KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Cамопознание – педагогика нового времени
Cамопознание – педагогика нового времени
03 февраля 2014    Автор / К. Жампеисова, д.п.н., профессор


30 января 2008 года на форуме стипендиатов программы «Болашак» Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил реализовать новый проект «Интеллектуальная нация – 2020». Обозначив в данном документе цель новой национальной идеи – превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, – он отметил духовное воспитание молодежи как один из ключевых моментов ее достижения.

Дальнейшее развитие эта идея получила в последнем Послании Президента, где особое внимание было уделено усилению воспитательной работы с учащимися, формированию у них культуры межнационального общения, патриотизма, гражданственности и потребности следовать в жизни важнейшим общечеловеческим ценностям.

Сегодня должно стать аксиомой, что путь в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, путь к Обществу Всеобщего Труда возможен только через нравственно-духовное возрождение нации. Нравственный человек способен к активной творческой деятельности, успешному выполнению своих учебных, профессиональных, гражданских, семейных и бытовых функций, решению всех психологических проблем, возникающих в жизни, проявлению своих возможностей, воли и таланта не только во благо себе, но и во благо своей страны.

Такой подход определяет приоритетность задач нравственно-духовного образования, направленного на достижение гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии личности. А это и есть путь формирования разносторонне и гармонично развитой личности.

В этой связи нельзя не оценить роль и значение Программы  нравственно-духовного образования «Самопознание», инициированной в 2002 году первой леди Республики Казахстан Сарой Алпысовной Назарбаевой.  В 2010 году, после девяти лет эксперимента, этот предмет был внедрен в учебный процесс как обязательный на всех уровнях образования  (детский сад, школа, колледж, вуз, система повышения квалификации).  

Система нравствено-духовного образования «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Данный проект является отечественным брендом, позволяющим сквозь призму человеческого измерения осознать миссию современного образования – помогать каждому ученику становиться самим собой, осознавать свое предназначение, максимально раскрывать и реализовывать природный потенциал.

Самопознание актуализирует признание безусловной ценности человека, способствует воспитанию в нем любви к жизни, чувства собственного достоинства, независимости суждений, развитию способности к самосовершенствованию, умения ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.                         

Основное назначение дисциплины «Самопознание» – создание условий для нравственного и духовного совершенствования личности на основе общечеловеческих ценностей, осмысления своей человеческой природы и смысла жизни, развития потребности в самовыражении и самореализации, умения ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.                         

По нашему глубокому убеждению, предмет «Самопознание» правомерно рассматривать как педагогику нового времени. Современному человеку недостаточны только предметные знания, ему необходимы универсальные навыки и умения. Каждому важно задуматься над вопросами: «Что я хочу?», «Что я могу?», «Кто я такой?», «Для чего я пришел в этот мир?». Суть предмета «Самопознание» и заключается в поисках ответов на эти вопросы. 

Главной творческой лабораторией по разработке этого предмета стал Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек». Для участия в Первых Международных педагогических чтениях по случаю 15-летия Центра приехали видные ученые, методисты, учителя-гуманисты из Казахстана и Ближнего и Дальнего Зарубежья. Обсуждая проблемы нравственно-духовного образования человека, участники форума отметили мощный потенциал программы «Самопознание» как сложившейся системы. В своих выступлениях гости из-за рубежа выражали свои впечатления от того, что увидели на уроках самопознания в гимназии, колледже, на занятиях в детском саду, на мастер-классах педагогов, методистов и ученых Центра «Бөбек». Наши зарубежные коллеги отметили уникальность самого предмета и те интеграционные процессы, которые характерны для всей системы нравственно-духовного образования Казахстана. Опыт программы «Самопознание» стал для участников Международных педагогических чтений «Самопознание – педагогика Любви и Творчества» настоящим источником вдохновения, о чем они поделились с аудиторией.

comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.