KZ

Главная страницаЧеловек и культура
Творчество – могучий стимул духовной жизни
Василий Александрович Сухомлинский

Автор: Василий Александрович Сухомлинский

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель.

Материалы автора:

1

Проблема творчества – один из участков педагогическойцелины, и чтобы только приступить к ее освоению, нужно создать книгу о педагогическом аспекте творчества. Тут я коснусь только творчества, связанного с эмо­ционально-эстетической сферой духовной жизни под­ростков.

Почему «зубной болью сердца» (Гейне)  подростков является их охлаждение, часто равнодушие к учебе, а то и просто нежелание учиться? Одна из главнейших причин итого явления – отсутствие или убогость творческого на­чала в духовной жизни. Подростку уже маловато тех сти­мулов, которых было достаточно для младшего школьника: выполнения воли и желания дорогого человека, похвалы, поощрения. Подросток стремится выразить себя, и выразить не только в результатах своей учебы, но и во внут­реннем духовном мире. Ему уже не хочется быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он хочет быть творцом. Творческое вдохновение трудом, создающим какие-то духовные ценности, является важней­шим условием полноты его духовной жизни.

Творческое вдохновение – человеческая потребность, и которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоя­щему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь подростков. Творчество было  той «живой водою», которая вливала свежие силы в моих маль­чиков и девочек, помогая преодолевать трудности. Без творческого начала они просто не могли бы справиться с тем, что делали.

Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые раньше, ста­новятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается го своим духовным достоянием.

Важнейшим первоисточником творчества как самовыражения и самоутверждения личности является слово. И творческое вдохновение, которое переживается уже и детские годы, начинается с того, что слово как духов­ное богатство личности становится строительным ма­териалом, из которого ребенок что-то создает. Сочинение, сказка были первой сферой творчества, в котором ребенок утверждал свои способности, познавал себя, переживал первое чувство гордости от того, что он что-то создам Детская сказка, сложенная среди природы, является, по моему убеждению, целым духовным миром, который определяет содержание и направленность мыслей, чувств, переживаний. В детстве каждый мой воспитанник сложил двадцати до пятидесяти сказок. В отрочестве мальчикам и девочкам не хотелось разлучаться со своим любимым миром сказки. Но горизонты мира у подростка уже не те, что у ребенка, – не те и сказки. Стремление углублений познавать, обобщать вещи и явления наложило отпечаток и на творчество. В отрочестве мои воспитанники тоже слагали много сказок, но в них ярко проявлялось стремление к раздумьям, обобщениям.

14 августа 2019    Раздел / Образование

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.