ограниченный человек может, не задумываясь, причинить насилие, пролить кровь, лишь бы это касалось интересов его нации. И как последствие национализма – соперничество, раздоры, резня. Это уже эгоистическое себялюбие, а эгоистический человек не может быть широким душой, а если не может быть широким, то чаще бывает злоумышленником, вредителем. Жизнь не дает народам замыкаться в себе. И быть националистом бесчеловечно».

Задача воспитания, по мнению ученого, заключается в том, чтобы «выявлять и развивать положительные качества и устранять отрицательные».

Одним из важных методов воспитания Аймауытов считает метод примера, поэтому сам «воспитатель должен быть воспитанным». На формирование личности ребенка, помимо воспитания, оказывают влияние наследственность, среда: «На ребенка, помимо воздействия медресе и родителей, возможно влияние других факторов. Это заложенные в нем от природы индивидуальные качества, окружающая среда, сверстники, их вера, язык и многое другое.

В работе «О законе адата» Аймауытов говорит о роли привычек в нравственном формировании человека: «Учитель должен хорошо различать и понимать роль привычек. Ведь вся жизнь состоит из них. Привычки есть хорошие и плохие. Они проявляются и в поступках, и в мышлении, и в работе». Очень важно с детства прививать ребенку именно полезные привычки и предостерегать его от вредных, так как, насколько легче, не задумываясь, делает человек привычное дело, настолько больше в нем непринужденности и свободы ума. У невыработавшего в себе уверенности человека половина жизни уходит на сомнения и колебания.

Ученый говорит о том, насколько нелегко сформировать человеку привычки, ведь одного желания и стремления их выработать недостаточно, они должны постоянно проявляться в поступках, действиях и деятельности человека. Для их проявления необходимы стойкость, упорство: «Сила человека заключается в том, чтобы в любой сложной ситуации проявить решительность и несгибаемую твердость, настойчиво стремиться к действию. А если же мы сдерживаем хорошее намерение и оно не выражается в поступке и деле, то, не говоря уже о том, что впустую упускается время, это хорошее намерение не осуществляется и в будущем. Нет никчемнее человека, который проводит жизнь в оглядке и пустой фантазии, не умеет рисковать и не может решиться ни на один серьезный поступок и дело».

Аймауытов дает конкретные рекомендации учителю: «Вместо отвлеченных красивых слов, пустой пропаганды и агитации надо заботиться о развитии мыслей, сознания и способности к действию учеников, чтобы они в любой жизненной ситуации могли проявить себя в деле. Только конкретные поступки и действия формируют характер, закладывают хорошие привычки. А пустые проповеди и агитация только утомляют слушателей».

Ученый-педагог раскрывает условия формирования полезных привычек и говорит о их значении в становлении человека как личности: «Никакое добро не дается само собою в руки. Мужество, сила и устремленность должны проявляться не только в большом, но и в ежедневных мелких делах и поступках, причем не из-за пользы, а из-за трудности и в силу привычки. К тому же такой человек застрахован от ошибок и верхоглядства в большом и серьезном деле... Необходимо обратить внимание на то, что человек деятельной натуры, активный, привыкший вкладывать душу даже в незначительные дела, застрахован в своем будущем...»

В «Педагогическом руководстве», разрабатывая, прежде всего, вопросы дидактики, Аймауытов выявляет и воспитательный аспект процесса обучения, и воспитательные возможности многих предметов. Так, изучение языков, по мнению ученого, важно не только в познавательном плане, но и в нравственном формировании личности: «Огромное значение языков и в воспитании человека, так как серьезное и глубокое их изучение способствует познанию древней культуры и мировоззрения этих народов. Наряду с изучением чужого языка человек познает духовный мир народа. Познание мировоззрения и различных сторон жизни других народов обогащает ум человека. Познание другого народа погружает в мир его чувств и мыслей, открывает богатства его души».

Значительное место в нравственном воспитании детей, по справедливому мнению Аймауытова, принадлежит такому предмету, как родной язык, так как «родной язык, словно зеркало, отражает многовековую душу народа и представляет собой тот могучий и вечный ствол, от которого духовно крепнет, развивается и обогащается народ. Язык народа является сокровищницей, отражающей пережитые эпохи, передающей из поколения в поколение его думы, чаяния, нравственные и духовные ценности».

Также совершенно правомерно ученый считает, что в духовном и умственном развитии человека огромное значение приобретает история, так как ее изучение пробуждает у детей интерес к прошлому, жизни различных народов, их вкладу в развитие человеческой цивилизации, учит  находить взаимосвязи прошлого и настоящего.

Значительное место в общеобразовательной школе, считает Аймауытов, должно занять преподавание искусства, способствующее не только эстетическому воспитанию человека, но и его духовному формированию. Если в культурном развитии человечества искусство играет особую роль, то само собой разумеется, какое место оно должно занять в школе.

Что касается природоведения, то «программы по этому предмету надо разрабатывать в соответствии с восприятием детей, чтобы они могли самостоятельно познавать окружающий мир. Программа должна строиться на местном материале, соответственным должен быть и учебник. Уроки должны быть тесно увязаны с ежедневно встречающимися детям явлениями и знакомыми им понятиями.

Человеческая жизнь проходит среди определенных предметов и вещей. Задача школы, прежде всего, заинтересовать детей окружающими предметами и явлениями природы и привить им любознательность. Такое обучение приближает школу к местной жизни, создает благоприятный психологический контакт.

В «Педагогическом руководстве» Аймауытов показывает воспитательные возможности не только учебного процесса, но и внеклассных мероприятий, школьных праздников и вечеров: «Вообще-то полезней проведение массовых мероприятий, вовлечение в праздничную программу всех детей, так как индивидуальные выступления могут невольно породить у детей хвастовство и чванливость».

По справедливому мнению ученого, эффективность воспитательных воздействий на ребенка проявляется в том, как он использует свое свободное время: свобода – это активная разносторонняя деятельность. Если ребенок вне школы придерживается полученных наставлений, значит, воспитание достигло своей цели.

Для нравственного воспитания детей большое значение, по мнению Аймауытова, имеет и садовый участок при школе. По этому поводу ученый пишет: «Его польза многогранна! Мало того, что деревья радуют глаза и душу, они создают благоприятный для здоровья микроклимат, что отражается и на характере, и поведении. Школьный сад может стать местом доверительных бесед и совместной работы учителей и учеников».

Цель нравственного воспитания школьников Аймауытов видит в нравственном формировании личности, задачи – в формировании нравственных качеств обучающихся. В процессе нравственного воспитания школьников следует опираться на такие принципы, как:

  • гуманизм,
  • патриотизм,
  •  интернационализм,
  • воспитание в труде,
  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Принципы патриотизма, интернационализма рассматриваются педагогом с позиций культурно-исторического подхода.

Главным методом нравственного воспитания детей считает метод примера, в связи с чем предъявляет высокие требования к учителю.

Жусупбек Аймауытов рассматривал все компоненты теории нравственного воспитания подрастающего поколения через призму народной педагогики, а вопросы психологических основ формирования морального облика школьников в его наследии получают всестороннее развитие.

 

Литература

Антология педагогической мысли Казахстана // Сост. К. Б. Жарикбаев, С. К. Калиев. – Алматы, Рауан, 1995.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.