KZ

Главная страницаЧеловек и культура
Модернизация на Востоке
А.И. Кравченко

Автор: А.И. Кравченко

Советский и российский социолог

Материалы автора:

4

Советский и российский социолог доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института социологии РАН. Специалист в области теории, методологии и истории социологии, социологии менеджмента, экономической социологии и социологии труда, а также социологии культуры и культурологи.

Хотя модернизация традиционной культуры неред­ко протекает параллельно с «европеизацией», явления эти неоднозначны. Модернизация идет в двух направле­ниях: по пути выработки новых, отвечающих современ­ным запросам форм и по пути заимствования отдельных черт или готовых комплексов из арсенала мировой урбанистической культуры. Например, застрачивание складки-напуска (хасёри) на кимоно, употребление од­нослойного пояса (оби) с накладным бантом в японском национальном женском костюме – всего лишь попытки модернизации традиционной одежды без каких-либо признаков ее европеизации.

Модернизации быта несомненно способствует ши­рокое проникновение техники (телефонов, радиоприем­ников, электроприборов, швейных машинок и т. п.) и ис­пользование синтетических материалов. В настоящее время в КНДР в быту все шире применяют электрокот­лы и электрокастрюли для варки риса, механические приспособления для изготовления пельменей (манту), электрорезки для овощей. Все эти явления сами по себе еще не служат показателем «европеизации», хотя неред­ко они воспринимаются как заимствования с Запада. Например, изготовление традиционной корейской или японской посуды из пластмасс, а также корейского или японского типа одежды из синтетических тканей есть не европеизация, а модернизация, которой в равной мере могут подвергаться элементы неевропейского и европей­ского быта. Однако психологически модернизация и европеизация часто ассоциируются. Так, в последние десятилетия корейские женщины стали носить чхима более короткие, чем предусмотрено традицией. Это не­сомненно отражает лишь модернизацию национально­го костюма, однако укороченная чхима сочетается с чул­ками и обувью обязательно европейского стиля, а чхима традиционной длины – с носками посон и корейской обувью.

Любой предмет или комплекс предметов в бытовой среде, окружающей современного корейца или японца, могут быть, как правило, отнесены к одной из двух сфер культуры: национальной и «западной». В Японии традиционная сфера культуры известна под термином «васики», а западная – «сэйёсики» или просто «ёсики». В ко­рейском быту предметы традиционного быта относятся к категории чосонсик, а западного – к категории соянсик, той же этимологии.

Сочетание европейского и национального встреча­ется повсюду. В интерьере: украшение комнат, меблиро­ванных по-европейски, национальными свитками с жи­вописью или каллиграфией. В одежде: корейский жилет (тынгори) или кофта (чогори), или японская кофта (хао- ри), украшенные такими европейскими деталями, как хлястик или пуговицы; японское кимоно или костюм ко­реянки, сшитые из европейской ткани; японская или ко­рейская по фактуре и выделке ткань, но с европейским рисунком; или, напротив, ткань специфически евро­пейского типа, но украшенная корейским или японским орнаментом. В пище: европейская трапеза или блюдо, к которому, однако, подается не хлеб, а сваренный на пару пресный рис гохан (яп.), пап (кор.).

15 апреля 2018    Раздел / Образование

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.