KZ

Главная страницаФилософия самопознания
На пути к демократии: духовность – непреходящая ценность (Фрагменты из книги «Казахстанский патриотизм»)
На пути к демократии: духовность – непреходящая ценность (Фрагменты из книги «Казахстанский патриотизм»)
20 апреля 2022    Автор / А. С. Калмырзаев, д. филос. н., профессор, заслуженный деятель РК, кавалер орденов «Достық» и «Құрмет»

Абдеш Сарсенович Калмырзаев (1939–2012) – выдающийся журналист, публицист, заслуженный деятель Республики Казахстан, доктор философских наук, профессор, автор ряда монографических и научно-публицистических книг, среди которых:

«Эстетическое в творчестве Абая» (1979);

«Нация и общественное сознание» (1984);

«Біз, қазақ, ежелден еркіндік аңсаған» (1998);

«Казахстанский патриотизм» (2003);

«Заман және біз» (2004);

«Зов времени» (2004);

«Ұлттық идея» (2007);

«Разноликая демократия» (2009);

«Уақыт және адамдар» (2009) и др.

С 1994 по 2005 г. возглавлял Республиканский журнал «Мысль», который объективно и глубоко освещал преобразования в политической, экономической и духовной жизни республики. В 2003 г. издание было удостоено звания лауреата премии Академии журналистики Казахстана «Алтын жұлдыз».

Заслуги А. С. Калмырзаева отмечены государственными наградами: орденами «Достық» и «Құрмет», медалью «10 лет независимости Республики Казахстан» и др.

XXI век – век разума и переосмысления всего прожитого

Время неумолимо идет вперед. Вместе с ним меняется мир, набирает опыт цивилизация, ищет оптимальный вариант организации человеческого общежития.

Мир пережил много жестоких войн. Они не прошли без последствий. Погибло бесчисленное количество людей, разорились целые страны и народы. Искалечена душа, изранена память людей, растоптана священная Земля, помутнела прозрачная вода рек и озер. Словом, исковеркан весь мир…

Но народы не перестали воевать. Вновь и вновь появлялись новые вспышки. Они начались за передел мира, за завоевание чужой земли, за подавление воли и духа других народов, за присвоение их богатств и ценностей. Но эти войны не решали насущные проблемы жизни.

И сегодня на планете царит хрупкий мир. Люди так и не научились дорожить чистым небом.Локальные стычки, региональные войны ведутся во многих точках мира и сегодня, принося многочисленные человеческие жертвы. Этому не стоит удивляться. Ибо человек остался таким же, как и много тысяч лет назад. Мир еще не обучен безопасной жизни. Пока остро чувствуется особая значимость фактора силы: у кого больше силы, у того больше прав и возможностей…

Человек очень медленно меняет свою сущность, в нравственном отношении он еще не совершенен. Не мешало бы ему побольше иметь душевности и снисходительности. Резко ощущается разрыв в уровнях жизни развитых и отсталых стран мира, любое общество расколото на богатых и нищих. Существующая общественно-политическая система пока не может устранить эту социальную несправедливость. Общество не может справиться с благородной задачей по обеспечению своих граждан самодостаточной жизнью. И демократия в этом вопросе дает сбои, а успокаиваемся тем, что человечество ничего лучшего пока не изобрело.

Но есть одно утешение, что человечество в отличие от животного мира имеет одно преимущество – оно наделено способностью создания коллективной памяти. Как утверждает академик Н. Моисеев, если мозг отдельного человека давно уже прекратил свое развитие, то коллективный интеллект по сей день не перестал развиваться. Животный мир, каждое его поколение начинает познавать окружающую среду сызнова, как говорится, с азбуки. А человечество имеет возможность использовать вековой опыт, вековую науку и культуру, исторические традиции, пропуская вся и все через фильтры целесообразности новой эпохи, нового времени.

Коллективный интеллект даст возможность народам быть чуткими и взяться за ум: к чему пришли, куда идем?

Враждебность, угроза друг другу с оружием в руках, стремление задушить всех инакомыслящих людей и народы в нынешних условиях есть анахронизм. Это ни к чему. Пора образумиться и остановиться: нынешний уровень накопленного смертоносного оружия достиг того, чтобы вся планета ушла в небытие. Плоды человеческого ума уже порождают угрозу самой жизни людей. Если дадим волю политикам-экстремистам, человечество будет стерто с лица Земли. Сегодня сам человек стал заложником своих научных открытий…

Казахстан вступил в XXI в. как независимое суверенное государство, распрощавшись со своим тоталитарным прошлым. Он твердо встал на путь демократического цивилизованного развития.

Независимость – не статичное состояние, а созидательный процесс.

Независимость нашей страны – это самое святое приобретение казахского народа, восстановившее прерванную на 500 лет национальную свободу.

Укрепление независимости в руках не столько правителей, сколько самого народа. Без осознанного, бескорыстного участия основной массы населения независимость никогда не пустит корни вглубь. Если судьба растений без прочных корней зависит от случайного степного ветра, то и судьба независимости без мощной поддержки народа становится игрушкой исторических случайностей, обрекающих ее на исчезновение.

Независимость с большой буквы нужна нам как воздух, питающий всю фауну и флору. Независимость – это не отторжение от всего мира, а стремление к целостности…

Что следует сделать для укрепления и развития независимости? В этих целях необходимо всемерно добиваться осознания каждым членом общества святости и безальтернативности такого развития не только для страны, но и самого себя. Ибо каждый из нас – часть целого, часть единого неделимого общества. Человек без него, что перекати-поле, который кочует, куда ветер дует. Степной ветер может унести его далеко-далеко, в неведомый край. Независимость – не статичное явление, а постоянный процесс, и он нуждается не в словах, не в лозунгах, а в конкретных делах.

Национальный менталитет и национальный дух

Ни один человек полностью не похож на другого, даже близнецы, имея близкое сходство, абсолютно не одинаковы. Так и люди разных народов и наций, обладая некой внешней схожестью, в то же время разнятся друг от друга во вкусах, характерах, чувствах и мировосприятии.

То, что люди разных наций имеют сходство, это закономерно, ибо они в целом из одного корня – человеческого рода. Вместе с тем осязаемые различия присутствуют не только в людях разных народов, но и у представителей одной нации.

Если взять в целом народы, они также различаются. Каждый имеет свой собственный менталитет. Если народы не имели бы такого различия и своеобразия, то в мире насчитывались не тысячи народов, а был бы один планетарный народ – народ мира.

Слово менталитет происходит от английского mentality, что в переводе означает «умственные способности, умственное развитие, психика». Если его употреблять в сочетании с другими словами, то оно выражает умственную характеристику того или иного народа. Например, русский или казахский менталитет, армянский или немецкий, грузинский или английский, китайский или японский менталитет.

Национальный менталитет каждого народа есть совокупность особых характерных черт, исходящих из интеллектуальных, умственных, психологических способностей народа, обусловленных историческими, геополитическими, климатическими, этнографическими, этническими и бытовыми условиями его жизни.

Каждая нация характеризуется своим менталитетом. Он является индивидуальной чертой нации, отличающей ее от других этнических образований. Изучая тот или иной народ, мы постигаем его менталитет, являющийся как бы прообразом индивидуальности и самобытности этого этноса.

Специфический менталитет нации складывается в течение всей истории ее становления. Менталитет – не внешний признак того или иного народа. Например, крупный нос кавказских народов, узкие глаза калмыков и якутов, русые волосы славян и т. д. не являются признаками национального менталитета. Национальный менталитет не связан с внешними атрибутами, а выражается сущностью и глубоким содержанием самой нации.

Национальный менталитет не приобретается однажды и навсегда. Он формируется веками и обладает сравнительно устойчивым и консервативным содержанием. Но он не лишен и способности укрепляться, обогащаться и трансформироваться. В результате великих исторических перемен и новых воскрешений он может подвергаться качественным изменениям. Ибо менталитет – это историческое приобретение нации в силу непосредственного воздействия географических, этнических, климатических, хозяйственных, социокультурных особенностей бытия. Менталитет нации по своему характеру не является однотипным, положительного или отрицательного содержания. Он включает в себя все: и позитивное, и негативное. Народ, убеждаясь в консервативности и несуразности отдельных элементов своего менталитета, может избавляться от них. Но это длительный исторический процесс, охватывающий большой отрезок времени.

Менталитет формируется не по желанию и потребности народа, наоборот, он фиксирует фактическое состояние и уровень развития национального бытия. Он являет собой как бы полнокровную характеристику нации, из которой не изъять ничего, как не выкинуть слово из песни. Сохраняя свой менталитет, нация постоянно заботится о своей исторической перспективе. При этом, уважая национальную самобытность, она не может кичиться своим превосходством, унижая и игнорируя менталитет других. У соседа, братских дружественных народов, можно перенять все: культуру, технику, науку, хорошую идею, но невозможно заимствовать их менталитет. Ибо менталитет сродни лишь тому народу, которому он присущ.

Менталитет не передается от одного народа другому. Каждый богат своим, принадлежащим лишь ему менталитетом…

Киплинговское изречение: «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И вместе им никогда не сойтись» имеет свою основу. Как бы ни укреплялись связи между ними, но историческое различие между Западом и Востоком еще остается.

Западный менталитет отличается от восточного. Запад не первый год усердно стремится передавать свои ценности на Восток. После краха советской империи он активизировал свою деятельность по вестернизации восточных стран путем трансплантации западных ценностей, американского образа жизни. Но эти ценности на новой почве приживаются с трудом, не сразу пускают корни, иногда даже погибают, не успев распустить листья.

Индивидуализм – западное достояние, либеральная ценность демократического общества. Япония считается либерально-демократическим государством с развитой рыночной экономикой. Но даже в этой восточной стране индивидуализм как ценность не пустил свои корни. Идея коллективизма свойственна любой японской фирме. Здесь группа важнее, чем индивид. Дух коллективизма, чувство локтя превыше всего. Интересы группы, всех членов коллектива культивируются. Японский дух характеризуется ответственностью каждого за дело компании и фирмы, люди связаны между собой узами взаимных обязательств, когда друг друга нельзя подвести. Существует неписаный закон: ты обязан действовать по велению чувства долга, соблюдать нормы общественных, внутрисемейных и групповых отношений. У японцев издревле вырабатывалось общинное сознание. Быть изгнанным из общины – самое страшное наказание. Японский дух, соединяясь с западной техникой и технологиями, создает японское чудо.

Западная цивилизация никак не может «проглотить» и «переварить» в себе восточную культуру. Происходит активный обмен различными ценностями в области науки, техники и культуры, но западный образ жизни пока не может вписаться в восточную ментальность. Ибо менталитет нации консервативен, чувствителен, осторожен и капризен в отношении агрессии другой цивилизации…

Менталитет народа проявляется через его представителей. Человек при общении с выходцами из другой нации сразу обнаруживает их характерные черты, т. е. менталитет народа. Разгадка тайны человека означает познание менталитета народа. Без постижения сущности национального менталитета нельзя сполна понять любого индивида.

У одной нации один, у второй – другой менталитет, который вырабатывается условиями их жизни и историческими реалиями. Если обратиться к истокам этногенеза любого народа, можно выявить его ментальность, присущую лишь ему. Но место и значение любой нации в истории и современном мире не определяются ее менталитетом. Менталитет нации не жребий, по которому обычно устанавливается очередность выхода на сцену или на ринг при выступлениях артистов и спортсменов. Это и не паспорт элитарности и великости той или иной нации.

Менталитет этноса – совокупность особых черт и характеров, содержащих всю сложность духовного, экономического, этнического и исторического развития народа. По его менталитету можно раскрыть и распознать особенности исторического пути этноса как социокультурной общности.

Возьмем казахов. Вчера еще они полукочевой народ, который внешне прост и скромен, открыт и обычен. О менталитете этого народа блистательно сказал Казыбек би – один из трех знаменитых казахских биев XIX в.: «Мы, казахи, скотоводы, сирый народ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем – мирный народ. Чтоб не покинуло нас счастье, чтоб миновали все напасти, мы пики грозные перьями филина украшаем, перед злым ворогом головы не склоняем, словом бранным уста свои не оскверняем. Дружбу верную почитаем высоко, добром отвечаем на добро, а коль потребуется, и с хана надменного спесь сбиваем.

У отца родится сын – не быть ему рабом, у матери родится дочь – не быть ей рабыней! Не загнать тебе детей, внуков наших в тенета неволи!

Ты – джунгарин, я – казах, схлестнемся – быть беде; ты – железо, я – огонь, расплавишься в огне.

К тебе, в твой край я прибыл с распахнутой душой. К несчастью народ ведут вражда и разбой. Ты – леопард, я – лев, и к чему нам кровавая сеча? Коль дружбы желаешь – верного друга найдешь; коль надумал враждовать – бурю пожнешь!»

Вот так ответил Казыбек би на вопрос джунгарского хана (хунтайчи): «С чем пришел?»

В этих словах раскрыта вся сущность казахов и их характер, национальный менталитет, содержание и достоинство народа. Умеет он за себя постоять, по природе миролюбив, безмятежен. Но когда требуют обстоятельства, он несокрушим, несгибаем, безжалостен к нарушителям национального покоя. Он знает цену дружбе, умеет ею дорожить. Но кто в дружбе непостоянен и вероломен, тот получит достойный отпор и сокрушительный удар. Казахи способны постоять за себя и за свою священную землю.

Устами великого сына казахов Казыбека би озвучены непреходящие национальные ценности и достоинство народа. За смиренной его внешностью кроется столько доблестей и непокорности, за глубоко скрываемой простотой – столько нравственной чистоты и благородства. Он не увлекается сквернословием, на добро отвечает добром, перьями филина украшает свою боевую стрелу как символ миролюбия.

Конечно, менталитет любой нации является ярким отражением ее национальной идентичности, признанием принадлежности всех людей, составляющих эту нацию, именно к этой этнической общности. По менталитету человека можно распознать его причастность к какому-либо народу.

Отсюда вытекает другой не менее важный вопрос: каково соотношение национального менталитета с национальным духом?

Так что же такое национальный дух, что он вбирает в себя, какова его роль в жизни нации, как он соотносится с национальным менталитетом?

Сначала попытаемся дать его дефиницию.

Национальный дух – это качественное состояние национального самочувствия. Дух не статичное состояние народного самосознания, он имеет подвижный характер: возвышается, снижается, а в какой-то период ослабляется.

Чем объясняется неустойчивость национального духа, почему он не сохраняет однажды обретенную верхнюю степень накала?

Национальный дух органически связан с развитием самой нации. История, как известно, не протекает гладко, в одной плоскости. Она переживает самые разнообразные переломные моменты в своем развитии. И нация не функционирует в вакууме, и не на другой планете, а на нашем земном шаре, населенном разными народами и странами. Жизнь любой нации проходит в тесном взаимодействии с этим разнообразным, загадочным миром.

В нынешнем научно-техническом и информационном пространстве любой народ не может однозначно утверждать, что его самодостаточная жизнь обеспечивается лишь у себя дома без непосредственного незримого вмешательства извне. Поэтому естественен зигзагообразный, извилистый путь развития всякого народа. Непредсказуемый, неустойчивый путь развития стал обычным явлением для любой нации. Он и предопределяет состояние самого национального духа народа.

Иначе говоря, национальный дух – совокупный результат качественного состояния национальной реалии. Никогда не будет возвышен дух народа, который находится в постоянном унижении, зависимости и покорности.

Национальный дух – это не совокупность бойцовых качеств отдельных героев и народных витязей. Это высокое чувство связано с защитой Отечества, героической борьбой народа за судьбу страны, доминированием ее судьбоносных интересов. Когда привлекательная общенациональная идея охватывает весь народ, тогда она и обретает феномен национального духа. Когда народ живет одной высокой идеей, он становится всесильным. А в экстремальных ситуациях национальный дух превращается в некую магическую волшебную силу.

Разделенная, расколотая нация не может обладать целостным здоровым духом. Дух народа возвышен лишь тогда, когда он представляет собой единую целостность.

Подъем национального духа люди понимают по-разному: одни считают, что для этого необходимо добиваться превосходства своей нации над другими или обособления от них, другие это понятие рассматривают как навязывание своей воли чужим, чтобы удерживать их в покорности и унижении, и уверены, что это позволит воспитывать превосходный национальный дух.

Эти суждения носят ложный характер. Словом, оболванивают народ вредной идеей об исключительности и элитарности своего народа пo сравнению с остальными. Некоторые даже увлекаются археологическими раскопками, чтобы доказать древность своего народа как признак его преимущества над другими.

Подобные затеи бесполезны. Древность народа не главный критерий его величия и святости. Величие народа определяется не возрастом, а достигнутым уровнем его духовности, конкретным вкладом в человеческую цивилизацию.

Даже прекрасная античная цивилизация не дает нынешнему народу лавров первенства в духовной сфере. Или святость тому народу, который имел давнюю письменность и искусство. Возьмем, к примеру, великую эллинскую и римскую культуры. Эллинская культура, несомненно, не только гордость греческого народа, но и всего человечества. Но это заслуга не нынешних греков, а их предков. Греческий народ, восхищаясь своей древней культурой, не может кичиться этим. Это не предмет превосходства над другими. Но эллинская культура всегда будет служить эталоном, объектом восхищения. Место Греции в мировом сообществе определяется нынешним уровнем развития экономики, культуры, науки и техники. Так же, как французская литература XVIII–XIX вв., немецкая философия XIX в., итальянская живопись XIV–XVI вв., русская поэзия XIX в. составляют не только национальную гордость, но и являются бесценным достоянием мировой цивилизации.

Любой народ может восторгаться своей древней самобытной культурой, но уровень цивилизации определяется сегодняшним уровнем развития общества. Тот, кто ограничивается упованием и любованием древнего багажа своей культуры, никогда не добьется новых вершин в своем развитии.

Следовательно, любой народ, озабоченный своей судьбой и перспективой, призван постоянно заботиться о совершенствовании и обогащении своей духовности. Народ должен всесторонне развиваться и в экономическом, и в научном, и в духовном отношениях. Здесь нельзя игнорировать роль экономики. Любое общество без экономической мощи будет неполноценным во всех отношениях, в том числе по жизненному уровню и духовному потенциалу.

Другой пример – евреи. Эта нация рассеяна почти по всему миру и до 1949 г. не имела собственной государственности. Но в интеллектуальном отношении евреи превосходили многих, у них очень высокий показатель в мире по наличию людей с высшим образованием. Среди творческой интеллигенции много писателей, художников, артистов, композиторов, музыкантов, ученых. «Евреи как группы, – писал А. Эйнштейн, – может быть, бессильны, но сумма достижений членов группы (имеется в виду нация – А. К.) значительна во всех областях... Воодушевление, которое царит в группе, мобилизует силы, дремлющие в индивидуумах, пробуждает в них готовность к пожертвованию».

Знаменитый ученый верно подметил особенность своей нации, которая не дает возможности дремать своим родичам в силу воздействия здорового национального духа. Атмосфера, царящая внутри нации, подтягивает, электрилизует отдельных ее представителей.

Как можно поднять дух народа? Для этого следует распознать саму его сущность. Народный дух не таинственное явление, связанное с чудесами божества. Это историческое, общественное, духовное явление. Дух не передается из поколения в поколение. Он воспитывается, впитывается самим народом, хотя бы его абсолютным большинством. Притом дух воспитывается на конкретных положительных примерах.

Национальный дух и национальное самосознание не идентичные, но родственные понятия. Уходит человек из жизни, его тело физически умирает. Но его благородные деяния, позитивный образ живут в делах, духовном наследии, в изданных трудах и произведениях. Через бесценное духовное наследие имя и дух великого человека живут в веках. Но это не означает, что великая личность обладает каким-то неведомым, божественным духом. Духу нельзя придать религиозное, теологическое содержание. Дух человека незрим и неосязаем. Но он содержит в себе огромную силу. Дух – структурно объяснимое понятие.

Дух народа – это не состояние самочувствия определенной его части, обласканной властью. Народ – понятие неделимое, целостное. Если отсекается определенная часть, это уже не общность, не народ. Он теряет не только свою целостность, но и священный возвышенный дух. Национальный дух органически вплетен в ткань государственной мощи и доблести, отсюда он питается жизненным соком.

Иногда бывает так: ложно понятый народом национальный интерес в результате массированного идеологического воздействия способствует возвышению духа нации, порождает новый прилив энергии в жизни общества. Таких примеров в истории немало. Например, гитлеризм с его фашистской идеей о превосходстве арийской нации. К чему он привел, всем нам очень хорошо известно…

XXI век – век разума и нравственности, и самое время вспомнить о том, что человечество – аккумулятор всех мудрых и светлых идей и катализатор исторических свершений.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.