KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Интуиция совести
Интуиция совести
31 декабря 2021   

Философская мысль ХХ в. ознаменовалась (в числе многого другого) резко возросшим интересом к сфере культурных ценностей, межличностного общения, повседневного поведения человека и его «поступающего сознания» (М. М. Бахтин).

Стали подвергаться критике (уже со времен В. Соловьева) всяческая надмирность и отвлеченность философской мысли, ее умозрительность и самодовлеющий теоретизм.

Эпохально симптоматична фраза из «Воспоминаний» Н. О. Лосского о том, что со временем он совершил «переход от теоретической философии к практической».

Нечто подобное вполне могли бы сказать о себе многие крупные мыслители истекшего столетия, одну из важнейших задач которого (впоследствии скорее неосуществленную, нежели решенную) обозначил А. А. Мейер в рецензии на книгу Н. А. Бердяева «Смысл творчества» (1916): «Главная задача современности состоит в том, чтобы разрешить на Земле проблему свободного общения».

Эта, можно сказать, программная формула предваряет мыслительные опыты в русле диалогизма и теории поступка.

 

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) – физиолог с мировым именем, академик.

Сборник «Интуиция совести» включает в большом количестве архивные, впервые публикуемые материалы. Эпистолярное и мемуарное наследие А. А. Ухтомского – малоизученная страница научной мысли XIX–XX вв.

А. А. Ухтомский – явление в научном мире уникальное. Он отличался удивительным разнообразием гуманитарных интересов, энциклопедической начитанностью в области философии и литературы, свободным творческим взглядом на многосложность социальных, нравственных, эстетических и религиозных проблем. Его эпистолярное и мемуарное наследие – настоящее откровение. Оно долго было спрятано от глаз, сохранилось далеко не полностью, да и то, что лежит в архивах, по сей день не все разобрано и систематизировано.

Ухтомский начал писать рано, он не мог не писать. К тому побуждал напряженный процесс духовного самопознания.

Наследие Ухтомского – это самобытная интеллектуальная проза, ей присущи мощь и ясность авторской мысли, талант живописания, искренность чувства, психологическая проницательность и живое ощущение поступи истории. С детства приученный к душевной сосредоточенности, он рано ощутил прямую, но потаенную связь с Космосом, или Вечностью, и еще – силу Разума, его неудержимый зов и невозможность этому зову противиться.

 

Интуиция совести – понятие, введенное А. А. Ухтомским. Он считал интуицию дологическим аппаратом, в который включал наблюдательность, чуткость, проницательность, в том числе совесть. Вместе с тем последнее понятие он рассматривал и как относительно самостоятельный

аппарат(функциональный орган), включающий в себя интуицию.

Отсюда замечательное словосочетание – интуиция совести. Это конкретнейший аппарат познавания, предвидения, дальнодействующий «рецептор на расстоянии».

Совесть – аппарат цельного знания, который руководит нами обыденно – и в мелочах, и в крупном плане.

Интуиция совести – это «таинственный, судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и предупреждающий особыми волнениями  и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается перед нами» (Ухтомский А. А.Интуиция совести.– СПб., 1996).

Ухтомский связывал этику с интуицией совести и признавал за ней право на проектирование действительности.

Интуиция совести (или душевные интегралы) в подсознательной жизнедеятельности человека позволяет предвидеть ситуации, когда нарушение законов бытия, вносимое проектами действительности, превращает эти законы в законы возмездия.

К сожалению, чем дальше прогрессирует (а не развивается!) человечество, тем легче искать примеры возмездия за нарушения законов бытия.

Интуиция совести лишена технократического мышления, постоянно нарушающего законы бытия. (В. П. Зинченко).

 

Цитаты из книги

Мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами. Каждый видит в мире и людях то, чего искал и чего заслужил. И к каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. Это, можно сказать, закон заслуженного собеседника.

Не жалейте о днях и часах идеализации жизни, которые вы пережили. Вы были тогда счастливы той гармонией, которой была для вас действительность, благодаря именно вашей идеализации. Помните, что именно идеализация приближала вас к подлинной действительности! А если потом гармония и идеализация нарушились, то это потому, что в себе самих вы носили приземистость и пороки, бессилие и слабость, которые не дали вам дотянуться до виденного…

Жалкое и опасное заблуждение – духовная болезнь самоуверенности, тогда как правда начинается там, где человек поймет свою духовную связь с другими людьми. Тогда только и способен он к такому общению с ближним и другом своим, которое и может быть на благо им…

Человеческая психология такова, что человек часто перестает верить в себя…Человеку надо на каждом шагу проповедовать: верь в жизнь, иди и борись и царствуй над жизнью. И жизнь ответит тому, кто умеет от нее требовать, светло и радостно.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.