Разделы

Главная страницаФилософия самопознания
Гуманисты эпохи Возрождения об образовании и воспитании
Гуманисты эпохи Возрождения об образовании и воспитании

Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали на первое место культ человека.

Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет со­бой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за­щитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и боль­шим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.

Всестороннее развитие личности как величайшая ценность.

Приверженность античной культуре.

Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и суро­вой дисциплины.

Нравственность — прежде всего. Способность к выполнению долга граж­данина.

Физическое воспитание и труд как важные средства формирования лич­ности при главенствующей роли образования. Физическое воспитание осуществляется с помощью упражнений, соединяющих античное пятибо­рье с элементами физического воспитания рыцаря, закаливания (холо­дом, длительным бодрствованием, трудом), подвижных игр на воздухе, прогулок, танцев, правильного питания и сна.

Особенностью гуманистического воспитания этого периода является клас­сический характер образования, в основе которого — древние языки (латин­ский и греческий) и античная литература. Из христианской литературы - Библия и отцы церкви. Основные предметы изучения: история, мораль­ная философия, поэзия, риторика, грамматика и диалектика (последней был предан служебный характер), имеющие прежде всего воспитатель­ный характер. Естественный цикл был представлен: квадривиумом (ариф­метика, геометрия, музыка и астрономия); в отдельных школах итальянс­ких гуманистов преподавали географию и астрологию. У гуманистов других стран шире, чем у итальянских, представлен в образовании естественный цикл знаний: физика как наука о природе, в математике выделяются оптика и архитектура, изучаются труды натуралистов и медиков.

Новшество в воспитании: развитие эстетического вкуса путем занятий живописью, музыкой, поэзией; введение в образование родного языка.

Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и радост­ный. Использовались методы «мягкой руки»: широкое и взвешенное при­менение похвалы, разумное порицание. К телесным наказаниям отноше­ние отрицательное, но применялись в исключительных случаях и только за нравственные проступки.

Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их шко­лах в основном было платным.

ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446) - - выдающийся математик, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа».

Организовал школу «Дом радости». Обучал мальчиков и девочек из разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. Большое значе­ние придавал играм, физическому воспитанию. Первым осуществил идею школы в природе. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества уча­щихся. Стремился выявлять индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Стремился воспитывать умеренность. Грамоте обучал, используя подвижные буквы, что было новым методом. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания при­роды, вещей, явлений.

Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление.

Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.

ВИВЕС ХУАН ЛУИС (1492—1540) — испанский педагог-гуманист, фи­лософ, был учителем дочери английского короля. Был назван современника­ми «вторым Квинтилианом».

Трактаты: О методе обучения, Об изучении языков, О способе занятий с детьми, О воспитании женщины-христианки, Путеводитель к премудрости.

Педагогические взгляды исходят из представления о природе как образце для воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины.

Выступает против схоластического обучения. В ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним языкам, класси­ческой литературе и истории. Ценными являются мысли о психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о гигиенических требова­ниях к школьному зданию и его местоположении.

Учитель, по его мнению, должен быть примером нравственности и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовлен­ным к занятиям, сторонником мягкой дисциплины.

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист, был священником, профессором анатомии.

Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.

Воспитание с продуманным режимом для ребенка, многостороннее образование, развивающее самостоятельное мышление, творческую активность. Воспитание включает: физическое воспитание – бег, борьбу, прыжки, плавание, гимнастику, верховую езду и др.; эстетическое воспи­тание — занятия музыкой на нескольких инструментах, пение; нравствен­ное воспитание – религия и труд. «Знания без совести есть душевная смерть». Наглядность в процессе обучения, наблюдение природных явле­ний, знакомство с различными ремеслами и искусствами. Мягкость дис­циплины и привлекательность обучения.

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вержерио (1350—1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л. Бруни (1369-1444) — Италия; Р. Агрикола (1443-1485), И. Рейхин (1455— 1522) — Германия; М. Монтенъ (1533—1592) — Франция; Т. Мор (1478—1535) - Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536) — Нидерланды и др.

ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)

Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О методе обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие хри­стианского воина; Экклезиаст, или Евангельский проповедник; Диатриба, или Рассуждение о свободе воли; О двойном изобилии — слов и предметов; Книжица о соединении восьми частей речи; Параболы или сравнения, выбран­ные из некоторых лучших авторов.

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист.     Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:

«людьми не рождаются, но делаются путем воспитания»;

«человеком делает разум»;

человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его
моральная и юридическая ответственность;

выступал против всякого насилия и войн.

Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне воспитания раз­витие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяет­ся воспитанием, полученным в раннем детстве.

Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребен­ка, Мир детства. В средние века фактически не знали мира детства! Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: «Пред­мет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая — чтоб он любил и изучал свободные науки; третья — чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете».

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правиль­ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.

Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:

возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры;

склонности и способности ребенка воспитатель должен как можно
раньше распознать, опираться на них, потому что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.

Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую на­зывал «пыточной камерой», где «ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исклю­чающих насилие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспи­тании выступает правильно поставленное образование. Правильно по­ставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.

Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись­му, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. Требо­вал учитывать собственную активность и деятельность ребенка.

В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учите­лю». Выступал против наказаний, считая, что они противоречат свобод­ной душе ребенка, калечат его.

Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека».

Религиозные произведения отличаются единством как религиозного, так и философского содержания. Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.

Выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневе­кового школьного обучения.

Постоянно напоминал учителям, что профессия  воспитателя — наибо­лее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны быть по-настоящему вос­питанны, образованны и подготовлены к своему делу.