KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Методология любви – основа воспитания и образования
Методология любви – основа воспитания и образования
03 февраля 2014    Автор / Д. Маллаев, д.п.н.,член-корреспондент РАО, г. Махачкала

"Любовь  - истина мироздания,  ключ понимания Бога,  объяснение устремленности, энергия жизни, источник красоты, воля творящего терпения, причина радости, ответ милосердию и самопожертвованию, мастер чуткости и от мастер чуткости и отзывчивости, могущество единения".

                                                  Ш. Амонашвили


Наступивший новый век поставил перед человечеством множество проблем. Разрушены некоторые государства, новое устройство мира сопровождается потерей самого главного для человечества нравственности и духовности в жизни современного человека. Развитие конфессиональной свободы и вероисповедания, сопровождается нарушением определенной части населения традиционного подхода к выбору пути Веры и предпочтением нетрадиционных чуждых путей, абсолютно не соответствующих священным писаниям. Они не служат истинной основой для каждого верующего человека. Это сопровождается безудержным падением нравственности, стремительным ростом преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, сексуального распутства и других пороков, разрушающих душу и тело, и саму личность человека. Это все приводит к самоуничтожению любой нации.

Сегодня наша Вселенная находится в ситуации мировой нравственной катастрофы.  Экономически сильные и демократически развитые государства не могут быть вне этой катастрофы. Некоторые политики, сталкивая другие государства и народы, используя рознь (конфессиональную, национальную и др.) создают мифы об их угрозе для всего мира. Для сохранения своего политического и экономического господства разжигают войны. Но этот подход не помогает им сохранить мир у себя.

Страшным, разрушающим для человечества является информационная пропаганда и война, убивающая молодых людей и выхолащивая нравственность и духовность. В каждом тысячелетии были великие педагоги, ратующие за духовность и нравственность на позициях Гуманной педагогики, но не каждый воспитатель, учитель и педагог слышал их, потому что  всегда против них было противостояние. Педагогика гуманизма и сотрудничества всегда и во все времена находила своих героев Духа.

Новое время дало нам в 21 веке выдающегося Учителя, педагога, ученого – Ш.А. Амонашвили. Шалва Александрович пронес все наследие Гуманной педагогики и генерировал ее идеи в жизнь, с учетом современности, национальных культур, нравственности, духовности. Опираясь на классические,  общечеловеческие, конфессиональные и педагогические ценности,  он  и сегодня передает педагогам идеи Гуманной педагогики с понятиями любви, мира, праведности, культуры, ненасилия и истины.

Ш. Амонашвили дал нам не только надежду на обновление педагогического сознания, но и практику педагогического мастерства для спасения большинства судеб детей и образования. Он ратует за судьбу человечества всей планеты, сохранения жизни на Земле. Планетарная концепция Учителя  «Реализации ценности воспитания и образования на идеях Гуманной педагогики», сегодня является основополагающей в сохранении мира, поднятия духовности, сопровождения нравственности и господства Любви человека к человеку, без зависти и насилия.

Важнейшим событием для Педагогического сообщества стран мира является принятие и провозглашение 17 июля 2011 года по инициативе  президента Международного центра Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и руководителей организаций в Бушети (Грузия) «Манифеста Гуманной педагогики». В Манифесте, в разделе «воззвание», говорится: «Что не от любви к детям, то от лукавого. Детей необходимо защищать от  растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр, развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств  взрослых, от политических амбиций». (Манифест Гуманной педагогики, С.3, 2011).

 Манифест ставит вопрос «Как нести Любовь детям и каждому отдельному ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее  воспитательному влиянию?». Самое нежное чувство любой национальной культуры – Любовь к матери. Это чувство отражено в любви к родным, к культуре своего народа, к местам детства, к сокровищницам национальных обычаев, традиций, родного языка, любви к отечеству.

Важнейшей основой для воспитания и образования человека является любовь. Любовь рассматривается как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Любовь одного человека делает счастливым другого, учит радоваться успехам и благополучию других. Для учителей гуманной педагогики является основой воспитания и образования. Поэтому любовь должна стать «законом» в воспитательно-образовательной среде подрастающего поколения.

Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира. Учитель,  отвечая на вопрос «Что такое Любовь?» должен наполнить себя энергией любви: глаза, слова, действия, чтобы каждый ребенок прочитал в его словах действиях, глазах: «Я – это Любовь, и Я учу Любви, и Я передаю Любовь, и Я нахожусь все время в Любви.

 Как выращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать Любовь к ближнему и ко всему сущему?  Мы сегодня много говорим о педагогических методах,  технологиях, методологии – она заложена в сердце учителя, а метод исходит из сердца. Ни один метод материального мира не будет работать, если в нем нет энергии любви и духовности. Кто ответит:  «Что такое духовность?» Ответ простой: «Любить всех бескорыстно, служить всем». Пример служения: Ш.А. Амонашвили - «Учитель, который владеет методологией Любви и ее энергию дает нам. Он постоянно выращивает в детях и в нас взаимную любовь, к ближнему и ко всему сущему».

Вы все знаете, существуют понятия: «добро-зло», «любовь-ненависть». Даже есть поговорка: «От любви к ненависти один шаг и от ненависти к любви – один шаг».  Добро – это вид энергии положительной, созидательной, оно одухотворено. Зло – отрицательная энергия, разрушающая. А, что происходит, если мы даем понятие добра через сердце, через любовь? Мы это добро постоянно распространяем, эту положительную энергию создаем вокруг себя, и зло исчезает.

Как утончать свое искусство любить детей и каждого? Если в нашем сердце живет постоянно любовь, то она является благодатным полем для окружающих нас людей. Если любовь находится в сердце учителей, то она является главной методологией воспитания и обучения детей. Выполняя свой долг на духовном уровне, Учитель утончает свое искусство любить детей и каждого. Когда наша материальная любовь переходит духовную любовь, то мы тонко чувствуем каждого ребенка, его божественную природу.

Гуманный педагог не видит плохих детей, он источает любовь к каждому  и его энергия любви преобразует каждого ученика, нивелируя все отрицательное скопившееся в сердце ребенка. Энергия любви исцеляет больного человека, способствуя улучшению здоровья. Когда мотивом действия учителя является Любовь, то оно становится праведным. Когда слова Учителя содержат в себе любовь, они превращаются в истину для учеников. Если чувства человека наполняются любовью, то он испытывает внутренне спокойствие, умиротворение и счастье.

К. Юнг отмечал, «Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем». Гуманная педагогика нацеливает нашу методику на энергию любви, и она срабатывает тогда, когда мы любим то, что мы делаем. Дети чувствуют эту истину сердцами. Что же в основе жизни лежит? – Любовь. Только Любовь.

Если в воспитании и образовании нет духовности и любви, то они бесполезны и все получаемые знания могут быть бесполезными, а иногда и вредны. Образованный и невоспитанный человек без духовности и любви использует свое образование эгоистично для себя или небольшой группы людей разрушающих социум и тогда в мире господствует эгоистичная материальная любовь. Когда в сердцах учителей постоянно живет любовь, то насилие не возникает. Дети рождаются с чистыми сердцами, проходя через различные ступени воспитания и образования не получая любви, сердца детей иссушаются. Это происходит, потому что методология и методика подменена замудренной наукой, или установлены какие-то стереотипы, которые не могут вместить человека в свое сердце, которые не могут выстроить методику воспитания и обучения на энергии любви.

Гуманная педагогика предлагает нам методологию любви как основу воспитания и образования. Учитель это тот, кто, преодолевая узость мышления, создает мир во всем мире и учит равному отношению ко всему на основе любви. Он внедряет добрые мысли,  добродетели, такие ценности как праведность, верность, дисциплина, чувство долга,  в сознание учащихся  и формирует их поведение, возвышенным и достойным образом.  Наших детей необходимо учить и воспитывать на основе любви при овладении бесценными сокровищами, которыми так богаты наша культура и культурное наследие разных народов мира.

Учитель – это сияющий свет для всех народов мира, но при этом свет будет сиять постоянно, когда есть энергия любви, он сможет зажигать детей как светильники вокруг себя. Учителя могут учить очень хорошо, они могут подробно объяснять и показывать легкие способы решения задач владения современными образовательными, информационными и коммуника­ционными технологиями,  но если это происходит без опоры на методологию любви, то методы будут эти малоэффективны.

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.