KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Культурно – историческое наследие народа - залог духовно – нравственного воспитания современной личности
Культурно – историческое наследие народа  - залог духовно – нравственного воспитания современной личности
20 сентября 2021    Автор / Кулекенова Ж.Г., в.н.с., к.п.н.

Рассматривая вопрос духовности и нравственности современного человека, задаешься вопросом: что является основанием для его духовности и нравственности? Можно ли считать его таковым в этом мире? Что стало причиной или предпосылкой его духовности и нравственности? Не являются эти слова пустым звуком или просто красноречием для характеристики человека?

Чтобы говорить о личности как о духовно – нравственной личности наверное нужно заглянуть в него глубже, понять его внутренний мир, его мысли, что он знает и думает о мире, жизни, о людях, живших до него, с ним и будут жить после него. Если мы найдем ответы на эти вопросы, то это хорошо. Надо исследовать внутреннюю составляющую человека, и если мы увидим, что он знает свои истоки, свои маленькую личностную историю, знает свой язык, традиции своего народа, чтит их и хочет сохранить их и передать будущим поколениям, то еще не все потеряно. Работа над собой, своим самовоспитанием, обогащением и углублением своих знаний, опыта, понимание своей нужности людям, ведет человека вперед, заставляет его совершать благородные дела и поступки, вовлекает его в исследование и изучение своих истоков, культуры, осознание своего места в этой жизни. И это важные необходимые качества, которые хотелось бы наблюдать и видеть в личности молодых людей.

Сегодня, когда мир испытывает огромные экономические, общественно – политические, социально – культурные сложности и изменения, и человек остается в центре всех этих событий, и пытается не просто выжить в этих глобальных изменениях, но и сохранить то, что было, приумножить его и передать другому поколению. Такова природа человека, он понимает, что есть  и будет следующая генерация, которая возможно, сможет адаптироваться и улучшить ту ситуации., которая есть для него новая в данный исторический период.

Преемственность поколений  - это тот стальной стержень человеческого бытия, который движет общество и все мировое существование людей. Благодаря преемственности, сегодня мы с уверенностью можем сказать, что наше предыдущее поколение оставило и дало нам неизмеримое богатство, бесценный дар национальной самобытности, духовного богатства, нравственного самосознания, которому следуем до сих пор. В то же время и с ностальгической горечью говорим о том, что каждая новая историческая эпоха определенным образом вносит изменения в общественное сознание и меняет культуру общественного сознания. Что мы хотим этим сказать? Меняются взаимоотношения людей друг к другу, люди перестраивают межличностные отношения, с давних времен существующие и распространенные среди населения неписанные постулаты старшего поколения  претерпевают глобальных переформулировок и теряют своей первичной национальной значимости. Общество, подвергаясь стремительному и глобальному росту, развитию и совершенствованию стало терять те маленькие, но бесценные заповеди прошлых поколений как: үйге қонақпен бірге іріс кіреді; қызға қырық жерден тыйім салынады и др. В какой то исторический момент был кризис человеческих взаимоотношений, кризис языка, культуры и традиций, кризис человеческих ценностей, моральных и духовных качеств человека. В забвение ушли многие национальные культурные ценности, народные поговорки, стариные предания наших предков и предшественников. Но незыблемо одно – нация, народность, язык и культура. Когда есть эти составляющие у нашего народа, оно будет вечным, у него есть будущее и это будущее зависит от молодого поколения.

Важность понимания своей роли в нашем современном цивилизованном обществе делает сегодняшнего человека проводником в будущее, носителем и хранителем духовных ценностей, национальной культуры и самобытности, посланником модернизированных нравственных качеств, трансфером традиций и обычаев в будущее. Но для этого нужно буть уверенным в том, знает ли и осознает ли современный человек свою культурную идентичность? Готов ли он определить и знать свою культурную идентичность? Вопрос сложный, но можно найти на него ответ, заглянув в себя, в свое нравственно – духовное начало.

Великие казахские педагоги, ученые, просветители начала 20 века борясь за сохранение родного языка, национальной культуры и нации, призывая народ к знаниям, к приверженности своим национальным истокам, к воспитанию молодого поколения в духе национальных и культурных традаиций, заглядывая далеко вперед, глубоко верили в молодежь будущего поколения и возлагали на них большие надежды в деле сохранения и развития культурных ценностей своего народа.

Казахский народ богат культурно – историческими традициями и обычаями, пропитанными такими человеческими ценностями как доброта и трудолюбие, уважение, любовь и заботу ко всему окружающему миру, долгу, ответственности и бескорыстному служению своему народу. Молодежь, воспитанная на лучших примерах и учениях своих педагогов - предшественников таких как А.Кунанбаев, М.Ауэзов, А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Дулатов и многих других, непременно будет достойной сменой и творцами будущего успешно развивающегося государства. Что дают нам учения наших прогрессивных предшественников? Какие их основные постулаты ведут молодое поколение по жизни, каково их историческое наследие для будущего страны?

Абай Кунанбаев оставил будущему поколению безценные Слова Назидания, которые не оставят ни одно сердце безразличным к тому, что оно читает, что познает, делает людей чище, выше, мудрее, помогают понять свое высшее предназначение на земле. Великий мудрец мечтал видеть свой народ свободным, образованным, воспевающим честь и достоинство своих предков, с высокой нравственностью и культурой, моралью и  духовностью, твердо стоящим на ногах и четко знающим свои цели и устремленный в будущее.Знай А.Кунанбаев о нынешней современной, образованной, открытой молодежи с ее высокими человеческими качествами и сохраненными ценностями, он мог бы возгордиться этой молодежью и был бы споекон за свой народ, за землю, за язык родной, за культуру и бдущее страны.

Велика заслуга Ахмета Байтурсынова, по – праву названного учителем казахов, автора казахского алфавита на основе арабского алфавита, человека, посвятившего жизнь  своему народу, развитию его культуры, языка, образования и воспитания. Заглядывая далеко вперед, он предвидел важность знания языка и культуру других народов, важность сохранения национальных традиционных ценностей для будущих поколений. Неутомимый борец своего народа, писатель, педагог и просветитель, он создал целую учебно – методическую школу для учителей казахского языка и литературы, обогатил казахскую литературу произведениями нравственно – духовного характера, написал букварь для 1 - ых классов «Әліппе». А.Байтурсынов внес неоценимый вклад в развитие образования, образовательной системы Казвхстана, казахского языка и литературы. И то, что сейчас язык и культура страны, система школьного и высшего образования шагнули далеко вперед, а молодое поколение становится интелектуально выше, стремится к познанию и учится на трудах великих соотечествеников, заслуга великого Учителя казахского народа.

Воспитание подрастающей молодежи должно строится на национальных принципах нравственности и духовности, культуронаследия и почитания родной земли, непричинения вреда близким и окружающему миру, стремления жить и трудится на благо родины, народа и земли родной. Это те принципы, которые двигали вперед к неустанному, самоотверженному труду и борьбе во имя своего народа, его светлого будущего, наших великих казахских личностей как М.Дулатов, Ж.Аймаутов и И.Джансугуров, чьи имена вписаны красной нитью в историю нашей страны. Одаренные, талантливые личности, посвятившие свою жизнь, деятельность, мысль и сердце во имя служения народу, ставили свой народ, его культуру, язык, самобытность выше своих интересов, считали своим высшим долгом жить и служить родине.

Жүсіпбек Аймаутов, основоположник казахской педагогики и психологии, писатель, поэт и драматург, перводчик и общшественный деятель, внес огромный вклад в развитие отечественной педагогики трудами в области воспитательной работы, методики преподавания и дидактики; является основоположником отечественной психологии, создатель казахской психологической терминологии, известен как толкователь этнопсихологических аспектов казахской литературы и лингвистики. Благодаря его перу казахскому читателю стали доступны произведения великих писателей - классиков А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Горького, В.Шекспира, В.Гюго и др. Он является основоположником научного стиля художественного перевода в казахской литературе. Большое внимание в его трудах отводится вопросам воспитания детей и молодежи. В работе «Воспитание» Ж.Аймаутов поднимает проблему формирования нравственного облика личности человека, выражает мысль о том, что воспитание – это ведущий фактор формирования личности человека и прежде всего его нравственного совершенствования. Его труд пронизан любовью и заботой к человеку, определяет цели и задачи, содержание воспитания, считая, что воспитани едолжно быть направлено на формирование и развитие нравственно – духовных качеств личности и устранение отрицательных качеств. Прогрессивные идеи Ж.Аймаутова о воспитании молодежи нашли свое яркое отражение в программе нравственно – духовного образования «Самопознание», объектом воспитания должны быть «дуща» и «разум» человека.

Вся просветительская элита казахского народа высоко ценила и пропагандировала роль казахского языка, подчеркивала важность знания прежде всего родного языка считая, что "родной язык, словно зеркало, отражает многовековую душу народа и представляет собой тот могучий и вечный ствол, от которого духовно крепнет, развивается и обогащается народ. Язык народа является сокровищницей, отражающей пережитые эпохи, передающей из поколения в поколение его думы, чаяния, нравственные и духовные ценности".

Сегодня мы переживаем эпоху возраждения своих национальных, культурных, этнокультурных ценностей обращаясь к своим историческим истокам, изучая и исследуя прошлое нашей страны и предков, живших, творивших на этой земле и оставивших нам, предшественникам, безценное наследие. Именно это наследие и является той нравственной и духовной пищей, отправной точкой, которая ведет нынешнее поколение к будущему, сохраняя и приумножая культурно – историческое богатство народа, делая его  бессмертным, незыблемым. Вечность культурно – исторического наследия А.Кунанбаева, А.Байтурсынова и всех наших просветителей выражается в том, что через века мы, поколение нового столетия, обращаемся и будем искать ответы на свои вопросы в трудах, в словах и назиданиях наших великих соплеменников, учителей и Отцов народа.

 

Литература:

 

1.  Воспитание. К чему ведет твое призвание, созидай (Отрывок)//Антология социально – политической мысли Казахстана.- Алматы, 1995. –с.377-384

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.