KZ

Главная страницаФилософия самопознания
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА (Фрагмент)
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА (Фрагмент)
08 сентября 2021    Автор / Я. А. Коменский

Ян Амос Коменский (1592–1670) –выдающийся педагог-демократ, основоположник педагогики нового времени, общественный деятель.Родился в Южной Моравии (Чешская Республика) в семье члена Общины чешских (богемских) братьев. Получил традиционное для того времени образование: окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах Германии.Занимался педагогической деятельностью в странах Европы: Чехии, Польше, Венгрии.Стал знаменит еще при жизни благодаря своим учебникам, по которым занимались во многих странах мира, включая Россию. Создал иллюстрированный учебник латинского языка – своего рода энциклопедию окружающего мира.

Воспитание, по Коменскому, – важнейшая предпосылка установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в одной из частей которой– «Пампедии»(«Всеобщее воспитание») – онразвивает мысль о том, что школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

 

Великая дидактика,содержащаяуниверсальную теорию учить всех всему,или верный способ создавать такие школы, в которых бы юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

Формирование человека легче всего происходитв раннем возрасте. Оно даже только вэтомвозрасте и может происходить...Все всего легче образуется в нежном возрасте.

Сходство человека с растением....Плодоносное дерево, хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым.

Природа всех существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, сделать это невозможно...

Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр., должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом. Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте. Кому нужно сделать большие успехи в изучении мудрости, тому нужно раскрыть чувства ко всему в первыегоды жизни, пока он может загореться воодушевлением, пока ум быстр, а память крепка... Даже разбитый сосуд сохраняет запах, которым он пропитался при первом употреблении. Дерево как распростерло свои ветви в нежном возрасте вверх, вниз, в стороны, так и сохраняет их в течение сотен лет, пока его не срубят. Поэтому чрезвычайно разумно, чтобы праведные мысли внушались в юном возрасте согласно с требованиями истинной мудрости.

Метод нравственного воспитания. Все предшествующее не так существенно по сравнению с главным –нравственностью и благочестием.Следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали «мастерскими людей».

         Основные, или, как их еще называют, «кардинальные», добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость...

Так как жизнь придется проводить в общении с людьми, то нужно научить детей нормам поведения в обществе... Аристотель так воспитал Александра Македонского, что на 12-м году своей жизни он умел умно обходиться со всякого рода людьми: царями и послами царей и народов, с учеными и неучеными, с горожанами, поселянами и ремесленниками, и по всякому затронутому делу мог предложить разумный вопрос или разумно отвечать. Для того чтобы при нашем универсальном воспитании все научились удачно подражать этому, надо составить правила обхождения и строго следить за тем, чтобы ученики скромно обращались и ежедневно беседовали о различных предметах с учителями, товарищами, родителями,  и пр. людьми...

         Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому.Поэтому нужно старательно внушать юношеству назначение нашей  жизни, а именно: что мы рождаемся не только для самих себя, но и для ближнего, т. е. для всего человеческогорода. Исходя из этого убеждения, пусть каждый уже с детства привыкает оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей...

               Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, учителей, сотоварищей.Ведь дети, что бы они ни видели – хорошее или дурное, стремятся этому подражать даже без всякого внешнего побуждения. Поэтому прежде всего сами родители должны строго соблюдать домашнюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью – вот наиболее действенное замечательное средство побудить учеников к самой честной жизни.

            Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.Например, почему и как нужно избегать зависти. Каким образом защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерять радость? Каким образом сдерживать гнев, изгонять недостойные мысли, обиды и т. п.?...

            Так как едва ли удастсябыть настолько зорким, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам необходима дисциплина.При совершении проступка всегда нужно тотчас же подавить зреющий порок при первом же его проявлении или лучше, если это возможно, вырвать его с корнем. Итак, дисциплина должна царить в школах не столько ради преподавания наук, сколько ради нравов...

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.