KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Самопознание – образование для сердца
Самопознание – образование для сердца
03 февраля 2014    Автор / Г. Омарова, к.п.н., зам. дир. ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы


В современном мире развитие науки, техники и информационных технологий достигли очень высокого уровня, но, к сожалению, нравственные качества людей падают, и ситуация в мире становится всё более опасной. Действительно, наука без духовности, образование без совершенствования характера, знания безнравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу. Трудно не согласиться с тем, что зачастую современное образование нацеливает учащихся на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценностей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о  девальвации нравственных ценностей, смещении приоритетов в сторону материального благополучия. Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

Детей учат языкам, концепциям и названиям, но это не помогает им жить в согласии с самими собой и остальными. Их не учат глубокому размышлению и различению между вечными и временными ценностями, между истинным и ложным счастьем. Часто на экзаменах ученики получают высокие оценки, но в практической жизни они зарабатывают лишь нули.

Что же важнее – успехи на экзаменах или человеческие качества, проявленные в повседневной жизни?

Современное образование с избытком удовлетворяет потребности ума, давая ему огромные объемы информации. О руках тоже заботятся, стараясь развить некоторые навыки. Область же, которой пренебрегают – это сердце. Истинное образование должно объединить ум, руки и сердце. То, о чем думает голова должно быть глубоко прочувствованно сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками. В этом и состоит основной конечный результат образования. 

Интеллектуальное знание (внешнее) подобно лампочке, нравственно-духовное знание (внутреннее) подобно электричеству. Оба необходимы для прогресса человека и мира в целом.  Эти два аспекта образования напоминают два крыла птицы. Если одно из крыльев будет не развито, птица будет кружиться на месте, и не сможет взлететь.  Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. «Простая жизнь, возвышенное мышление» – вот что должно стать идеалом образования, а не «высокий уровень жизни, ничтожное мышление», что, к сожалению, является идеалом современности.  Современное общество нуждается в образованных людях с открытым сердцем, обладающих широтой мысли, способных к бескорыстному служению обществу.

Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С. А. Назарбаева, размышляя о современном образовании, писала: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это «дитя прогресса» не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует…  Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя – должен каждый».

Поэтому сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее, образование для сердца).

Именно предмет «Самопознание» является образованием для сердца, он призван дополнить современное образование внутренним, нравственно-духовным смыслом.

Но стоит задуматься о том, что понимается под словами «внутренний, нравственно-духовный смысл самопознания»? В данном контексте понятие «духовность» наиболее нуждается в конкретизации, так как в преподавании предмета «Самопознание» происходит восстановление духовной основы процесса воспитания и образования в целом. В современном обществе назрела насущная необходимость вернуть понятию «духовность» статус объективной реальности не менее важной для человеческого развития, чем материальная реальность. С. А. Назарбаева пишет: «Я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником  Духовности – задача из задач для каждого… Или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке».

Поэтому, в мировоззренческой концепции «Самопознания» происходит смена парадигмы образования – с вульгарного материализма на позиции целостного понимания мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой. Духовное начало в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в сознании человека проявляется как вечные духовно-нравственные ценности. Рассмотрение понятия «духовность» следует проводить в тесной связи с сущностью самого понятия «человек». Заметим, что слово «человек» состоит из двух корней: «чело» и «век». Чело – это лик, личность, а век – это вечность, то есть смысл слова «человек» можно понимать как личность, в которой отражается вечность. Если продолжить ассоциативный ряд, то человек – это конечное в котором отражается бесконечное.

Нравственность неразрывно связана с духовностью и, лишённая своей вечной духовной основы, становится неустойчивой. Образование и воспитание без духовной основы подобно беспечному строительству дома на песке. Возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем. Более того, душевные способности, в данном случае, станут лишь средствами достижения материальных благ. С таким смыслом воспитательный процесс носит прагматический характер, не сочетаемый с нравственным основанием,  но если принять за основу ценность духовного начала человека, то меняется шкала жизненных ориентиров.

На  ХІ международных педагогических чтениях по гуманной педагогике «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Ш. А. Амонашвили в своем выступлении подчеркнул важность введения понятия «духовный гуманизм»: «Очень важно принять в свое сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно – духовность, ядром которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет её в будущее. Новое в педагогике, к чему мы пришли – это духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования».

Рассмотрим некоторые отличия жизни материального мира и духовного мира. Жизнь в материальном мире есть внешняя, проявленная часть жизни духовного мира. Духовная жизнь многократно богаче, чем жизнь в материальном мире, она многогранна и многомерна. Деятельность и продукты деятельности материального мира есть не что иное, как проявление воли духовного мира человека.

Здесь следует отметить исследования философской школы Казахстана А .Д. Нысанбаева, А .Г. Косиченко, Г. Г. Соловьевой  и других: «духовное не порождается ни в одной из форм непосредственной жизнедеятельности человека, оно присутствует в человеке до всякого человеческого действия; … духовное не выводимо из мира, но мирское бытие играет какую-то духовную роль; знание и мудрость следуют за духовностью. …Философии, как любви мудрости, следует не констатировать факт разрыва материальной и духовной составляющей человека, а совершить дело воссоединения духа и материи, бытия и смысла, сущего и должного; всё человеческое бытие пронизано духом, и вся жизнедеятельность человека одухотворена…».

В. П. Зинченко говорит о психологической педагогике, как о педагогике, признающей реальность души и духа. «Не давая определения души, зафиксируем, что душа и дух есть реальность. Они не менее объективны, чем так называемое объективное, например, материя (в философском смысле)».

В современном учебнике по философии А. Г. Спиркин предлагает следующее понимание человека: «Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения».

В. Ю. Дунаев полагает, что очень важно «напомнить учащемуся, что он несет в себе универсум», помочь «пробудить внутренний дух, содержание, которое есть у каждого, но скрыто за шелухой фальшивого и наносного».

Таким образом, в процессе образования следует развивать не только физические и интеллектуальные аспекты личности ребенка, но и прежде всего, раскрывать высшую духовную природу ребенка. Тогда в результате мы получим не только академические успехи, но и Гармоничное Всестороннее Развитие Человека.

comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.