KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Система педагогических взглядов Я.А. Коменского
Система педагогических взглядов Я.А. Коменского
26 марта 2021   

Теоретические положения Я.А.Коменского оформились на основе его личной учительской деятельности и передового педагогического опыта эпохи. Я.А.Коменский пришел к своим глубоким обобщениям в области воспитания и обучения из наблюдений над жизнью общества и состоянием воспитания, из педагогического опыта. Это дало ему основание утверждать, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Принцип природосообразности был обоснован еще древнегреческими философами и, начиная от Я.А.Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII - XIX веков, причем каждый из педагогов -теоретиков будет представлять свое понимание этого принципа. Особое виде­ние природосообразного воспитания Я.А.Коменский излагает в своем главном педагогическом труде «Великая дидактика».

Обоснование принципа природосообразности воспитания дано в утвер­ждении Я.А.Коменского о том, что человек есть часть природы и подчиня­ется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в обществе людей. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что в воспитании необходимо исходить из наблюдений за природой. Таким образом, Я.А.Коменский пытается устано­вить и сформулировать закономерности воспитания с помощью аналогий с ес­тественными «основоположениями», законами природы, На этом прочном фундаменте построена вся педагогическая система Я.А.Коменского, включаю­щая возрастную периодизацию, систему школ, содержание обучения и воспи­тания, организацию школьного обучения, классно-урочную форму учебных за­нятий.

На основе принципа природосообразности Я.А.Коменский определяет цель и задачи воспитания, достижение которых возможно лишь в определен­ной системе. Приближение к цели, по мнению Я.А.Коменского, проходит через три ступени в реализации взаимосвязи умственного, нравственного, трудово­го, физического, эстетического и религиозного воспитания.

Высоко оценивая личность человека, Я.А.Коменский определяет его на­значение трояко:

·        быть разумным созданием;

·        созданием, владычествующим над другими созданиями;

·       созданием, представляющим собой образ и радость своего творца.
Исходя из природы человека, Я А.Коменский определяет возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего поколения от рождения до 24 лет на четыре возрастных периода по 6 лет каждый. Каждому периоду дает свое название и характеристику особенностей. Детство - от рождения до 6 лет включительно - характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств. Отрочество - от 6 до 12 лет - развитием памяти, воображе­ния, речи и руки. Юность - от 12 до 18 лет - характеризуется более высоким уровнем мышления, понимания и суждения. Возмужалость — от 1 8 до 24 лет - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого периода Я.А.Коменский намечает особую ступень образова­ния, определяет ее содержание, готовит учебные книги для каждой ступени. Так, детство проходит под руководством матери, в семье. Для этого периода подготовлено первое руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа». В период отрочества все дети независимо от пола, имущественного состояния, расы, нации должны посещать школу родного языка. Такие школы, по мнению ЯА.Коменского, открываются в каждой общине, селении, местечке, Обучение в этот период осуществляется по книге «Мир чувственно восприни­маемых вещей в картинках». Для юношей в каждом городе должна быть ла­тинская школа, или гимназия. Учебная книга в этом периоде «Открытая дверь языков и всех наук». Каждый класс гимназии при этом имеет название по праву преимущественного предмета преподавания: 1 – грамматический, 2 – физический, 3 – математический, 4 – этический, 5 – диалектический, 6 – риторический. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области академия или университет. Для этого периода Я.А.Коменский предусматривал традиционные факультеты - юридический, ме­дицинский и богословский. По окончанию академии предусматривается круго­светное путешествие. Педагогическая система Я.А.Коменского обоснована им в его знамени­том педагогическом сочинении «Великая дидактика», латинский вариант ко­торой вышел в 1632 году. После того, как все его рукописи сгорели в период тридцатилетней войны, в том числе и «Великая дидактика», второй вариант был написан и издан в 1657 году в Амстердаме.

«Великая дидактика» - грандиозная система, целостная теория с фило­софским обоснованием. В «Великой дидактике» впервые обрели свой предмет и составили особую науку дидактика, школоведение, теория воспитания, педа­гогическая психология.

«Великая дидактика» Я.А. Каменского - универсальное искусство учить всех и всему, учить кратко, приятно, основательно и с гарантией успеха.

Исходным положением «Великой дидактики» является новое, гуманистическое положение о личности человека как самого высшего, самого совершен­ного, превосходнейшего творения сравнительно с творениями растительного и животного мира (глава I).  Эта высокая оценка человеческой личности лежит в основе всех дальнейших педагогических построений Я.А.Коменского. Далее в этом труде говорится о без­гранично широких и глубоких целях и задачах, стоящих перед растущим и вос­питываемым человеком (глава II); о его положении и назначении в мире; о его природных свойствах, обеспечивающих ему возможность такого широкого и глубокого образования (главы III-V); об условиях и средствах учебно-воспитательной работы (главы VI-XXVI); наконец, об организации школ по че­тырем ступеням и о постановке учебно-воспитательного процесса в них (главы XXVI-XXXIII).

По мнению Я.А.Коменского, идеальная школа должна стать «лаборато­рией» подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на «поприще труда». Идеальная школа должна превратиться из места бессмыс­ленной зубрежки и муштры в храм разумного, приносящего радость познания учебного заведения, наполненного красотой, любовью и вниманием к детям.

В такой школе, по мнению Я.А.Коменского, высокие результаты обуче­ния могут быть достигнуты с опорой на основополагающие принципы: на­глядности, последовательности, систематичности, сознательности, посильности и прочности усвоения учащимися учебного материала.

В основу познания и обучения Я.А.Коменский поставил чувственный опыт, из чего впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась в обучении и до Коменского, но это происходило на эмпирическом уровне, без теоретического фундамента. Коменский понимал наглядность широко (не только как зрительную),  как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. На этой основе он провозгласил «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое -  слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию  - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Бессмысленной зубрежке Я.А.Коменский противопоставил принцип сознательности обучения. «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком», - писал он.

В обучении важно вести детей так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. В этом положении заключен  принцип последовательности обучения, с которым тесно связан принцип систематичности, т.е. необходимости доводить учащихся до понимания внутренних связей между явлениями. В обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

Дидактическое требование посильности обучения означало, что детям следует давать материал, доступный их возрасту. Посильность, доступность достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних де­талей материала.

Требование прочности усвоения Я.А. Коменский связывал с необходи­мостью повторения или обучения других тому, что хорошо усвоил сам.

Фундаментальной идеей педагогической системы Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. В термин «пансофия» Я.А.Коменский внес новое содержание. Он понимал пансофию как все­общую мудрость Универсума, единого и неделимого мира и как науку обо всем, или всеединую науку. Пансофия - зеркало мира вещей, зеркальный образ макрокосма. Пансофия как знание о мире предполагает, что в ней разные виды человеческого знания не просто внешне поименованы, но выведены из осново­полагающих принципов универсальным методом.Вершиной и своеобразным итогом размышлений великого педагога о целях и сущности воспитания является главный труд его жизни - «Всеобщий со­вет об исправлении дел человеческих». В этом педагогическом завещании потомкам Я.А.Коменский призывал человечество к миру и сотрудничеству. Произведение пронизано идеей универсального воспитания, которое приведет че­ловечество к миру без войн, социальной справедливости и процветанию. Вос­питание представлено как путь преобразования человечества.

Все части «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» взаи­мосвязаны между собой основополагающими педагогическими идеями:

•   всеобщего образования народа,

•   демократической школьной системы с преемственными ступенями,

•   приобщения к труду,

•   приближения образования к потребностям общества,

•   нравственного воспитания на основе гуманизма.

Проблемы нравственного воспитания Я.А.Коменский рассматривает в не­скольких своих работах. Управлять собой может человек, обладающий основ­ными «кардинальными» добродетелями: мужеством, мудростью, умеренно­стью и справедливостью. Истинное суждение о вещах - основа добродетели, поэтому мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Уме­ренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения. Мужество - это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость, готовность при­нести пользу, когда того требуют время и обстоятельства, выполнение долга. Кроме этих главных добродетелей, Я.А.Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрят­ность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Я.А.Коменский считал: пример старших, наставления и беседы, упражнения в нравственном поведении, борьбу с распущенностью и ленью. При этом важное значение он отводил во­просам дисциплины. «Школа без дисциплины, что мельница без воды» - эту чешскую пословицу Я.А.Коменский использует для обоснования своих взгля­дов на телесные наказания. Он выступает против орудий рабства, против па­лочной дисциплины, но считает допустимым использование наказаний лишь за богохульство и строптивость.

В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы». В то время в школах  прием учащихся производился в течение всего года. Ученики, хотя и сидели вместе в одной комнате, но коллектив­ных занятий со всеми учащимися не проводилось: каждый ученик учил свое, продвигаясь своим, индивидуальным темпом. Учитель, вызывал то одного, то другого ученика и занимался с ним индивидуально. Я.А.Коменский вводит понятие школьного года с делением на четыре четверти, опре­деляет его начало (момент окончания полевых работ - осень) и окончание (момент начала полевых работ - весна) учебного года. Вводит каникулы между четвер­тями. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в год. Он определяет организацию школьного дня (4 часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), длительность урока в 45 минут. Таким образом, Я.А.Коменский положил начало классно-урочной системе учебных заня­тий. Учащиеся в классе должны были быть одного возраста. Каждый класс должен заниматься в отдельной комнате. Учащихся в классе могло быть до 300 человек, поэтому их необходимо было делить на десятки, во главе каждой десятки – декурион, который обучает свой десяток. Важное значение отводилось дисциплине и активности учеников как главным условиям успеха. Учащиеся обязаны приходить в школу без опозданий и занимать в классе установленное место. На уроках учащиеся обязаны внимательно слушать учителя. Вне школы они также должны вести себя скромно и пристойно.

Я.А.Коменский писал о необходимости для учителя определять тему и задачи урока, вести коллективную работу со всем классом, планировать виды занятий: объяснение, упражнения, опрос. Правила, предложенные Коменским, устанавливают порядок учета знаний учащихся: декурионы проверяют знания всех учащихся ежедневно; учитель – на каждом уроке; ректор – один раз в месяц путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются испытания, а по окончании учебного года – переводные экзамены из класса в класс. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.