KZ

Главная страницаВечные ценности народа
Амиржан Ситдыков (1898-1984)
Амиржан Ситдыков (1898-1984)

________________________

Амиржан Ситдыков (1898-1984)

________________________:

Известный казахский педагог, заслуженный учитель республики, один из основоположников просвещения и педагогической науки в Казахстане.

________________________

.

Подробная информация

Амиржан Ситдыков (1898-1984)

 Известный казахский педагог, заслуженный учитель республики, один из основоположников просвещения и педагогической науки в Казахстане.

Педагогическую деятельность А.С. Ситдыков начал в 1918 г. в качестве учителя начальной школы. В 1924 г. окончил Центральный институт народного образования в Москве. Его наставниками были такие выдающиеся ученые-педагоги, как А. Блонский и И. К. Крупская. После окончания института до 1928 г. работал в школе-коммуне, в средних общеобразовательных школах, а затем – заведующим инспекторско-методическим отделом Семипалатинского губоно. В 1928-1943 гг. – методист-инспектор Наркомпроса Казахской ССР. С1943 г. до конца жизни работал научным сотрудником, зав. сектором, зам. директора, директором НИИ пед.наук им. И. Алтынсарина.

Первые его научные статьи увидели свет на страницах журналов «Темир казык» (Москва) и «Тан» (Семипалатинск).

В 1930-е гг. в соавторстве с ученым-педагогом профессором Ш. Альжановым А.С. Ситдыков составил «Хрестоматию по марксистской педагогике» в двух томах.

Большое значение в развитии педагогической науки в республике имеет монография А.С. Ситдыкова «Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина», посвященная выдающемуся казахскому просветителю и педагогу.

А.С. Ситдыков пропагандировал педагогические идеи и прогрессивные взгляды представителей передовой русской интеллигенции. По его инициативе отдельными книгами в Казахстане выпущены педагогические высказывания Я. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, К.Д. Ушинского и И. К. Крупской.

На страницах периодической печати А.С. Ситдыков часто выступал с научными статьями по различным проблемам теории и истории педагогики, а также по актуальным вопросам методики.

Он – составитель и автор сборников статей о развитии народного образования и педагогической мысли в республике. Его научные труды опубликованы в «Педагогическом словаре», «Ежегоднике БСЭ», в хрестоматии по истории педагогики на украинском языке, в книге «Народное образование мира» и в других изданиях.

А.С. Ситдыков многое сделал в области методики обучения. Им было выпущено методическое пособие по обучению грамоте на родном языке в начальных классах, опубликованы серии статей по этой проблеме на страни­цах республиканских журналов «Халык мугалими», «Казахстан мектеби»...

Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Почета, медалями.

 Алтынсарин о роли учителя

(отрывки)

...Абай Кунанбаев и Алтынсарин считали необходимым для молодежи знание своего родного языка и наряду с этим считали необходимым овладение русским языком.

Алтынсарин мыслил начальную школу и двухклассные училища по языку преподавания двуязычными. Но все годы обучения наравне с русским языком должен изучаться и казахский язык по составленным им хрестоматиям. Учителя – «природные казахи» – должны пользоваться в преподавании казахского языка средствами в форме перевода с русского на казахский и обратно.

Рекомендуя параллельное изучение в школе обоих языков – казахского и русского, сам Алтынсарин, обучая казахских детей русскому и родному языкам, в течение трех-четырех месяцев добился довольно хороших успехов. Если разговорная речь по-русски, а также письмо и чтение потребовали от него большего искусства преподавания, большей настойчивости, в чем он считал невозможным «отступить от ребенка», то по родному языку он находит возможным предоставить ученику большую самостоятельность.

Обучение учащихся русскому языку Алтынсарин, как и его современники – передовые деятели грузинских, армянских, татарских и чувашских школ, считал возможным лишь после того, как ученики овладеют родным языком. Такого же взгляда по этому вопросу держался Ушинский и все передовые русские деятели, относившиеся с глубоким уважением к родной, материнской речи ребенка.

Разрабатывая самостоятельное оригинальное руководство к обучению казахских детей русскому языку, Алтынсарин отвергает механическое «книжное» изучение – зазубривание по учебникам. Первоначальное обучение русскому языку, по его мнению, должно состоять из уроков живой разговорной речи, обеспечивающих правильное произношение, накопление активного запаса слов. Ученик должен овладевать известным минимумом разговорного материала и уметь различать элементарные особенности русской речи.

Лишь после такой предварительной подготовки можно перейти к букварю. Такая постановка облегчает учителю вторую стадию – открывает широкие возможности использовать методические приемы предметного обучения, объяснительного чтения, обеспечить наглядность и сознательность всего учебного процесса...

...В сложнейших вопросах школьной организации и выборе педагогической системы Алтынсарин ориентировался на все положительное, достигнутое русской передовой педагогической мыслью того времени, и на опыт строительства русской начальной народной школы. Но, руководствуясь этими общественно-политическими идеями и педагогическими взглядами, Алтынсарин проводил их в жизнь с учетом реальной действительности казахской степи.

С гуманистических и демократических позиций Алтынсарин во имя идеи народности отстаивает право на просвещение неиспорченного даровитого казахского народа. Настаивает на организации народных школ в среде самого казахского населения, исходя из насущных жизненных потребностей и культурно-экономического развития казахского народа. Ставит проблему подготовки учителей из «природных казахов» и проблему обучения девушек, организуя «интернаты-пансионы» при школах.

Воспитательные идеалы педагогики и школьная система Алтынсарина базируются на высокой оценке науки и общего образования, на любви к ребенку и уважении к его личности, на стремлении подготовить молодых людей, могущих служить на пользу своему народу.

Удачно разрешив проблему организации повышенного шестилетнего училища с интернатом, Алтынсарин добивался организации массового типа начальных школ, приспособленных к условиям жизни кочевого аула, а над шестилетней школой проектировал развернуть реальное (сельскохозяйственное) училище, предоставив для него свою усадьбу около Кустаная.

При Алтынсарине было положено в Казахстане начало педагогическому образованию. Алтынсарин не мыслил школу без учителя, квалифицированного и подготовленного, причем он добивался подготовки учителей из казахов. По мере выпуска учителей из Орской учительской школы он намечал к открытию сеть новых волостных школ...

На родном языке в школе Алтынсарина кроме усвоения учащимися грамоты на новом алфавите (на основе русской графики) проводилось изучение всего богатства народного творчества и объяснительное чтение составленных им самим рассказов и стихотворений, научно-популярных и нравственно-поучительных статей.

Основной задачей школы Алтынсарин считал сообщение учащимся реальных знаний; добивался, чтобы эти знания учащимися приобретались наглядно, с опытным изучением различных физических и химических явлений, для чего выписывал для школ приборы и пособия по географии, физике, химии, естествознанию. Преподавание в школе естественно-научных предметов он считал весьма ценным для популяризации естественно-научных знаний о явлениях природы и борьбы с предрассудками.

Заслугой Алтынсарина является также организация в Казахстане первой женской ремесленной школы для девочек-казашек...