Философия самопознания
Человек и культура
Самопознание. Учебная литература
Мир книги
Вечные ценности народа
Клуб интересных встреч
Контактные данные
Самопознание учителя или познание личностью себя в процессе оформления собственных мыслей, проявления чувств, эмоций, выполнения обязанностей; растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения. Самопознание есть проявление духовной культуры личности, осознание причастности к Космосу, человечеству, нации и своих возможностей по самосовершенствованию.
В духовной культуре учителя проявляется личностно-деятельностная сущность субъекта. Личностную сущность в структуре основ духовной культуры учителя составляют три компонента: духовные знания – как основание, базис формирования и развития духовной культуры в целом. Духовные знания, выполняя функцию духовной ценности, выступают как цель эффективной деятельности, как условие успешного решения личностно-профессиональных проблем. Духовные ценности как регулирующий компонент, свидетельствуют о готовности и способности учителя использовать систему знаний на практике (аксиологизация знаний). Духовное совершенствование – процессуально-результативный компонент, выстраивающий духовные ценности в иерархическую систему согласно личностному смыслу и устремленности к высоким идеалам Добра, Истины и Красоты в иерархическую систему ценностных ориентаций, проявляющихся в позиции и стиле духовности педагога.
Возможность диагностировать индивидуальные особенности личности позволяет проводить работу по самопознанию и определять реальные пути самосовершенствования учителя. Диагностируются, во-первых, индивидные свойства: тип высшей нервной деятельности (ВНД); тип темперамента; установки сознания (экстраверсия, интроверсия); типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм); во-вторых, психические свойства: особенности когнитивного стиля (тип мышления); социальные установки, способности (общие и педагогические); категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность); способность к рефлексии; мотивационно-ценностные установки; в третьих, личностная структура: эмоциональная сфера (оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям); волевая сфера (выбор мотивов и целей; регуляция побуждений к действиям, при недостаточной или убыточной их мотивации; организация психических процессов в адекватно выполняемой человеком деятельности; мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели); коммуникативная сфера (барьеры в коммуникации, выбор эффективных для субъекта способов и др.).
Деятельностную сущность духовной культуры учителя представляет комплекс духовных качеств и способностей учителя, связанных с выбором средств, необходимых для реализации духовности. Духовная деятельность имеет своим объектом сознание, сферу идеального, в ней можно выделить следующие основные формы: - познавательная деятельность (верное, адекватное или иллюзорное отражение действительности, включая и теоретическое отражение); - прогностическая деятельность (отражение действительности в плане её возможных изменений, идеальное предвосхищение результатов действия; - ценностно-ориентировочная деятельность (отражение действительности в плане ценностей – того, что имеет для субъекта положительное значение, соответствует его идеалам и мировоззрению); - этико-коммуникативная деятельность (отражение убеждений, эстетической развитости, художественного восприятия мира, оценки добра и зла).
Мотивация деятельности непосредственно связана с категориями “потребность”, “интерес”, “цель”, “устремленность”. Эффективность духовной деятельности и управления ею обеспечивается через понимание её мотивации и связи с целью деятельности. Так формирование культуры потребностей личности становится важным фактором формирования и развития её духовной культуры.
Исследование результатов развития духовной культуры требует выделить особенности личности учителя, которые, с одной стороны, влияют на педагогическую деятельность, детерминируют её, с другой, - могут быть предметом педагогического прогнозирования. Выявлено три группы индивидуальных особенностей учителя, служащих фундаментальным основанием для личностных проявлений духовной культуры: “духовная активность” - на уровне особенностей интраиндивидной подструктуры личности, связанной с психофизиологией человека (типологическими свойствами нервной системы) и со стилем духовности; “духовная сила” – на уровне интериндивидной подструктуры, в основании которой лежит особенность ценностного отношения учителя к миру, что непосредственно отражено в позиции восприятия мира и сотворчества с ним; “духовная красота” – на метаиндивидной подструктуре личности. Единство духовной красоты, духовной силы и духовной активности учителя образуют интегральное качество личности, которое характеризует духовную культуру как сознательную работу духа (человека) по достижению идеала-цели, самосовершенствованию.
Можно выделить критерии развития духовной культуры личности, свидетельствующие о духовном саморазвитии учителя в соответствии с принципами самопознания, самоопределения, самосовершенствования, самоактуализации, самопреображения: устремленность к высокому идеалу, альтруизм и нравственная чистота профессиональной позиции, познавательная активность и др. Духовная культура учителя выступает показателем целостности личности.
Базовыми принципами развития духовной культуры учителя в плане формирования его ценностных ориентаций, профессиональной позиции и стиля духовности являются: диагностика уровня духовной культуры; осознание студентами своих ценностных ориентаций, идеала; осознание профессиональной позиции (профессиональной картины мира); осознание принципа духовности как проявления профессионального стиля; ролевое проявление духовной культуры как проявления целостности личности учителя; формирование целостности личности учителя в соответствии с уровнем духовной культуры; формирование духовной атмосферы учебного коллектива.
Опора на эти принципы помогает вскрыть общие психолого-педагогические условия и технологии развития духовной культуры учителей: психометрические методики, выступающие в качестве обязательного элемента технологии субъектно-интегративного подхода в обучении для диагностики личностных качеств, способностей развития духовной культуры у студентов; алгоритмизацию обучения, направленную на целенаправленную работу с информацией для накопления духовного знания и осмысления иерархии ценностных ориентаций; организацию целеориентированной деятельности по самопознанию, анализу и самоанализу через выстраивание “дерева целей” для осознания учителем своего ценностно-смыслового поля духовной культуры; социально активные методы обучения для расширения кругозора и сознания учителя: метод расширения образовательного пространства, активной включенности в “поле культуры”, познавательной активности; комплексные занятия для формирования профессиональной позиции и индивидуального стиля духовности будущего учителя; создание философско-педагогического блока учебных дисциплин, формирующего профессиональную картину мира, систему ценностных ориентаций учителя.
Можно выделить и специфические психолого-педагогические условия развития духовной культуры учителя: ориентация общепедагогической деятельности на идеальный образ целостной личности учителя в виде цели-идеала. Это предполагает учет его многофункциональности: на информационном этапе это идеальный объект, ориентирующий учителя в его устремлении к саморазвитию; на аксиологическом этапе он предстает как смысл, регулирующий выбор духовных ценностей профессионального самосозидания; на этапе самосовершенствования – иерархическая система духовных ценностей, корректирующая и углубляющая индивидуализацию субъекта; субъектно-интегративный подход к организации учебно-познавательной деятельности, предусматривающий отбор информации и организацию саморазвития учителя в соответствии с уровнем его самосознания и принципами саморегуляции, самопознания, самоопределения, самосовершенствования, с одной стороны, и духовным потенциалом будущего учителя, детерминирующим профессиональную мобильность, с другой; в качестве исходного объекта педагогического процесса должна выступать соборная личность учителя, проявляющаяся на различных уровнях: планетарном, глобальном (общечеловеческом), этническом, государственном, профессиональном, институциональном (учебный коллектив, семья), личностном. Это определяет специфическую роль духовной ценности на каждом этапе: она выступает как духовное знание, овладение которым требуется будущему учителю (на первом этапе); как условие гармонизации отношения педагога и окружающего мира (на втором этапе); как инструмент практической деятельности (на третьем этапе); - в развитии духовной культуры личности важным является общение. Высокого уровня духовной культуры лидирующее в коллективе звено способно сделать эффективным духовный рост каждого члена коллектива, когда возможен скачек на более высокий уровень благодаря принятию смысла духовно продвинутых учителей: подобное притягивается к подобному по принципу духовного родства.
Таким образом, духовную культуру учителя мы можем рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: в ценностно-содержательном (духовная культура как совокупность духовных ценностей) и в регулятивном (духовная культура как основа саморегуляции учителя, как культура в культуре).
Духовную культуру учителя мы можем определить как интегральное качество личности, определяющее ее направленность на созидание собственного ценностно-смыслового поля, способ освоения базовых ценностных ориентаций в жизни в целом и в профессиональной деятельности в частности, меру присвоения и актуализации духовных ценностей.
Добавить комментарий