Разделы

Главная страницаФилософия самопознания
Духовная зрелость учителя – главное условие урока самопознания
Духовная зрелость учителя – главное условие урока самопознания
Автор / Р. Мукажанова, к.п.н., Заместитель директора ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Поскольку сегодняшние дети – будущие граждане страны, на современном этапе развития цивилизации нет сомнений в том, что будущий прогресс и процветание страны зависят от того, как будет реформироваться образование. Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул в своем Послании народу Казахстана (27.01.2012 г.): «Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации… Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения… Нашей молодежи это жизненно необходимо».

Глобальные проблемы человечества носят не чисто экономический, политический или научный характер, а, прежде всего, они являются духовно-нравственными. По мнению ученых, распространенная в современном мире точка зрения о смысле жизни, как о потреблении и производстве вещей, является опасным заблуждением и необходимо ставить вопрос об изменении самого человека, переориентации с идеологии роста производства и потребительства на духовное самосовершенствование.

Об этом же говорили и наши великие классики. Так, выдающийся казахский мыслитель Шакарим Кудайбердыулы считал: «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Без них не обрести в жизни мира и согласия». Эти качества нужно выявлять в людях с младенчества. Поэтому первостепенную важность в современном мире приобретают изменения в сфере образования, с которых начнутся и перемены к лучшему и в обществе.

На состоявшихся в январе 2012 г. в Москве XI Международных педагогических чтениях Ш. А. Амонашвили отметил, что настало время, когда педагоги должны уже говорить о таком фундаментальном понятии, как духовный гуманизм. «Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека».

Объясняя понятие духовного гуманизма, можно сказать, что смысл духовности станет более понятным через понятие гуманности. Это процесс развития в вере, которая, в свою очередь, наделяет человека свободной волей и утверждением внутреннего гуманного мира. Человек становится Творцом жизни. Понятия «духовность» и «гуманность» переплетаются друг с другом. Вместе они – суть гуманной педагогики. Таким образом, мы пришли от педагогики сотрудничества, которое ввели когда-то педагоги-новаторы, к педагогике Духовного гуманизма

Образование даётся не для развития способности дискутировать, критиковать или добиваться полемической победы над оппонентом и не для демонстрации владения языком или логикой. Это самая лучшая наука, которая учит пре­одолевать трудности жизни, она дарует внутреннее равновесие, на которое не влияют благословение или удары судьбы.

Образование должно трансформировать человека. Жизнь должна быть непрекращающимся процессом восстановления и обновления, избавления от зла и развития добра. Человек полезен только тогда, когда он достиг определённого уровня трансформации.

Пока знание не трансформировано в мудрость, а мудрость не выражена в характере человека, образование является бесполезным процессом. Если же образование дарует эту способность к трансформации, то жизнь без сомнения становится мирной, счастливой и полной взаимопомощи и сотрудничества. Народная мудрость гласит, что только благородный характер и спокойствие души могут придать жизни смысл. Сегодня мы полагаемся на разум, недооценивая важность характера. Развитие характера должно идти в ногу с развитием разума. Человек без доброго характера не может считаться образованным. Если бы человек усвоил хотя бы крупицу того, что он познал, и применил бы в своих мыслях, словах и делах – это бы полностью изменило его.

Всё образование должно стать подготовкой для служения стране. Образованный человек должен понимать, что у него больше обязанностей, чем привилегий, больше обязательств, чем прав. Он должен служить обществу там, где находится, и традициям, переданным ему предками. Он должен быть счастлив служить, а не властвовать, ибо служение наполняет жизнь смыслом, служение – это лучший путь использовать своё мастерство, разум, силу и средства. В связи с тем, что мы наделены человеческим телом, мы должны стремиться развивать общечеловеческие ценности и осознать истинное единство со всеми. Именно этому и служит предмет «Самопознание», важнейшими условиями преподавания которого должны быть:

· создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя и мира;

· необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования;

· интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы.

Учителю самопознания важно создать благоприятные условия  для самостоятельного и осмысленного нравственно-духовного развития учащихся, предоставить разнообразные возможности для позитивного настроя, контроля за умом и эмоциями, общения, творческой деятельности, пения, осуществления социального служения.

Как показали исследования современных психологов, только 10% информации передаётся вербальным путем, а  90% – это метапослание (скрытое послание). Метапослание  – это выражение лица учителя, тон его голоса, одежда, настроение и даже мысли и образ жизни. Например,  учитель говорит о здоровом образе жизни, а сам курит. Понятно, каково метапослание его урока. Или, учитель говорит о позитивном, добром, хорошем без улыбки, с недовольным или суровым выражением лица. Или учитель говорит одно, а думает совсем о другом… Однако учащиеся воспринимают и сохраняют в душе именно метапослание.

Когда в душе учителя мир и тишина, то вибрации его мыслей создадут атмосферу покоя на уроке и ученики будут уравновешены и сконцентрированы.

Уроки самопознания не должны превращаться в шоу или психологические тренинги, или дублировать урок познания мира, поскольку методы и приемы, используемые на занятиях, служат раскрытию сути изучаемой  ценности.  Поэтому на уроках необходимо использование только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования.

Для интеграции нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы важнейшим условием является обучение на основе обогащения содержания образования вечными общечеловеческими ценностями и выявление нравственно-духовной составляющей знаний. Следует подчеркнуть, что интеграция должна осуществляться комплексно, так как понятие «интеграция» подразумевает слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития, которое приобретает новые признаки, новое, более высокое качество. Здесь важно создание в школах атмосферы, пронизанной высоким духом служения обществу, стране, человечеству, идеей долга, чести, справедливости.

В этом плане очень многое зависит от администрации школы. Если администрация школы понимает важность предмета «Самопознание», то сумеет организовать целостный педагогический процесс школы так, что он будет способствовать нравственно-духовному развитию личности и учащихся, и учителей. В противном случае, на уроках самопознания ученики будут слышать одно, а выходя из класса, будут видеть совсем другое.

Необходимо отметить и роль позитивного мышления на  уроках самопознания, ведь недаром казахская пословица гласит: «Хорошее слово – половина выполненного дела». Формированию именно такого положительного мышления у учащихся и учителей и служат все методические приемы уроков самопознания, которые при умелом использовании на уроках самопознания учителем, живущим нравственно-духовными ценностями, будут способствовать очищению ума, глубокому осмыслению бытия, раскрытию внутреннего потенциала учащихся, и, в конечном итоге, расцвету духовного совершенства.