KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Педагогическое наследие А.Байтурсынова как условие совершенствования мастерства учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи
Педагогическое наследие А.Байтурсынова  как условие совершенствования мастерства учителя  в духовно-нравственном воспитании молодежи
21 сентября 2021    Автор / Кулекенова Ж.Г. ведущий научный сотрудник, к.п.н.

Ключевые ценности и цели образования Республики Казахстан нацелены на повышение уровня образованности выпускников школ, формирование навыков, необходимых для реализации инноваций и лидерства, развитие национальной идентичности через содержание школьного образования  с учетом педагогического наследия ученых и педагогов – новаторов.

Наше развивающееся государство, все увереннее заявляющее о себе на международном уровне, не может оставаться в стороне от основных тенденций мирового развития в системе образования.  Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социально - экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Развитие инновационных педагогических идей Казахстана связано с именем Ахмета Байтурсынова, который поднимал и рассматривал проблемы начальной школы, педагогической прессы, системы высшего образования, совершенствование содержания, методов и форм обучения, духовно – эстетического воспитания подрастающего поколения. Эти проблемы являются актуальными, так как система образования Казахстана сегодня ориентирована на мировое образовательное пространство. Борец и гуманист, он призывал к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества. В статье «Обучение по - казахски» А.Байтурсынов, мечтавший видеть свой народ образованным, пишет: «Каким бы богатством не обладал народ, не стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство перейдет в руки более цивилизованных народов» [1]. И в то же время, понимая, что время не стоит на месте, что грядут интеграционные процессы в различных сферах общественно – политической, социально – культурной, экономической жизни страны, призывал приобщаться к культурным ценностям европейских народов, брать пример с них, вкладывать деньги в образование, науку, издавать книги. «Народ, впитавший в себя основы науки и практических знаний, будет умным, богатым и сильным», писал А.Байтурсынов в начале 20 века и не потеряли актуальности в настоящее время. Понимание глубокого смысла этого высказывания приводит всю систему среднего и высшего образования всего мира к таким вопросам как: Что необходимо изучать, чтобы быть успешным в 21 веке? Каково должно быть содержание образования, чтобы стать конкурентноспособным на мировом рынке? И, следовательно, какими профессиональными и духовно – нравственными качествами должен обладать педагог, чтобы соответствовать предыдущим вопросам?

Вся образовательная система страны работает над обновлением содержания образования, что включает в себя пересмотр модели среднего образования, его структуры, содержания, методов и подходов обучения и воспитания, внедрения принципиально новой системы оценивания достижений учащихся. А.Байтурсынов, глубоко проникаясь в сущность и специфику педагогической профессии, писал, что «самое важное для школы – профессиональная педагогика, методические приемы, учитель, умеющий обучать детей». Эти слова великого просветителя казахского народа приобретают особую значимость сегодня, когда школы переходят на обновление содержания образования в республике что предполагает реализацию главной цели школьного образования - совершенствование педагогического мастерства учителей и внедрение системы критериального оценивания.

Процесс обновления школьного образования начинается с образовательных программ для начальных классов. Именно здесь закладывается фундамент будущего страны, за которого в ответе учителя школы.

Роли квалифицированного учителя отводил огромную роль А.Байтурсынов, который отмечал, что успех работы в школе зависит от педагогического мастерства учителя, поэтому при профессиональной подготовке учителя в учебных заведениях нужно особое внимание уделять усвоению учителем педагогической техники, умению на научной основе вести процесс обучения школьников. Вся педагогическая деятельность А.Байтурсынова была направлена на совершенствование учебного процесса в школе и подготовку квалифицированного педагога, умеющего грамотно организовать педагогический процесс. В работе «Об обучении по - казахски» он определяет основные требования к учителю, который в первую очередь должен владеть частной методикой, знать психологические особенности детей и теоретические основы процесса обучения. Идея заключается в методической и психолого – педагогической подготовке учителей, ибо «Люди, занимающиеся обучением детей, должны хорошо знать вопросы методики.

Во – вторых, они должны хорошо знать природу и чувствовать настроение ребенка. Для этого необходимо все знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения» [1]. Высокие требования к профессии учителя, выдвинутые А.Байтурсыновым и на сегодняшний день, не утратили своей актуальности. Сегодня также остро поднимается вопрос подготовки высоко интеллектуального, разностороннего, готового к любым вызовам современного мира, конкурентноспособного, владеющего глубокими теоретическими и практическими знаниями обучения и воспитания педагога, о котором мечтал великий казахский Учитель. 

А.Байтурсынов много сил, знаний и энергии посвятил совершенствованию и  повышению квалификации учителей казахских школ. Часто поднимал вопросы культурного роста учителей, необходимости совершенствования методики обучения и воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности [2].

Во всех своих трудах по вопросам образования населения, он призывает народ стремиться к учебе, овладевать знаниями, искусством. Большое место отводится в его трудах духовному развитию личности, объясняется его необходимость и важность для молодого поколения, как будущее нации, высоко  пропагандирует такие качества как нравственность, честность и благородство.  Он видел большие перспективы развития культуры, считая ее залогом благосостояния и будущности Казахстана. А.Байтурсынов горячо любил свой народ и верил в его необыкновенные природные способности, мечтал увидеть свою страну в числе цивилизованных государств в мире. Планы и надежды Великого Учителя казахской степи претворяются в независимом Казахстане.

Борец за народное просвещение, свободу и культуру, А.Байтурсынов внес неоценимый вклад в развитие казахского языкознания и литературоведения. Его  произведения направлены на критику существующего общественно – политического строя, призывают население к борьбе с неграмотностью, невежеством и равнодушием, вывел казахскую литературу на качественно новый уровень. Такие его произведения как «Қырық мысал» (1909), «Маса» (1911) имеют большую нравственно – духовную ценность, они высмеивают такие человеческие пороки как праздность, лень, невежество, тщеславие, призывают народ к трудолюбию, приобщают к знаниям, способствуют развитию искусства, повышению культуры народа.

Заслуга А.Байтурсынова в том, что он ввел новый казахский алфавит на основе арабской графики и написал первый казахский букварь «Эліппе». Его методика сыграла большую роль в ликвидации неграмотности в стране.  Автор первого казахского букваря,  ряда трудов в области казахского языкознания, методики преподавания казахского языка, разрабатывает принципы реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики. А.Байтурсынов оставил богатое наследие своим потомкам и сегодня в системе образования широко используются его научно – методические труды в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка. В национальном литературоведении сформулированы новые понятия, термины, категории, такие как искусство слова, произведение, устная литература, иносказание, эпитет, олицетворение, метафора, метонимия и другие. Он изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение – сказание «Ер Сайын» (1923), и сборник «23 жоқтау» (1926). Он является продолжателем просветительских и критических традиций Абая и его научно – исследовательские выводы о художественном мастерстве великого казахского провсетителя нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении. Развивая идеи Абая о демократическом обустройстве общества, газета «Казак», где он был первым ее редактором, пробуждала национальное самоосзнание, поднимала вопросы социально – политического характера, образования, просвещения и быта народа. Вот что говорил А.Байтурсынов в газете: «Для  того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремитья к прсвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою культуру...» [3]. Ярый сторонник образования, знания родного языка, культуры и традиций остается примером высочайшего патриотозма, незабвенной любви к Родине, к своему народу, культуре народа.

Многие вопросы, касающиеся науки, развития казахского языка, культуры, и образования не потеряли своей значимости и в нынешнее время. Например, первый президент РК Н.А.Назарбаев подчеркнул, что: «Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации. Казахский язык – это наш духовный стержень. Наша задача – развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство гашаи потомкам современный язык, в котором к опыпу поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш след. Это задача, которую самостоятельно должен решать каждый уважающий себя человек. Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка» [4].

Ахмет Байтурсынов искренне верил в силу и возможности тех, кто хотел учиться и трудиться в сфере образования и науки. Поэтому, выступая в 1928 году при открытии первого высшего учебного заведения в Казахстане, он горячо желал, чтобы ВУЗ оправдал свое название и значение. Он считал, что «Университет – создание вышей культуры, а высшая культура – сумма максимальных постижений человечества в отношении науки и техники». Открытие университета, по его мнению, дает возможность, во – первых, учиться казахской молодежи и помочь своему народу приобщаться к высшей культуре; во – вторых, достичь равенства и справедливости, повышая культурное состояние – залог развития любого народа; в - третьих, явится «первым рассадником работников высшей квалификации в Казахстане» [5].

Мы видим, какую огромную роль  он возложил на университет, определил его приоритеты, функции и задачи в деле образования и воспитания будущих специалистов.

А.Байтурсынов понимал, что будущее казахского народа, будущее казахского языка и национальной культуры зависит от степени образованости, духовности и нравственности молодого поколения. Они будут носителями прогрессивных научных идей в народные массы.

Во всех своих трудах, освещающих вопросы образования казахского народа, известный педагог и борец за справедивость, призывает народ стремиться к знаниям, овладевать искусством и культурой. Объясняет необходимость духовного развития личности, призывает к нравственности, к сохранению человеческих ценностей, как условию роста культурного благосостояния народа, процветания и развития казахского языка, его литературы, национальных традиций и обрядов. И в этом его призыве чувствуется огромная любовь и сострадание к своему народу, его будущему. А будущее своего народа он видел таким, каким он стал сегодня, независимым, процветающим, цивилизованным государством, подтверждением является Послание Первого Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана в 2012 году: «Новый политический и экономический курс нацелен на то, чтобы дать... молодежи лучшее образование, а значит еще более достойное будущее». Он, также как и Ахмет Байтурсынов, верит в новое поколение казахстанцев, так как «всегда старался создать все необходимые условия для обучения и роста. … Государство делает все необходимое для того, чтобы открыть перед молодежью новые возможности» [4].

Молодое поколение, воспитанное в духе идей А.Байтурсынова, пропитаное идеей духовности и нравственности, самоуважения и самореализации, опираясь на методику, его учения в области казахского языка, литературы, психологии и искусства непременно будет тем поколением прогрессивной молодежи, которому предстоит осуществить глобальные перемены в системе образования стране в современном мире.

 

 

Литература:

 

1. Байтурсынов А. Об обучении по-казахски // Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев. - Алматы: Рауан, 1995. – 512 с.

2. Байтұрсынұлы А. Бес томдық шығармалар жинағы. 2 том. – Алматы: «Алаш», 2004.

3. Байтурсынов А. Нужды школы // Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев. - Алматы: Рауан, 1995. – с.18

4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050». Новый политический курс состоявшегося государства». 14 декабря 2012 года. Казахстанская правда. 15 декабря 2012 года.

5. Вестник КазНУ им.Аль-Фараби. Серия «Информационная».- № 3. 1988. с.18

6.
https://e-history.kz/ru/prominent-figures/show/12608/


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.