Разделы

Главная страницаФилософия самопознания
Самопознание – педагогика любви и творчества
Самопознание – педагогика любви и творчества
Автор / Г. Соловьева д.ф.н., профессор, г. Алматы


Автором проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» стала Президент Благотворительного детского фонда «Бөбек» Сара Алпысовна Назарбае­ва. Ее духовные поиски, активная деятельность по социальной защите детства, высту­пления перед педагогической общественностью, мысли и идеи, изложенные в книгах «Путь к себе», «Этика жизни», убежденность, настойчивость, взволнованность, логика сердца и души – все это растопило лед недоверия и скептицизма и проложило путь к осуществлению ее благородного замысла.

«Самопознание» – не очередной предмет в ряду многочисленных школьных дисци­плин, которыми так перегружен учебный план, – разъясняет С.А. Назарбаева. Это – особый метапредмет, призванный изменить парадигму образовательного процесса в Респу­блике Казахстан, перейти к новым мировоззренческим основам с ориентацией на духовные приоритеты, на понимание человека как целостного существа в единстве души и тела, разума и сердца – в соответствии с восточной традицией и казахской народной педагогикой.

Этот предмет связывает все остальные, рассыпанные прежде школьные дисциплины, придает им утраченное единство и поэтому – возвращает смыслы всему, что изучается и познается. Единство обеспечивается тем, что все знание «собирается», группируется вокруг человеческой личности, т.е. получает личностное измерение.

Интенсивные поиски, научные разработки, дискуссии, конференции, выступления Сары Алпысовны – все это позволило определить концептуальную основу «Самопознания»: глубинное, сущностное ядро личности – духовное начало, которое воплощается в нрав­ственности, в бескорыстном добродеянии, любви, взаимопонимании и толерантности. Обучение общечеловеческим ценностям и есть магистральный путь «Самопознания». Та­кое обучение не должно быть скучной дидактикой, внешним навязыванием, но только совместным поиском: не преподносить готовых формул и рецептов счастья. Надо пробу­дить внутреннюю активность детей, которая должна привести к открытию детьми в самих себе задатков, т.е. творческого потенциала, развитие которого и обнаружит их призвание, а тем самым определит в итоге их судьбу, жизненную траекторию.

Главное – раскрыть общий всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые предстоит взращивать всем миром, те универсаль­ные способности, благодаря которым человек становится человеком – любящим и лю­бимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дру­желюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит – счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благословенной жизни.

Темы любви и творчества – ключевые в самопознании. Речь с самого начала идет не о любви как таковой, а о «любви в моем сердце», т.е. в сердце ребенка – любви к близ­кому человеку, родной стране, природе. Рассуждая, почему поникшая в саду роза рас­цвела, испуская прекрасный аромат, школьники приходят к выводу, что чудо сотворила любовь, нежность и забота девочки, заметившей бледную несчастную розу. Учитель дает ребятам творческое задание: не только объяснить своему хорошему знакомому, что такое любовь, но и приготовить такой сюрприз для одноклассников к новому году, чтобы в нем выразилась вся сила их любви.

С самых малых лет дети учатся говорить о любви. И это закономерно, так как именно в раннем возрасте метафизические, смысложизненные проблемы воспринимаются наи­более остро, без наслоения «взрослой оптики». Дети экзистенцией своей воспринимают великую идею аль-Фараби об онтологичности любви, о том, что она изменяет суть бытия. Аль-Фараби учит, что Всевышний – первый истинно любящий и истинно влюбленный, изливающий свет любви на подлунный мир, на жителей добродетельного города. Школь­ники высказывают также мысли, близкие учению о любви русского философа Владимира Со­ловьева: любовь помогает нам избавиться от эгоизма, выйти за пределы своего «я» и тем самым получить возможность для развития своей индивидуальности.

Тема любви не просто обсуждается на уроке – дети (возможно ли такое?) учатся любить. Вопросы обращаются к их сердцу: «Кого вы больше всех любите?». «Что приятнее: любить или быть любимым?». Так, например, второклассники не только читают стихотворение «Главное слово», но и делятся друг с другом своим жизненным, путь еще не большим, но очень ценным опытом: как они сами проявляют любовь к родителям, бра­тьям и сестрам. А Махаббат с Алпамысом советуют: «Помните, что в жизни человека нет ничего важнее любви». Можно сказать, что предмет «Самопознание» по сути своей – обучение самой главной для каждого человека способности любить и быть люби­мым.

Как пишет известный современный мыслитель, экзистенциалист Карл Ясперс в своей книге «Смысл и назначение истории», современный научно-технический прогресс не принес человечеству подлинного счастья, поскольку обернулся регрессом в самой важ­ной для людей сфере – в сфере любви, милосердия и взаимопонимания. Поэтому такими бесценными являются уроки, на которых дети учатся тому, что поможет им самим стать счастливыми и принести счастье тем, кто встретится им на жизненном пути, – как сказал бы русский философ Владимир Соловьев, одухотворить и себя, и окружающий мир.

Экзистенциальное настроение создается и при обсуждении такой важнейший темы как патриотизм, любовь к родине. В четвертом классе урок «Я – гражданин» начинается с исполнения песни С.Мусалиева «Здравствуй, страна!». «Здравствуй, столица! / Ты вольная птица! Это – Астана! Здравствуй, Медео! / Горы тянутся к небу / Это – Алматы». Любимые с детства места, по которым тоскует сердце, когда отлучаешься хотя бы ненадолго – родная земля, Родина. Четвероклассники сердцем своим, а не только умом воспринимают высо­кую ценность любви к Родине. Им даются творческие задания – разработать план и дей­ствовать согласно задуманному: украсить школьную территорию, сплотить ребят в своем дворе; помочь пожилым людям, своим соседям. Это – практические шаги, воспитывающие любовь к своему дому, родному краю, Отчизне. Все начинается с малого. Так было и в судьбе замечательной казахской девочки, которую родители ласково называли Моншағым, по-русски – «моя бусинка». Маншук выросла и стала народной героиней, отдала свою жизнь за Отчизну – дети узнают о ее подвиге из рассказа А. Кудериной «Моя бусинка». Они рассказывают о памятниках защитникам отечества в своем городе или ауле. Тема патриотизма для младших школьников – скорее не определение понятий, не логические рассуждения, а волнение души, трепетное чувство любви к родному краю.

Экзистенциальность урока «Самопознания» возникает не сама собой, но с помощью хорошо продуманных интерактивных методик: круг радости, игра, размышление над жизненными ситуациями, минутка тишины, инсценировки, разминки, обобщение – «от сердца к сердцу». Один урок может быть не похожим на другой по своей форме и за­мыслу: уроки-размышления, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки-кон­курсы, фантазии, концерты, игры, уроки творчества. Но главное – на всех уроках беседа, «полилог, где школьникам задаются вопросы-проблемы (обращение к их жизненному опыту), требующие определенного нравственного выбора. Можно в первом приближении сравнить такую беседу с сократическим диалогом, который принципиально отличается от спора и эвристики.

В отличие от спора, где противники стараются доказать свое мнение, не заботясь об истине, в диалоге речь идет о поисках истины, и собеседники готовы отказаться от сво­их частных мнений, не заботясь о тщеславном желании возвыситься за счет других. Диалог воодушевлен поисками истины, которая может не совпадать с мнениями и инте­ресами собеседников. Именно истина, т.е., всеобщее, основанное на разуме, отличает сократический диалог от бездумного спора, столкновения честолюбивых противников. В диалоге противников нет, только – со-беседники, оставившие за пределами разговора свои мнения, претендующие на истину в последней инстанции.

Но то, что происходит на уроках «Самопознания» – не просто сократический диалог, основанный на поисках всеобщего. Это, скорее, диалог экзистенциальный, включающий не только разум, но и сердце, захватывающий и волнующий душу: ведь речь идет не только об истине в ее гносеологическом смысле как теоретико-познавательной категории, но об Истине с большой буквы, сопряженной со Смыслом, освященной духовным Светом, об Истине – Правде, при одном упоминании которой «у человека начинает сильнее бить­ся сердце» (Гегель).

Какая же педагогическая матрица (тип педагогики) принята в «Самопознании» за основу? Это инновационная матрица, подразумевающая включение опыта восточной культуры и, прежде всего, казахской народной педагогики: отношения «учитель–ученик» должны быть основаны не только на экзистенциальном диалоге равных собеседников, но и со-творчестве, со-дружестве. Поскольку понимание становится в принципе воз­можным только благодаря совместному приобщению к общему полю духовности, Учи­тель имеет неоспоримые преимущества как подлинный Наставник, открывающий перед учеником Горизонты духовного мира, позволяющий услышать самого первого Учителя, Бога. Он представляет собой нравственный образец, которому подражает и которому следует ученик, чтобы открыть и в себе заветный духовный источник, что и позволит начать путь нравственного самосовершенствования и вечного приближения к Высшему совершенству, Любви и Мудрости.

Подобный тип отношений «учитель-ученик»  имеет богатую историю во многих культурах мира – включая, прежде всего, казахскую и русскую. Абай и Шакарим учат не только своим проникновенным словом-призывом, но и своей собственной жизнью, высокими помыслами и нравственной жизненной героикой. В «Самопознании» Учитель, будучи нравственным образцом, Наставником, ведет ученика по пути духовного самовозрастания, чтобы открылось его духовное зрение, и он оказался способным к постижению первого Смысла, а значит и к познанию Целостности мира и своего человеческого предназначения в нем. Преподавание «Самопознания» – гуманистическая миссия, высо­чайшая ответственность, требующая неустанной работы педагога над своим собственным самосовершенствованием, нравственным ростом – иначе не стать ему подлинным На­ставником.

Предмет «Самопознание» должен воспитать, прежде всего, Учителя с новым мировоззрением, основанным на приоритете духовности, с чистым сердцем и нравственным чувством, чей образ жизни – не только учительство в школе, но и семья, общественные отношения, поступки – могли бы стать для учеников подлинным примером для подра­жания. Это, пожалуй, одна из самых сложных проблем при внедрении «Самопознания» в образовательные учреждения Республики. Можно подготовить учителей на курсах, преподнести им методологию и мировоззренческие ориентиры, снабдить хорошо разработанным педагогическими технологиями, но как способствовать их нравственному совершенствованию, тому, чтобы их сердца преисполнились светом любви к своим ученикам? Скорее всего, сам предмет «Самопознание» должен стать совместным творчеством – и Личности учителя-Наставника и личности его учеников.

«Самопознание» не заканчивается в школе. Предмет как бы выходит за ее пределы и продолжается дома, на улице, в театре, в библиотеке, в магазине, привлекая к обсужде­нию и выполнению интереснейших творческих заданий – не только всю семью, но и соседей, знакомых и тех, с кем только предстоит познакомиться. У каждого школьника, кроме учебника, по которому ведутся занятия в классе, есть еще заветная тетрадь, где он может рисовать, раскрашивать, записывать свои мысли, выполнять множество увле­кательных заданий и более того – придумывать эти задания самостоятельно. Эта тетрадь и дает ребенку реальную возможность расширить горизонты «Самопознания», привлекая все более и более широкий круг людей. Прежде всего, конечно – семья. По рассказам детей, и родители, и сестры, и братья, не говоря о бабушках и дедушках – с удовольстви­ем подключаются к выполнению интереснейших заданий – с «Самопознанием» дело обстоит иначе, чем с многими другими предметами, особенно с математикой, когда взрос­лые после трудового дня весь вечер бьются над задачками детей, часто до головной боли и совершенно безрезультатно.

С «Самопознанием» в дом приходит радость совместного общения и творчества. Как, к примеру, удержаться, если сына или дочку (третий класс) просят разгадать кроссворд, где надо найти слова для обозначения нравственных ценностей: отзывчивость, душевное расположение к людям; чувство полного душевного удовлетворения; синоним слова «прав­да» и т.д. Или кто из членов семьи останется у телевизора, если сыном или дочкой плани­руется книга об их настоящей и будущей жизни – придумывается название и содержание глав? Конечно, все с удовольствием будут участвовать и в создании программы дня здо­ровья для семьи и всего класса (а может быть, и всего дома, всего квартала) и, конечно же, постараются все вместе выполнить эту программу. И разве не откликнутся члены семьи, когда сын или дочь отвечают на вопрос «Кого можно назвать патриотом», записывают все знакомые им слова на тему «Родина», рисуют праздничный день своей страны?

«Самопознание» становится самопознанием семьи, соседей, знакомых, друзей – хотя они уже не учатся в школе. Это – осуществление очень важной идеи автора проекта нравственно-духовного образования Сары Алпысовны Назарбаевой: формировать человеческие ценности, духовно возрастать, нравственно возвышаться можно только всем миром, поскольку мы живем в такую эпоху, когда на ребенка воздействует множество факторов – прежде всего, средства массовой информации и Интернет. Школа не может претендовать на былую авторитетность, если не выйдет за пределы своих классов, если не привлечет на свою сторону родителей, соседей, тот круг людей, который принято называть «община».

В таком подходе решаются две взаимосвязанные задачи: нравственное воздействие на ребенка вне школы и влияние самого ребенка на нравственно-духовный климат сво­его окружения. От «Самопознания» исходят лучи добра и милосердия, освещая и мир взрослых, занятых проблемами выживания и карьеры: их сердца оттаивают, а души рас­крываются на зов добра и справедливости. Так, казалось бы, незаметно, но в то же время необоримо «Самопознание» оказывает влияние на духовную атмосферу общества.

Спросим еще раз: каково влияние «Самопознания» на культурно-цивилизационные процессы в современном Казахстане? Если под культурой понимать, прежде всего, развитие самого человека, его нравственно-духовных качеств, то ответ напрашивается сам собой. С позиций экономики высоких технологий сегодня говорят о «человеческом капитале» в том смысле, что в современных условиях решающими становятся не природные, а чело­веческие ресурсы, компетенции, знания и навыки специалистов новой генерации.

Но с позиций философии невозможно ограничиться термином «человеческий капи­тал». Кто хочет быть только «человеческим капиталом?». В глобальном измерении речь должна идти о личности как носителе духовного принципа, способной привносить в мир разум, человечность, любовь, одухотворять и просветлять своим внутренним духовным светом тьму невежества, агрессии, раздоров и конфликтов. Начинать надо именно с себя. Это извечная философская истина лежит в основе предмета «Самопознание»: самому сделаться лучшее, добрее, чище, посмотреть на мир и других людей глазами любви, всем сердцем и душой возлюбить Отчизну и через родную землю объять любовью всю Пла­нету. Другого пути в глобальном мире просто нет: все внешние преобразования сойдут на нет, или еще хуже, приведут к катастрофам, как на то неоднократно указывала нам история, если не будет внутреннего самоизменения человека, носителя принципа Духа, способного к духовному просветлению Мира. А «Самопознание» к тому и предназначе­но – пробудить духовное начало в человеке, направить его по пути стяжания Истины, Добра и Любви, при любых условиях и обстоятельствах, которые побеждаются только таким Служением.

С этих позиций «Самопознание» – самая ключевая точка культурно-цивилизационных процессов в современном Казахстане.