KZ

Главная страницаФилософия самопознания
Уроки самопознания – уроки сотрудничества и партнерства
Уроки самопознания – уроки сотрудничества и партнерства
16 марта 2014    Автор / С. Кистаубаева, учитель самопознания, русского языка и литературы, школа-гимназия №1

Воспринимая уроки самопознания как уроки сотрудничества и партнерства учителя и ученика, я имею в виду понимание моими учениками того, что их мнения будут приняты и важны для всех. Моя мечта состоит в том, чтобы мои ученики сами осознавали, что им необходимо знать; осознавали, что нельзя останавливаться на достигнутом  в самопознании, в саморазвитии, объективно  оценивали собственные достижения.

Руководствуюсь словами: «Каждый сентябрь дает нам шанс многое начать по-новому». Отсюда вытекают и  задачи, которые я поставила перед собой: способствовать развитию сотрудничества, сотворчества; развивать  критическое мышление, творческие способности и интеллектуальные возможности, развивать воображение, память. Уроки самопознания, по моему глубокому убеждению, помогают обогатить речь учащихся, способствуют умению выработать и аргументировано отстаивать собственное мнение,  дают возможность поощрять свободу выражения мысли и поступков.  В основе каждого моего урока – синтез двух подходов к ученику: общения и духовного контакта.

Для выполнения задач, поставленных в начале учебного года, использую на своих  уроках самопознания  универсальную и интересную, на мой взгляд, модель преподавания предмета – трехфазовую структуру урока. Придерживаясь трех фаз методической модели согласно их  определенным функциям: побуждение, осмысление, рефлексия (ПОР), осуществляю последовательность всего учебного процесса самопознания.

На начальной стадии побуждение учащиеся обращаются  к предшествующим знаниям, чувствам, создается контекст  для нового  обучения. На этапе побуждения ученики начинают размышлять, делать предсказания. На этой стадии урока  у учеников  возникают новые идеи,  они получают новую информацию, соединяют их со своей уже ранее существующей базой знаний. На стадии осмысления ученики «открываются» новой информации или идее, новым размышлениям. На этой стадии ученики соединяют новые идеи с уже полученными знаниями и верованиями, контролируют свое понимание, реагируют  на свои  столкновения с информацией и активно ею управляют.  В стадии рефлексии ученики становятся собственниками нового знания. Через рефлексивный процесс ученики ясно формулируют свои мысли, получают обратную связь от одноклассников и учителя и проверяют  интеграцию информации со своим  построением значения. Эта модель обучения, по-моему, помогает активизировать мышление, интегрировать идею и информацию, стимулировать личное преобразование,  формулировать и выражать собственные мнения, думать критически и гибко. Например, по теме «Планета -  наш общий дом» на стадии побуждение ставлю следующие вопросы: «Как вы думаете, почему планету Земля называют чудом?», «Согласны ли вы с мнением, что человек, его мысли, слова и поступки могут вызвать экологические катастрофы, стихийные бедствия?». Для полного осмысления поставленной проблемы читаю следующее произведение: Разговор с Планетой

О, мама милая, Земля! Я вновь с тобой, в который раз…

К тебе пришло твоё дитя, чтоб вместе быть в тяжёлый час.

Меня к себе ты приняла, и вот - глаза мои открылись:

Вокруг я вижу много зла, и люди мало изменились.

Но ты всех любишь – ты ведь мать, а дети мало понимают,

Они умеют только брать – сыновний долг не исполнять.

Прости. И я такой была, когда тебя ещё не знала,

Не раз меч в руки я брала, когда могла держать орало.

Меня и всех ты нас прости, и верь, что повзрослеют дети,

Сумеют духом возрасти, любовь вернув своей планете!

 

На стадии  рефлексииученики презентуют свою работу в группах у доски по следующим проблемам: «Может ли погибнуть Земля как планета? Почему?»,  «Что мы, люди, можем сделать, чтобы спасти Землю?»,  «Какой мы представляем себе будущее нашей планеты», «Может ли человек предотвратить  апокалипсис? Если да, то как, если нет, то почему?».

Завершаем урок, встав в круг и исполнив песню на слова Р.Рождественского «Земля не спит».

Проводя уроки самопознания, я вижу в детях искреннюю заинтересованность.   Интерес и уверенность в себе не могут быть развиты без обмена мнениями и свободным обсуждением новых тем и проблем, предлагаемых курсом самопознания. Ученик не знает всего.  Да он и не должен знать ответ на все вопросы, поставленные перед ним  школьной программой. Знание правильных ответов не требует поисков, риска и спроса. Это происходит автоматически и без раздумий. А вот поиск ответов на нравственные вопросы заставляет  учеников размышлять, искать  пути преодоления той или иной проблемы, видеть прекрасное рядом, вокруг,  в самом себе.

Уроки самопознания  помогают  и мне, и детям понять  мысли и чувства другого, дают возможность каждому высказать свои мысли по разным проблемам и  в разной форме. Они помогают  увидеть конфликт или гармонию мыслей и поступков, возможность  признания сложностей путей их преодоления. Мы видим, как мысли и чувства детей развиваются, как они разбираются в самом процессе обучения, находят ответы на волнующие их вопросы.  Уроки самопознания научили нас, учителей, еще  внимательнее принимать и уважать мысли  и чувства детей. Мы всегда помним о том, что легко как детям, так и взрослым воспринимать вещи просто, но как это важно – помочь увидеть большую сложность, пытаясь вытащить на поверхность конфликты в своих собственных мыслях. При всей сложности задачи уроки самопознания дают возможность  сделать так, чтобы не было проигравших – чтобы каждый ушел домой защищенным.

Да, это трудная работа для учителя – развить  чувства  ребенка, но эта сложная задача осуществима и желательна. И в этом нам помогают уроки самопознания, позволяющие детям присутствовать на уроке как личностям со своими мыслями и чувствами.  Уроки, обнаруживающие  те мысли и чувства,  в которых  начальным пунктом становится развитие такого видения мира, где люди заботятся о защищенности  других людей, как о своей собственной.

Мы, педагоги, думаем о том, чтобы наши выпускники были готовы ко всем испытаниям будущего. Мы хотим, чтобы они не просто выживали, но и преуспевали, чтобы прожили счастливую и плодотворную жизнь. И на уроках самопознания мы учим наших детей уметь смело  браться за любое  дело, всесторонне и творчески подходить к решению поставленной задачи. Но главное, мы учим наших выпускников формировать собственное мнение и договариваться с другими, чтобы из изобилия разнородных мнений вывести оптимальное решение. Как известно, все эти способности не возникают сами собой, их надо развивать и тренировать, прежде чем они станут моделью поведения в жизни. Вряд ли можно рассчитывать, что такие способности появятся у взрослого человека, если его школьные годы проходят в обстановке жесткого подчинения, где нет ни диалога, ни постановки проблем, ни принятия самостоятельных решений. Уроки самопознания дают возможность  развития таких способностей в каждом ученике.  На уроках самопознания ученик имеет достаточно свободы, чтобы взять на себя ответственность за все свои действия: за свои знания, за идеи, за то, как и когда он делится своими идеями с одноклассниками, за то, как он осознает свое место и свою роль в сообществе.

На этих уроках  каждый ученик  способен свободно проявлять и  развивать творческие способности и интеллектуальные возможности.  Свобода и ответственность неразделимы, они помогают нам избавиться от равнодушия.  Посредством уроков самопознания мы стремимся к мастерству и цельности, стремимся быть мужественными и справедливыми.

…Жизнь – восхожденье!  Жизнь – восхожденье!

Жизнь – это значит дорога крута,  жизнь – это вечно в глазах высота,

Видеть вершину всегда пред собой. Сквозь бурю препятствий,

И по камням, по тропе ледяной  все подниматься, все подниматься!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.