KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Творчество поэта Ильяса Жансугурова - национальное достояние казахского народа
Творчество поэта Ильяса Жансугурова - национальное достояние казахского народа
18 ноября 2021    Автор / Естаева С.Б., научный сотрудник НИГРЧ

В созвездии имен, сверкающих на небосклоне казахской литературы, имя Ильяса Жансугурова занимает особое место. Истинная поэзия во все времена была отражением, лицом духовной жизни целого общества, эпохи. В числе немеркнущих имен многовековой казахской культуры достойное место занимает Ильяс Жансугуров. Он рано ушел из жизни, но за короткий срок, отведенный ему судьбой, успел сделать так много, что об этом можно было бы неспешно вести рассказ на страницах энциклопедий. Среди его книг разных жанров, реалистически отразивших народную жизнь, главное место занимают поэтические произведения, ставшие классикой нашей национальной литературы, поныне сохраняющие историко-познавательное и воспитательное значение враскрытии общечеловеческих ценностейуподрастающего поколения. Общеизвестно, что его  песни и мелодии занимают особое место в духовном наследии казахского народа. И сегодня его поэзия звучит на уроках самопознания, курсах повышения квалификации учителей самопознания, проводятся различные семинары, конференции, конкурсы, айтысы, посвященные его творчеству. 

Знаменитый литературный критик казахской литературы М. Каратаев отметил: «Взятая в целом поэзия И. Жансугурова – поэзия глубоких дум и больших чувств. Это высокоидейная, правдивая, одухотворенная крылатой мечтой, негасимая поэзия, рожденная ясным талантом выдающегося широкого полета художника, поэзия полновесная, прекрасная, рожденная горячим сердцем, многогранными и литыми образами; ее содержание охватывает явления эпохи, ее основной герой - народ…».

Биография:Ильяс Жансугуров родился 14 мая в 1894 году в бывшей Аксуской волости Капальского уезда (нынешний Аксуский район). Его отец был по-мусульмански хорошо образованным человеком, собирателем книг на арабском, персидском и чагатайском языках. Он дополнительно знал сказки и легенды, героический эпос, события прошлого, устную летопись, к тому же

был виртуозным домбристом и прекрасным железных дел мастером. 

Детство и отрочество Ильяса Жансугурова прошло в ауле. Системные знания получил в Карагашской школе, которую окончил в 17 лет. Очень рано проявилась творческая натура мальчика. Ильяс научился играть на домбре, изучал народную словесность, сам импровизировал. Его привлекали айтысы между местными акынами. Вскоре он сам стал сказателем, любил участвовать в состязаниях-импровизациях, неоднократно побеждал в них.

Уже в 1916 году познакомился с произведениями Абая, Шангирея, Байтурсунова, Булатова, Карашева, Худайбердиева и прочёл все издания «УленКитаб» казахской литературы.

Яркая трудовая биография Жансугурова вместила весь его многогранный талант. Окончив педагогические курсы в Ташкенте, он устроился учителем в школе, параллельно работал сотрудником газеты «Тілші». Памятуя о том, как в детстве нелегко было найти сочинения Абая и других классиков, Ильяс принял активное участие в сос­тавлении школьных учебников, перевел на казахский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гейне, Гюго.

В свои 28 лет целеустремленный молодой человек заведовал Институтом просвещения в городе Верном, но желание расширить кругозор вновь привело его на студенческую скамью. В 1925 году Ильяс поступил в Мос­ковский институт журналистики, по окончании которого стал работать в газете «Еңбекшiқазақ» (ныне EgemenQazaqstan).К тому времени публицист получил широкую известность как автор книг «Байшұбар» и «Балаларғатарту», сыгравших большую роль в эстетическом воспитании детей.

Был издан первый сборник произведений «Сағанақ», а написав поэмы «Күй» и «Күйшi», Ильяс проявил себя и как хороший знаток казахской музыки.

Признавая яркий талант и мастерство художественного слова Жансугурова, твердость его суждений и организаторские способности, в 1932 году казахская интеллигенция избрала его первым председателем Сою­за писателей Казахстана. Участник Первого съезда советских писателей.С 1934 года он работал редакторомКазполитиздата, одновременно является членом ЦИК КазАССР.

Убежденный большевик-ленинец, Ильяс искренне верил в торжество коммунизма, мечтал об индустриализации Казахстана, в своих нетленных произведениях пропагандировал идеи всеобщей справедливости. Но в суровом 1937-м выдающегося поэта арес­товали, обвинив по ложному доносу в подготовке национального восстания. После ареста Ильяса Жансугурова его произведения запретили, публикации изъяли из библиотечных фондов, а существование архива оказалось под угрозой. Но его часть хранил родственник в дальнем ауле. А еще часть архива обнаружили после смерти следователя НКВД. Он засвидетельствовал, что уничтожил документы, но тайно их сохранил. Судьба репрессированного поэта долго была неизвестна родным. Через два десятка лет, в новые времена, жена Фатима Габитова получила справку, что он был расстрелян еще в 1938-м. Ильяс Жансугуров в 1957 году был посмертно реабилитирован, доброе имя восстановлено.

Творчество Ильяса Жансугурова разнообразно, осталось богатое литературное наследие, состоящее из текстов разных направлений и знаковых произведений.

Его называли поэтом от Бога, культурным архитектором первого советского поколения казахов. Наверное, трудно было найти более талантливого человека на просторах Казахстана в 30-е годы XX века. Ильяс Жансугуров остался в истории страны как блистательный прозаик-публицист, первый профессиональный журналист республики, драматург, переводчик, композитор.

Поэма «Степь», в которой отражены важные этапы истории Казахстана. Другая тема -русско-казахские отношения - пронизана уважением к соседнему народу, сторонником дружбы с которым был автор.

Поэма «Құлагер» стала классикой казахской литературы. Привлекательные образы героев, тонкий лиризм, превосходные образцы 11-сложного казахского стиха позволяют назвать «Құлагер» жемчужиной казахской поэзии. Герой поэмы - Акан серы, певец и поэт 19 века. Жансугуров обращается к одному из самых трагических эпизодов из жизни Акана серы, когда завистники погубили его любимого иноходца - Кулагера, победившего в байге. Поэма стала одним из самых трагических произведений в национальной литературе. Это крик души самого автора, живущего в период политических преследований. Рукопись поэмы «Кулагер» была безвозвратно утеряна при аресте поэта, номера газеты «Социалистик Казахстан», где она печаталась, были изъяты из библиотек. Но после реабилитации Жансугурова эту подборку номеров газеты принёс семье СапаргалиБегалин, 20 лет хранивший её зашитой в подушке. Поэма была сразу включена в готовившийся к изданию первый однотомник поэта.

Через все его творчество лейтмотивом проходит тема служения искусству. В стихотворении «Певец» поэт тонко и точно передает значение песни в духовной культуре народа, её самобытность и эмоциональную наполненность. По мотивам народных песен и легенд Жансугуров создает поэмы «Кюй» и «Кюйши».

Произведения «Байшұбар» («Байшубар»), «Балаларғатарту» («Подарок детям») сыграли большую роль в нравственно-духовном воспитании подростков. Для детей он пишет серию нравоучительных сказок, основанных на народном фольклоре — «40 небылиц».  Писатель участвовал в составлении учебников для школ и первого казахскогокалендаря.  В 1928 году был издан первый сборник произведений «Сағанақ» («Саганак»).Перевел на казахский язык произведения классиков: А. Пушкина («Евгений Онегин», две поэмы и 30 стихотворений), М. Лермонтова, Н. Некрасова, Я. Купалы, Д. Бедного, М. Горького, В. Маяковского, Г. Гейне, В. Гюго, Г. Тукая, А. Лахути. Внес заметный вклад в развитие национальной поэтической культуры, творчески развил традиции казахского устного народного творчества, поэзии Абая.

Творчество Жансугурова многогранно, талант его самобытен, как самоцвет. Его поэзия полна глубоких дум, больших чувств, гражданственности, в основе которого лежат нравственно-духовные ценности: толерантность, милосердие, гостеприимство казахского народа.

Духовное наследие акына стало нашим национальным дос­тоянием и примером для многих  известных личностей, выросшых  на его стихах. Своим творчеством Ильяс Жансугуровподтвердил высокую общественную, нравственную и гражданскую миссию литературы. Его всегда вдохновляли любовь и вера в людей, которая в настоящее время является одной из задач реализации Программы НДО «Самопознание».

Отрадно, что сегодняшние студенты и школьники с большим интересом изучают творчество Ильяса, способствующего осознанию каждым своей духовно-нравственной природыи своего предназначения, раскрытию ценностного отношения к самому себе, людям, развитию способности проявлять бескорыстную любовь и доброжелательность к окружащим, развитию собственного достоинства, ответственности за свои мысли, слова и поступки.

 Хочется завершить таким утверждением, что велика сила музыки и песни и лишь благодаря им духовно обогащается душа человека. В качестве свидетельства можно привести также еще такие строки Абая:

Если песнь хороша и взволнует тебя,

Сразу жизнь засверкает зарей золотой!

Произведения  И.Жансугуроваоснована на общечеловеческих ценностях, которые глубоко воссоздавшие духовный облик, историю и быт казахского народа, его борьбу за социальное равенство и национальную независимость, навсегда останутся в сокровищнице литературы.

Имя Ильяса Жансугурова присвоено Жетысускому  государственному университету, которой является  базовым вузом для проведения эксперимента по внедрению курса «Самопознание». 

 

Источники:

1)      Жансунуров.Казахстан. Национальная энциклопедия. т.2 / Гл. ред. Б.Аяган. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005.

2)      Избранное. Пер. с каз. Вступительная статья, составление и примечания М.К. Каратаева. – Алма-Ата: Жазушы, 1984.

3)      Писатели Казахстана 1917 – 1967. Справочник. – Алма-Ата: Жазушы, 1969. с.Джансугуров И.

4)      http://jansugurov.kz/iliyas-zhans-girov-ory-fond-ilyasa-dzha

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.