KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре
Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре
27 октября 2021    Автор / Рысбаева А.К. д.п.н., профессор, главный научный сотрудник НИГРЧ

Давно хотелось поделиться с коллегами информацией о жизни и деятельности одного из основоположников гуманной педагогики – итальянского гуманиста и педагога Витторино да Фельтре, но сведений о нем было мало. Сам он не оставил каких-либо рукописей.

И вот появилась книга О.Ф.Кудрявцева «Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников» / Сост., пер., авт. вступ. ст. и ком. Н.В. Ревякина. - М.: РОССПЭН, 2007. - 264 с. В книге собраны письма учеников, воспоминания современников.

Витторино да Фельтре (1378 – 1446)— родился в г.Фельтре, образование получил в Падуанском университете. Падуанский университет  — один из старейших университетов Европы и Италии, открыт в Падуе в 1222 году. В XV—XVIII веках он был  главным образовательным центром Венецианской республики.  Из стен этого знаменитого научно-исследовательского университета Италии вышли отцы современной науки Николай Коперник и Галилео Галилей, основоположники медицины Андреас Везалий и Уильям Харви. Выпускники продолжают вносить неоценимый вклад в развитие науки мира.

В книге «Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников» воссоздан образ учителя, его подвижническая жизнь, посвященная духовно-нравственному воспитанию детей, благотворительности, освещена деятельность знаменитой мантуанской школы эпохи Возрождения, получившая светлое название «Дом радости».

Мантуя — город в итальянской области Ломбардия - вошел в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот город славится  наследием, оставленным  Гонзагами, сделавшее их одними из главных центров итальянского и европейского ренессанса.Гонзага-   род наследных правителей Мантуи с 14 по 18 века. В 2016 году Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии присвоило Мантуе звание итальянской культурной столицы.

         В 1423 году основал при дворе правителя Мантуи Джанфранческо I Гонзага школу «Дом радости». Здесь преподавались классическая филология и математика, в изучении которой применялись наглядные пособия и практические работы.

Гуманистические идеалы Возрождения доказали свою значимость и непреходящую ценность. Характерной особенностью культуры Возрождения становятся идеи гуманизма, в связи с которыми формируется новый взгляд на мир и человека. Гуманизм вытесняет средневековый аскетизм, противопоставив теологии светскую науку, поставив в центр внимания человека, который в идеале должен быть жизнерадостным, сильным духом и телом, человеком, который имеет право на земные радости и счастье.

Опыт эпохи Возрождения в воспитании и образовании, в силу ее гуманистической направленности, особенно богат и содержателен. Италия, Франция и Нидерланды –  эти страны были наиболее богаты гуманистическими идеями. Здесь жили и творили  известные педагоги, такие как Витторино да Фельтре, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Особое внимание они уделяли  воспитанию, где в основе лежала модель  идеального человека.

Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о  жизни Витторино да Фельтрекрайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения.

Известно, что его настоящее имя –ВитториноРамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, где он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе. Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время герцог МантуанскийДжанфранческоГонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги.

Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы.

Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль.

Витторино да Фельтре ввел новые методы преподавания, использовал в преподавании  элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики.

Известно, что он   считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.  

Лекции Витторино были простыми, его речь была разнообразной, ясной и краткой. Витторино очень рекомендовал ученикам учить стихи известных поэтов наизусть. «Он радовался способностям юношей и плакал от радости, если они говорили изящно прозой или стихами. У кого язык был сух и бесцветен, того он побуждал говорить много;  слишком многословных не порицал, так как с возрастом, говорил он, можно с большей легкостью обуздать природные способности, чем усилить».

 Он слушал, как юноши читают и декламируют, чтобы сразу исправить недостаток, если он был замечен при произношении. Витторино порицал в письме и речи обилие пустых слов и острословие. Хвалил в письменных работах учеников ясность, использование собственных выражений, правильный порядок слов.          Бартоломео говорит том, что Витторино побуждал юношей к изучению диалектики. Она пригодилась бы для решения спорных вопросов. Необходимо постоянно читать Цицерона, потому что «оттуда берется все, что формирует жизнь общества и частную жизнь».

Из античных авторов  Витторино очень любил Гомера и часто его читал. Он «подобен океану и изобилует всяческими добродетелями». Витторино также заботился и о здоровье своих учеников. Летом он отсылал их в здоровые и красивые места и назначал им время возвращения. Таким образом, мы узнаем из воспоминаний и писем учеников, какие методы обучения практиковал Витторино в своей школе, как заботился не только об образовании своих учеников, но и об их физическом и нравственном состоянии. Его педагогическую деятельность можно с полным правом назвать успешной.

Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели.  

Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой».

Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витториноде Фельтре, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца».

«Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино».

Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, красноречием. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом, священными канонами. Витторино да Фельтребыл щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил».

В своем письме  Платина называет Витторино да Фельтре своим «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель  учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – Витторино является «дедом»».

 В юности «Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью». Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить».

Бартоломеопишет, что Витторино по природе и воспитанию  был очень застенчив и простодушен. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить».  «Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное».

Витторино всегда жил воздержанно и умеренно. Джованни АндреаБусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности».

 Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования». Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

АмброджоТраверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности, чем у   Витторино да Фельтре.

Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения. Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, скромный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников.

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты -провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. «В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека».

Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю. Целью гуманистического воспитания является подготовка человека к жизни в обществе. Одной из главных задач гуманистов в воспитании было сформировать добродетельного человека. «Нравственное воспитание начинается с ранних лет ребенка в семье, при этом на родителей возлагается огромная ответственность по такому воспитанию;  продолжается оно на протяжении  всех школьных лет, роль учителя при этом становится первостепенной».

Таким образом, гуманисты оказали большое влияние на развитие итальянской и общеевропейской ренессансной культуры. Частные школы, такие, как школа да Фельтре, становились подлинными центрами новой гуманистической культуры и педагогики, способствуя процессу социализации и формированию нового типа человека. Идеи гуманизма пронизывали педагогическую теорию, наполняли собой практику преподавания и воспитания.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.