KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Педагогика служения – колыбель человечности в человеке
Педагогика служения – колыбель человечности в человеке
09 февраля 2022    Автор / Е. М. Песина, редактор, НИГРЧ, г. Алматы

В настоящее время утраты духовных ориентиров, социальной разобщенности и военных конфликтов общество особенно нуждается в лидерах, воспитанных в духе гражданственности, патриотизма и самоотверженности.

Педагогика служениясовременная педагогическая наука, которая должна стать основой новой национально ориентированной образовательно-воспитательной системы.

Эта педагогика возрождает в себе идею учителя как наставника, как воспитателя высших духовных ценностей, во многом дискредитированную либеральными веяниями, сведшими учителя к «поставщику образовательных услуг» в качестве элемента рыночной системы.

От педагогики сотрудничества педагогика служения вполне естественно перенимает саму идею сотрудничества между учителем и учеником как основы единственно возможного – гуманистического подхода к любым образовательным технологиям.

В основе любой воспитательной системы должны лежать основополагающие ценности, и чем они фундаментальнее, тем устойчивее будет сама воспитательная система, на них основанная, тем эффективнее через них будет реализована идея служения…

 

Жизнь – это большая школа, она то и дело преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей.

Духовно-нравственное воспитание в сочетании с обучением – это то богатство, которое дарят нам учителя, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их.

Учительство – это одна из немногих сфер профессиональной деятельности, которая целиком и полностью основывается на призвании и предполагает высочайшую степень ответственности.

Что такое призвание? Человеческий род выживает за счет труда, и потому практическое применение сил и способностей в каком-либо деле есть почти то же самое для человека, что и сама жизнь, – жизнедеятельность.

Призвание – это любимое дело, в котором человек живет своей собственной жизнью, его персональный личностный смысл жизни, преобразованный в конкретную практическую цель, склонность, внутреннее влечение к какому-либо делу, профессии.

Призвание учителя ставит педагога перед выбором жизненных приоритетов и духовно-нравственных ценностей профессии. Его смысловой центр – слово призвание как склонность к тому или иному делу, профессии, назначение.

Понятие призвание учителя интерпретировал известный литературовед Ю. В. Лебедев: «Положение учителя в современной духовной смуте и драматично, и подвижнически высоко. Хранить духовный огонь, свято оберегая его на семи ветрах, – может ли быть служба почетнее, благороднее и ответственнее?! Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах доверенных тебе детей и награды за это, как писал Достоевский, никогда не ищи, «ибо и без того уж велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает».

Есть известное выражение: «Тело человеку дают родители, душу – Творец, а цель и смысл жизни – учитель…»

Учитель не является носителем истины в последней инстанции. Это человек, воплощающий собой поиск – увлекательный, интригующий, двигающий мир. Потому что идущий вперед сильнее воздействует на Землю, чем стоящий на месте, – таков закон физики и жизни…

Хороший учитель – не тот, кто знает все ответы, а тот, кто постоянно ставит перед собой все новые и новые вопросы, тот, кто утром дает детям уроки, а вечером сам ищет новые знания, ведь на следующий день его снова ждут ученики, и он снова готов удивлять…                                                                                   

Существует ряд проверенных на практике рекомендаций, как педагогу строить свои отношения с воспитанниками

-Будьте искренними, приветливыми, вежливыми и тактичными.

-Помните, каждый ребенок – уже личность, независимо от его возраста.

-Выполняйте свои обещания; если не можете выполнить, не обещайте напрасно – дети чувствуют малейшую фальшь, особенно когда их обманывают.

-Не выделяйте никого, относитесь ко всем одинаково.

-Проявляйте к ученикам искреннюю заботу, участие, интерес, как к вашим родным детям.

-Будьте требовательными, но справедливыми.

-Не будьте навязчивыми, позвольте детям быть самостоятельными; просто находитесь рядом и будьте готовы поддержать в трудную минуту.

-Уважайте мнение детей, цените их предложения, идеи, умейте поставить себя на их место.

-Будьте терпеливыми, не делайте выговор ребенку при других людях, не отчитывайте его.

-Говорите с детьми доверительным тоном.

-Всегда приводите аргументы.

-Хвалите даже за незначительные успехи и достижения.

-Покажите детям свою любовь к предмету, зарядите их своим энтузиазмом, и они сами потянутся к знаниям.

-Не переносите свои личные, семейные неприятности, раздражение на детей, оставляйте все это за пределами школы.


Многообразие источников информации открывает школьникам широкое поле для познания, но искать в этом поле свои смысложизненные ориентиры и пути им помогает учитель.

Учитель и время. У педагога свои отношения с категорией время: он накапливает педагогическое мастерство и «богатство» прожитых лет. Но рядом с ним всегда «молодое и незнакомое племя», у которого «вечно молодые» вопросы и потребность получить на них ответы с учетом запросов и возможностей своего поколения и современных связей школы и жизни.

В наш прагматичный век отношение к учителю принципиально изменилось как к профессии изначально уважаемой. Сегодня очень многим нравится выявлять и показывать всему миру профессиональные и человеческие недостатки педагогов, что, естественно, легче, чем искать их достоинства. Анализ телепередач, материалов СМИ и соцсетей о современной школе позволяет заметить, что сегодня быть учителем стало делом не престижным, скромным и неинтересным.

Многочисленные национальные проекты в области образования только усилили дифференциацию педагогического сообщества на конкурентоспособных и обычных учителей. А главное в учительском деле – сохранение человеческого в человеке, следование педагогике гуманизма. Многие педагогические сообщества страдают от обвала документации, суеты, им приходится за «веком» бежать вместо того, чтобы сосредоточиться на главных ценностях и смыслах образовательного процесса, на человеке, его судьбе, его становлении и развитии.

Человека образовывают семья, школа и жизнь, и в этом процессе учитель соединяет прошлое, настоящее и будущее, осуществляя свое историческое, культуротворческое, просветительское и педагогическое призвание…

Владимир Фёдорович Овчинников, знаменитый российский педагог, основатель Второй школы (ныне Лицей «Вторая школа», г. Москва), специализировавшейся на физико-математических дисциплинах и общекультурном развитии учеников, Народный учитель Российской Федерации, на вопрос, что нужно, чтобы создать хорошую школу, ответил: «Первое – найти хороших учителей. Второе – не мешать им работать».

 

Учитель – это не только педагог-предметник, дающий детям уроки математики, физики, биологии и т. д. Он, прежде всего, воспитатель, по выражению Ш. А. Амонашвили, «ваятель человеческих душ».

А как много того в жизни, что непосредственно касается каждого из нас, почему-то совершенно не изучалось в школе! Как много таких «незнаний» часто приводит к трагическим жизненным ошибкам и едва ли не ставит под вопрос саму эту жизнь…

Поразительно, как много есть знаний, абсолютно необходимых нашим ученикам (вне зависимости от того, в технический или гуманитарный вуз они будут поступать) и остающихся невостребованными! К примеру, знание о восьми человеческих страстях (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость). А ведь на свете нет ни одного человека, который бы не мучился этими страстями, который бы с ними не сталкивался, которые бы так не влияли на его жизнь и так часто преждевременно ее не обрывали…

Но мы изучаем все, что угодно вплоть до гипотез происхождения звезд и галактик – то, с чем никогда не столкнемся и что никак не повлияет на нашу жизнь. А то, что сопровождает нас от рождения и до смерти, словно в насмешку над нами, оказывается вне поля нашего зрения, вне знания и изучения.

А ведь еще Сократ недоумевал по поводу всех этих энтузиастов «бесполезного знания», считая их глупцами или людьми, сбившимися с верного пути познания, и призывавшего сосредоточиться на изучении самого человека.

Выдающийся ученый уже Нового времени Блез Паскаль писал: «Я провел много времени в изучении отвлеченных наук; недостаток сообщаемых ими сведений отбил охоту к ним. Когда я начал изучение человека, то увидел, что отвлеченные науки ему несвойственны… Но я думал, что, по крайней мере, найду много людей, изучающих, как и я, человека, и что это настоящее знание, ему свойственное. Я обманулся и здесь. Людей, изучающих человека, еще меньше, чем изучающих математику. Неумение изучать человека заставляет его изучать все остальное. Но разве это то знание, которое человек обязан иметь? Не лучше ли даже для его счастья не знать всего этого?»

Существует и еще одна причина нежелания самопознания как такового. Потому что, заглядывая достаточно глубоко в самого себя, неизбежно увидишь там «смрадные подвалы своего личного и общечеловеческого подсознания» (Фрейд) и «подполья» (Достоевский). И это доставит мало приятного.

Но ведь инструкторы, готовя летчиков, космонавтов к полетам, открывают им правду обо всех предстоящих опасностях…

 

К сожалению, уже общепризнанным фактом обучения в современной школе является господство образовательной парадигмы, в основе которой лежат принуждение, террор оценками, родителями, угрозами провала ЕНТ и т. д.

Когда ученик шесть-семь уроков в день изучает что-то, что лично его совершенно не затрагивает и не касается, когда еще и дома надо долбить и грызть пресловутый «гранит науки», без назиданий и принуждения тут не обойтись. И это печальное следствие отсутствия мотива интереса к обучению.

Но уже давно великими педагогами-классиками, новаторами, представителями гуманной педагогики сформулирована педагогическая дидактическая аксиома, столь же неопровержимая, как и общеизвестная геометрическая (параллельные прямые не пересекаются). И звучит она так: человеку не может быть по-настоящему интересным и увлекательным то, что его не затрагивает и не касается.

И если сегодня в школе пытаются загрузить учеников «мертвыми» знаниями, не оживленными никаким познавательным интересом, то результат будет такой же, как если бы ребенка против его воли заставляли есть невкусную пищу. Без принуждения и в первом, и во втором случае этого сделать невозможно.

 

Но что тогда значит образовывать? Ответ прост и сложен одновременно. Знания должны быть органичными, как пища, поступающая в организм, энергия, вырабатываемая из этой пищи и органично распределяемая внутри его. Знания только тогда будут органичными, когда они будут готовить ребенка к настоящей и предстоящей жизни (не к сдаче ЕНТ!).

Настоящее органичное образование должно учить наших детей, как нужно жить.

Но не все так просто, ведь понятие жизнь достаточно широко, и существуют весьма различные (чуть не до противоположности) способы существования. И то, как живут представители растительного, животного и человеческих царств, очень сильно различается.

Никто из представителей «нижних ступенек» не может жить, как человек, а он может их всех копировать. И нужно показать нашим детям, что можно прожить свою жизнь и как «дерево», только питаясь и растя, и как животное, озабоченное только самосохранением, пропитанием и размножением.

Значит, органичное образование должно учить детей не просто, как жить, а как жить по-человечески…

 

Достойная человека жизнь невозможна без служения. Нет, она конечно, возможна, но только в форме растительного или животного существования.

А настоящая человеческая жизнь – это служение.

 

Любую жизнь можно представить в виде графика той или иной функции. Причем функция – это сама наша жизнь, а ее график – это линия, отражающая ее зависимость от тех или иных параметров.

Одна из таких зависимостей нашла свое отражение в известной фразе: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Именно так складывается наша «интегральная» судьба…

Теперь представим, что учитель дает ученикам задание попытаться определить, как лучше всего прыгнуть, чтобы преодолеть довольно широкую яму. Под каким углом лучше всего отталкиваться от земли?

Ситуация взята из жизни, поэтому интерес детей не нужно особо подстегивать. После ряда попыток ребята убеждаются, что наиболее оптимальный вариант – прыгать под углом, близким к 45°. Тогда у тебя есть шанс преодолеть наибольшее расстояние, достаточное, чтобы перепрыгнуть яму.

 

С точки зрения физики, здесь все понятно: сила тяжести и сила толчка (плюс еще сила сопротивления воздуха), комбинируясь друг с другом, приводят именно к такому результату.

Но неожиданно учитель переводит разговор в духовно-нравственную плоскость. Он говорит о том, что этот пример может иметь и более широкое значение применительно к нашей жизни. Любая жизнь – это некий «график» функции, изменяющийся между двумя главными параметрами: жизнью для себя и жизнью для других людей. Что если в таком разрезе взглянуть на графики этих трех прыжков?

 

 

Судя по графику, дальше всего можно «прыгнуть» в жизни, если соблюдать определенный баланс между жизнью для себя и жизнью для других (средняя линия). Это жизнь людей, которые понимают, что любое человеческое общество может существовать только за счет отдачи всех его членов части своих сил и ресурсов на общее благо. То есть, живя для других, мы тем самым живем и для себя.

Служение другим людям – это форма самореализации человека.

Таким образом, еще одна аксиома педагогики служения: только служа другим людям, человек может самореализоваться как полноценная личность.

Но если игнорируешь интересы других людей, то и сам далеко не продвинешься. Нижняя черная линия на графике – это жизнь разного рода эгоистов, а то и преступников, которые, попирая интересы других людей, живут только для себя. Но они, как правило, быстро скатываются в «ямы», оставаясь в полном одиночестве или превращаясь в изгоев. Это плачевный результат жизни исключительно для себя. Казалось бы, все хорошо: думаю только о себе, реализовываю только свои желания, на других наплевать… Но такая жизнь то и дело проваливается в разного рода эгоистические «ямы». 

 

А что означает верхняя красная линия? Жизненному пути каких людей она соответствует? Учитель может предложить детям обсудить эти вопросы в группах и ответить на них.

Итак, верхняя линия на графике – это жизнь величайших благодетелей человечества, его духовных учителей, героев, святых, которые сознательно посвящают свою жизнь служению людям и обществу, добровольно и сознательно ограничивая свои потребности, жертвуя всем ради других. Чем круче и выше линия, тем меньше остается жизни для себя вплоть до полной аскезы и самопожертвования…

 

Таким образом, педагогика служения призвана «оживлять» знания, которые станут неотъемлемой частью органичного образования – системой мировоззрения, взглядов, убеждений, чувств, эмоций, поведения, энергетического потенциала и практического жизненного опыта наших детей.

 

Литература

1.    Галицких Е. О. Призвание учителя-словесника в контексте философии гуманной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 3, 2015. http://e-koncept.ru/2015/65259.htm

2.    https://cyberleninka.ru/article/n/sluzhenie-pedagogike-i-obrazovaniyu-k-185-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-k-d-ushinskogo

3.    https://pedsovet.org/article/paradoksy-sovremennogo-obrazovania-i-aksiomy-pedagogiki-sluzenia

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.