KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Духовно- нравственные и просветительские взгляды в творчестве Машхур Жусуп Копеева
Духовно- нравственные и просветительские взгляды  в творчестве  Машхур Жусуп Копеева
17 ноября 2021    Автор / Естаева С.Б., научный сотрудник НИГРЧ

Целью написания данной статьи явилось раскрытие нравственно-этических, просветительских взглядов  великого казахского мыслителя, поэта, просветителя, публициста, историка, этнографа и знатока казахской генеалогии Машхур Жусипа Копеева, тесно связанных с содержанием общечеловеческих и национальных ценностей, представленных в Программе нравственно-духовного образования «Самопознание».

Машхур Жусип («прославленный Жусуп» - так в свое время назвал его Муса Шорманова, возлагая на него большие надежды) родился в волости Кызылтау Баянаульского округа. Получив образование в медресе хазрета Камара, в 1872 году  продолжил учебу в медресе Кокельдеш (Бухара). В это время он проявил блестящее знание арабского и персидского языков, литературы и истории этих народов. С 1875 года работал учителем в ауле, активно занимался публицистической деятельностью.

Для самосовершенствования, расширения знаний в области фольклора и этнографии он совершил путешествие по Казахстану (1872 г.), Средней Азии (1887-1890г.). В это время он познакомился с выдающимися деятелями культуры Казахстана, Средней Азии, России. Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В.В.Радловым повлияло на формирование научных интересов М.Ж.Копеева как собирателя казахского фольклора, основанных на общечеловеческих ценностях, почитаемых казахским народом. Им собрана удивительная коллекция фольклора, материалы по казахской генеалогии и истории. Ему принадлежат лучшие записи произведений поэтов ХУШ-Х1Х вв., особенно известных классиков, Бухара-жырау, Шортанбая, Шоже.

Образованный и много видевший акын перенес на бумагу собранный материал, среди них: «Үлгілі сөз», «Бата», «Жар-жар», «Беташар», «Сыңсу», «Жоқтау», «Қара өлең», «Қайым өлең», «Айтыс», «Бақсының сөзі» и др. Из собранного Машхур Жусипом древнего наследия можно назвать стихотворения живших в XVIII веке Бухар жырау и Котеша, а также Абая, Улбике, Кудерикожа, Жанак акына и др. Все эти произведения раскрывают нравственно-духовные качества казахов: уважение к истории своего народа, пережившего сложные периоды существования, раскрытие обрядов основанных на любви, доброте, гостепреимству, толерантности к окружающим людям.

До 1917 года в издательстве Хусаиновых в Казани вышли поэтические сборники «Опыт, накопленный жизнью», «Положение», книга «Кому принадлежит Сарыарка», в которых подняты проблемы социального равенства, просвещения, свободы слова.

Творчество М.Копеева многогранно. Им написаны рассказы, статьи, корреспонденции, заметки, собраны различные варианты казахских эпических поэм, записаны тексты народных сказок, легенд, преданий, изречений, пословиц, обрядово-бытовых песен, политических состязаний малоизвестных акынов. В его записях большое место занимают материалы о происхождении и родовом составе, об окружающей природе, одежде и духовной культуре определенных народов. Хорошо известными были его книги «Наша жизнь», «Кому принадлежит Сарыарка», «Увиденное за долгую жизнь». Машхур написал поэмы «Короглы», «Ер Көкше», «Ер Саин», «Чертов торг» и другие. Произведения М.Копеева служат оригинальным источником для самопознаниия и самовоспитания молодого поколения. Они обогащают последующие поколения молодежи многообразным колоритом ушедших эпох и позволяют обнаружить невидимые на первый взгляд спонтанные связи казахов с окружающей средой, способствуют определению  роли  нравственно-духовного образования в воспитании человека.

Значительная часть его рукописного наследия посвящена проблемам этики, педагогики, психологии, естествознанию и религии, анализу нравов современного общества. Во многих своих произведениях («Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо» и др.) он затронул многие вопросы общественной, политической и культурной жизни своего времени, говорил о социальном неравенстве, просвещении, свободе слова, назначении искусства. Лейтмотивом всех произведений М.Копеева являются проблемы этики.

В своих работах М. Ж. Копеев уделяет внимание красоте в человеке, которая проявляется в его духовной востребованности другими людьми, его наполненности человечностью, способностью принести свет счастья и пользы своими деяниями не только себе, но прежде окружающим.  Он  говорит об умении самого человека творить красоту. Причем, он подчеркивает значимость внутренней красоты человека, тесно связанную с такими качествами, как доброта, отзывчивость, заботливость, бескорыстие.

Машхур Жусуп признавал в человеке  способность позитивно мыслить. Познание своих желаний и страстей способствует открытию истинной сущности человека, расширенно его внутренней красоты, поскольку этот путь - путь самопознания. В основе раскрытия себя лежит устремленность к самосовершенствованию, к приближению прекрасного идеала. Согласно     утверждениям М.Копеева, поиск и стремление к высшим духовным ценностям позволяют человеку стать собственно человеком.     Самопознание есть единственно верный путь становления высоконравственного человека. Познание своей уникальности и неповторимости, открытие своей истинной природы должно проходить, прежде всего, через сердце человека, поскольку тот, кто познал самого себя, таким образом, приближается к познанию Господа своего, поскольку Он сотворил человека по своему образу.

Знание по М. Копееву, является средством обретения высокодуховных смыслов жизни. В целом труды Машхур-Жусупа Копеева – глубокий океан философии в безграничной бездне жизни. В своих произведениях он затрагивает многие вопросы общественной и культурной жизни народа. В своих трудах Машхур Жусуп Копеев рассматривал многие вопросы общественной и культурной жизни казахского народа, призывал к их нравственному просвещению, разработал принципы этических правил и типологию форм познания.

Машхур-Жусуп   Копеев умер 27 ноября 1931 года. Его тело до 1952 года лежало, не испортившись, но по указанию высших партийных органов могила была снесена. В 1954 году прошлого века надгробное сооружение Машхур-Жусупа было востановлено.

Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.

На курсах повышения квалификации педагогов самопознания лекторы используют произведения поэта и писателя, духовного учителя М.Ж.Копеева. Так, например,  учителя с удовольствием читают его стихотворение «Пять ценностей»:

Пять ценностей в жизни есть человека.

Любой, их имея, добьется успеха.

Самая первая – это вера,

Не каждый из нас ей владеет умело.

Не верим порою в загробный мы мир

И думаем смело: «Всевышний простил».

Разум – простое, что каждому нужно.

Глупый и с этою пользой не дружит.

Обидевшись даже на самую малость,

Безбожный дурак предаст, не покаясь.

Третья ценность – это терпенье.

Только лишь с ним позильны стремленья.

Нетерпеливость ведет к неудаче,

Рушатся цели, мечты и задачи.

Четвертое – это благодаренье.

Безбожен тот, кто его не имеет.

Позор всем, кто просто без цели лежит

И день ото дня ни о чем говорит.

Пятая ценность – это учтивость.

Ведь многим она давно позабылась.

Невежливы люди бывают подчас,

Обидеть друг друга, стараясь не раз.

Ты ценности эти, мой друг, береги!

В душе их навеки, прошу,  сохрани.

Старайся о них никогда не забыть

И в трудностях жизни всегда применить.

 

В произведениях Махшур-Жусуп Копеева мы читаем: «… Казахские устные песни, причитания, загадки, айтыс являются основой духовной истории, как шанырак, кереге, уык являются основой юрты.  История страны  без устной литературы будет неполной. Для написания полной истории культуры казахского народа устная литература является тем недостающим кирпичом».

На уроках самопознания учащиеся изучают произведения просветителей, духовных учителей прошлого и настоящего, читают рассказы, притчи, сказки духовно-нравственного содержания, что составляет бесценное народное творчество, которое необходимо беречь и передавать от поколения поколению.

Учащиеся знакомятся с произведениями Машхур-Жусупа Копеева, глубоко вникая в суть общечеловеческих и национальных ценностей, стремятся брать пример беззаветного служения Человеку, любви к родному краю, народу, уважения и почитания традиций и обычаев других народов, важность формирования духовно-нравственных качеств личности.

Машхур-Жусуп Копеев оставил богатое творческое наследие – письменные сборники произведений казахской устной литературы, культуры, истории, генеалогических преданий и множество различного этнографического материала, которые являются необходимой литературой для проведения уроков самопознания. Всего насчитывается 30 томов произведений, 13 из них опубликованы.  

Для современной молодежи  для познания себя, окружающего мира  его труды  остаются поучительными и актуальными.

Источники:

1)        М.Копеев//Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2

2)        https://ru.wikipedia.org/wiki/Копеев,_Мухамбет_Жуманазарулы

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.