KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Творчество Халела Досмухамедова - образец служения народу
Творчество Халела Досмухамедова - образец служения народу
18 ноября 2021    Автор / Естаева С.Б., научный сотрудник НИГРЧ

Халел Досмухамедов- казахский общественный деятель, этнограф, литератор, историк, естествоиспытатель и просветитель, оставивший особый след в казахской педагогике и просвещении. Но начинал он как врач. Он был одним из первых организаторов здравоохранения, высшей школы и издательского дела в Казахстане.

Халел родился 24 апреля 1883 года в Кызылкогинском районе нынешней Атырауской области. Он был седьмым ребенком в многодетной семье. Отец Досмухамед и его брат Даулет Машакулы (1848-1907) были образованными людьми. Халел вначале учился грамоте у аульских мулл, затем поступил в местную русско-казахскую школу. В 11 лет окончил начальную школу. Затем в числе десяти казахских детей поступил в подготовительный класс училища в городе Уральске. За год освоил русский язык, учился очень хорошо.

 В 1903 году успешно окончил училище и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, сдав дополнительный экзамен по латинскому языку. Шесть лет, проведенные в стенах Академии (1903-1909 гг.), стали особым периодом в формировании мировоззрения, духовного роста, выбора пути в науке. После окончания с золотой медалью академии, с 1909 года Халел Досмухамедов служил сначала в Пермской губернии, а затем в Уральском казахско-русском стрелковом батальоне, исполнял обязанности младшего военного врача.

В 1913 году Халел Досмухамедов устроился участковым врачом в Темирском уезде Уральской области. С этого времени и до 1920 года он неоднократно участвовал в подавлении вспышек эпидемий чумы. В этот период он тесно сотрудничал с газетами «Казах», «Урал», «Факир», опубликовал десятки статей о различных инфекционных заболеваниях, где в доступной для читателя форме на казахском и русском языках описывал характерные для каждой болезни признаки, способы лечения, рекомендовал различные меры профилактики.

В 1920 году Халел Досмухамедов поступил ординатором в клинику медицинского факультета Среднеазиатского университета, одновременно работая преподавателем в Казахском институте просвещенияв  Ташкенте и школьным санитарным врачом.

Институт был солидным культурно-образовательным центром, и его роль как очага культуры, трудно было переоценить. Годы работы в Ташкенте (1920-1929) стали для Досмухамедова самыми плодотворными в творческом плане, ибо именно в этот период было написано и издано большинство его произведений. В институте  он занимался вопросами воспитания детей, организовал кафедру педологии, получив позже звание профессора педологии. Ставивший во главу угла здоровье народа, Досмухамедов, исполняя свой долг, много и плодотворно трудился на этом поприще. Здесь появилась возможность систематизировать свои знания, полученные в Санкт-Петербургском университете, обобщить и дополнить опытом многолетней работы. Он многое сделал для того, чтобы оставить достойное наследие грядущим потомкам в области науки и образования.

Для современной молодежи Халел Досмухамедов остается духовным учителем, многогранней личностью, стремившейся в начале ХХ века  поднять свой  народ к вершинам цивилизации.

По Аристотелю, человек имеет возможность совершенствоваться благодаря своему духовному истоку, это самое высокое счастье в его жизни. Х.Досмухамедов всю жизнь стремился к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию. В своих произведениях он широко проповедовал идеи  порядочности и нравственности,  необходимости для каждого человека духовного и физического здоровья, призывал к чистоте мысли и языка.       

В реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» литературные и научные труды имеют неоценимое значение.  Стремясь донести духовное богатство до других народов ученый, врач, литературовед Халел Досмухамедовиздал книгу «Казахская народная литература и ее содержание». Его сборники «Аламан», «Исатай  Махамбет» и др. произведения доносят до читателя суть  общечеловеческих и национальных ценностей, которые должны передаваться от поколения поколению. Они направлены на совершенствование духовно-нравственных качеств личности, призывают к разумному, гуманному воспитанию, формированию гармонии ума, любви к Родине, патриотизму во имя служения Отечеству.

Халел Досмухамедов использовал свой педагогический опыт в подготовке учебников для школ и, как их автор, получил широкую известность. Он опубликовал свыше 70 печатных трудов, из них 20 учебников. Под руководством и при непосредственном участии Х.Досмухамедова был написан ряд учебников и учебных пособий для казахских школ, разработаны школьные программы, создана научная терминология. Он был автором первых учебных пособий и научно-популярных книг по медицине и естествознанию на родном языке: «Сохранение здоровья школьников», «Как бороться с чумой среди населения казахского края», «Доклад о научной терминологии», «О позвоночных животных» и др.

Помимо учебников, он активно занимался и переводами. Им были переведены и изданы книги Ю.Вагнера «Рассказы о том, как устроено и работает наше тело», «Рассказы о том, как живут, устроены растения». Плодотворный педагогический опыт Халел Досмухамедов продолжил в 1929 году в открывшемся Казахском педагогическом институте.

Досмухамедов представлял наиболее активную часть интеллигенции, участвовавших в общественно-политической жизни республики, и на этом поприще снискал себе большую известность и популярность. Обосновав значимость национальной психологии в формировании молодого поколения, он выступает с рядом предложений по реформе просветительской работы.

Халел Досмухамедов – первый казах, член бюро краеведения Российской Академии наук, член коллегии наркомата здравоохранения. Он в совершенстве владел древнетюркским, немецким, русским, казахским языками. Он первый лингвист, исследовавший в казахском языке закон сингармонизма. Изучая фольклор, Х.Досмухамедов использовал исторические и этнографические сведения в своих трудах, собирал устное народное творчество. Благодаря ему до наших дней дошло творчество замечательных казахских поэтов, жырау: Махамбета Утемисова, Мурата Мункеулы, Шернияза, Ыгылмана.

Например, в своих трудах он писал о том, что в искусстве айтыса выражаются многие черты национального характера, в основе которых лежат общечеловеческие ценности. И в связи с этим устное народное творчество - источник воспитания, ибо представляет собой кладезь духовных сокровищ, целую науку духовности.

Он говорил, что существование этноса, его дальнейшее развитие напрямую связано с языком, в особенности владении языком детей. Еще в начале XX века Халел Досмухамедов предлагал развивать язык снизу, связывая его с духовной жизнью народа, видя в этом проявление вечного обновления родного языка, его бессмертия.

Вызывают восхищение сегодняшняя актуальность его положений и выводов в области этнопедагогики и этнопсихологии о месте родного языка в жизни нации. «Если водка, никотин, болезни разрушают тело, то насильно введённые в обиход чужеродные слова разрушают язык». «Язык - душа народа». «Не знающий языка народ не может быть назван народом». «Знания достигаются с помощью языка». «Потерявший язык народ потеряет и себя». «Богатый язык у образованного народа». «У народа, стремящегося к культуре, обогащается язык». 

Также до сих пор остаются актуальными его мысли по поводу отсутствия научной терминологии на казахском языке. В своей книге «Животные» (1928 г.) он писал: «До сих пор на казахском языке не было никаких книг о науке, кроме книги «О строении языка» Ахмета Байтурсынова, поскольку у нас не было  возможностей писать научные книги, так как казахский язык не приспособлен к передаче научных понятий. Теперь пришло то время, когда надо познакомить казахский язык с научными понятиями. При переводе научной литературы на родной язык самое главное – правильно и понятно перевести используемые в науке термины. А верный, доступный перевод употребляющихся в языке науки терминов на казахский язык – чрезвычайно сложная работа. Однако такой подбор эквивалентов труден, в настоящее время это крайне необходимо, поскольку обусловливает весь дальнейший путь развития. Поэтому при издании первых научных книг на казахском языке, на мой взгляд, гораздо важнее дать хорошие эквиваленты терминов, чем сделать красивое, выразительное описание».

В 30-годы Х. Досмухамедов подвергся политическим репрессиям. 30 сентября 1930г. он был арестован и 20 апреля 1932г. по решению тройки ОГПУ приговорён к ссылке сроком на 5 лет. В Воронеже, который стал местом ссылки, он прожил более семи лет. С 1930 по 1938гг. был заведующим отделом Института здравоохранения и гигиены Центрально-Черноземного облздрав отдела, заместителем заведующего городской детской лечебной амбулаторией. По возвращении работал врачом эпидемиологом санитарного отделения в Южном Казахстане.26 июня 1938 года был во второй раз арестован. Во время ареста находился в Москве, откуда был этапирован в Алматы. В апреле 1939г. был приговорён военным трибуналом НКВД КазССР к расстрелу. Умер Халел Досмухамедов в тюремной больнице НКВД в г.Алма-Ате 7 августа  1939 года. Реабилитирован в 1993 году посмертно.

Его духовное наследие, сама его жизнь стали для последующих поколений бесценным кладезем знаний и благородства,  имеющим огромное значение для  формирования  обещечеловеских ценностей  личности.

Имя Халела Досмухамедова присвоено Атыраускому государственному университету,  которой  является  базовым вузом, филиаломНационального института гармоничного развития человека для активного сотрудичества по внедрению программы нравственно-духовногообразования  «Самопознание». Были установлены мемориальные доски,  улицам и школам городов Атырау и Алматы присвоено его имя, выпущен двухтомный сборник избранных трудов.

В настоящее время исследователям известны более 60 научных работ, учебников, публицистических статей, принадлежащих перу Х.Досмухамедова.  Многие из его статей прикладного исследовательского и просветительского характера, опубликованные на страницах дореволюционной периодической печати, а также газет и журналов двадцатых годов, до сих пор не разысканы.

Источник:

1)       Жансугуров, Ильяс//Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақэнциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2

2)       ОмирзакОзганбай. Дорога в будущее (ХалелДосмухамедулы: жизнь и судьба)

http://halelkz.com/content/voennyy-vrach-i-vidnyy-deyatel-alasha-halel-dosmuhamedov

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.