KZ

Главная страницаЧеловек и культура
Новая средневековая культура

Идеи спасения человека от самого себя и государства приобретают наиважнейшее значение во всей культуре. Все жанры литературы, театральные действия, живопись, архитектура направлены на решение и подтверждение этой идеи. Рождается идеал нового человека – человека аскетичного, образованного, духовного, созерцательного, утонченного, мистичного. Способного силой своей мысли и данной от Бога свободой решать судьбы земли.

Ни одна культура так не возносила образ и роль женщины, как средневековая. Культ Мадонны и духовная лю­бовь трансформируются в возвышенную любовь к Донне – прекрасной даме, во имя которой рыцари совершают подвиги, подвигнутые на них любовью духовной, любовью к Богу и духовному миру.      

"Со средневековой культуры начинается новая эра че­ловека, которая длилась два тысячелетия, а не только до эпохи Возрождения, как думали те ученые, которые пер­вое тысячелетие после христианства назвали средними ве­ками, то есть переходной порой человеческой культуры из одного состояния в другое. На самом деле Средневековье нельзя назвать переходным периодом. Полторы тысячи лет формировались новые основы культуры, возникали методы и способы взглядов на мир, формировались осно­вы нового мировоззрения, человек учился по–новому гово­рить с Богом, научился понимать и чувствовать свободу, понял свою главную задачу в жизни.

"Сколько изменений принесла эта эпоха – Бог в восприятии человека перестал быть чем–то внешним, обра­щенным к народу, а стал индивидуальным, обращенным к каждому; перед глазами человека раскрылась его индивидуальность, потому что Бога научился чувствовать внутри самого себя; открыл свободу, потому что понял, что Бог – это не космос и не его законы, а создатель космоса, который не может подчиняться законам созданного мира, потому что мир – часть Его, а не наоборот; понял, что творчество – это осмысление внутреннего глубинного миро­порядка, созданного Богом. Разве все это волновало людей только в Средневековье? Эта проблема стоит перед чело­веком до сих пор, только в ином ракурсе. XX век разрушил все формы культуры, созданные Средневековьем и сохра­нившиеся в трансформированном виде до сегодняшнего дня, но ничего своего не создал. Возможно, это впереди.

Формы новой культуры переосмыслялись на протяже­нии двух тысячелетий, достигали наивысших и совершен­ных своих стадий, доходили до упадка и вовсе исчезали. Амбивалентность как основная и самая важная особенность средневековой культуры, сохранившаяся в характе­ре основных культурных топосов, которые развивались два тысячелетия, является наиболее важной особенностью культуры двух христианских тысячелетий. Амбивалент­ность – это особенность не сути христианства, как может показаться вначале, а формы культуры, способов восприя­тия христианских истин. Творческая и свободная личность во все времена находила путь и способность к диалогу с Бо­гом. И этот диалог мы можем наблюдать в различных куль­турных формах, будь то философский трактат, живопис­ное полотно или приключенческий роман.

Возможно человек в XXI веке обнаружит новые способы восприятия и создаст новую культуру, которая будет обращена только в глубинные процессы человека. Утонченность и бинарность, полярность различных позиций, в которых «да» и «нет» были два противоположных полюса, остались где–то в начале XX века. В середине XX века человек уже почувствовал многообразность, его хватило только разрушить прежние формы, что с успехом проделал постмодерн, сумев скрыть от большинства взаимосвязи смыслов и форм прежней культуры. Человек попытался отказаться от Бога, сказав, что Ничто мира – вот новый Бог человека, но, глядя в его лицо человеку стало страшно и холодно. Он бежал от этого и вновь оказался перед выбо­ром, который можно сформулировать в простом вопросе: «как мне понимать бытие, как социум или как жизнь». Страх, который оказался в бытии, исходящий от Ничто, не смогла побороть экзистенция. Потребовалось новое средство. В поисках этого нового стали создаваться мно­жества форм культуры, которые являлись по сути уже отработанным историческим и культурным материалом.

Единственный интерес возник и стабильно держится к тому, что обнажает глубинные процессы человека, интимные стороны его жизни, его фантазии, реализацию его фантомов. Интеллектуальная культура в кино, литературе, живописи, архитектуре сегодня направлена именно на это. Даже в массовой культуре сохранились эти же тенденции, правда, идеи более просты и выражение их более грубо, но суть все та же – интимная жизнь человека. Такой интерес к индивидууму, к любому творческому проявлению личности – тенденция современной культуры, которая появилась только к концу XX века, когда любое движение души человека воспринимается как серьезный творческий акт. Это не профанация, не имитация произведений искусства, и не просто новый язык, обретенный в авангарде и постмодерне, это особое состояние души человека, где каждое действие его осознается как неоспоримый творческий акт, приближающий человека к Богу.

Поиск новых форм современной культурой основан, как говорят искусствоведы, на обломках старой. А эта старая культура – это культура средневековая, дошедшая в своем развитии до тупика и утопии. Средневековые идеи и формы выражения сохранились как остаточные явления в современной культуре, потому что пока рождаются новые идеи и создаются новые формы.

И главное, что сохранилось от Средних веков – это диалог Бога и человека, понимание того, что индивидуаль­ность человека дана Богом, чтобы человек смог не просто слиться с Ним, а стать Его собеседником и сотворцом, и для этого необходимо ему постичь и понять суть подлинной свободы и истоков творчества.

15 апреля 2018    Раздел / Образование

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.